V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде
Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

4 м/c,

ю-в.

758мм 47%
Подробнее
USD 94,87
EUR 104,74
Развлечения Знакомьтесь, Волгоград Куда сходить в Волгограде От скульптур в подвале до древнего рельса в подъезде: гид открыла тайны, что скрывают двери в центре Волгограда

От скульптур в подвале до древнего рельса в подъезде: гид открыла тайны, что скрывают двери в центре Волгограда

Анна Корнилова устроила прогулку The Doors, показав, что наполняет жизнью город в самых необычных местах

Анна Корнилова показывает, что скрывается за украшенными коваными дверями во дворе на улице Мира

Анна Корнилова раскрывает перед нами тайны Волгограда, те места, которые мы проходим каждый день, но не задумываемся, что они могут скрывать. Немногим известно, например, что в одном из дворов в центре города находится мастерская знаменитого художника и скульптора Петра Чаплыгина. Многие горожане, не говоря уже про гостей города, никогда не бывали внутри пожарной каланчи. «Дом с лебедями» — звучит знакомо, но где он находится, некоторые жители даже не представляют. Анна Корнилова собрала истории необычных дверей Волгограда, а их хранители рассказали, что за ними скрывается. Прогулка The Doors также охватывает мелкие артефакты города, которые наполняют его жизнью.

Волшебная дверь

Виктория Чаплыгина держит в руках картины, которые ее отец нарисовал в последние годы жизни

Около дома № 13 по улице Мира постепенно собираются люди, образуя мини-группу из десяти человек. Каждый оглядывается и пытается узнать в прохожих организатора прогулки The Doors Анну Корнилову.

— Все в сборе? — оглядывает группу подошедшая девушка. — Тогда за мной! Меня зовут Анна. Я не экскурсовод, я открыватель необычных мест Волгограда. Это мое хобби, поэтому от меня не услышите цифры и даты. Вы это без меня сможете посмотреть. Первоначально я сделала мерч и адвент-календарь про волгоградские двери и окна. Люди начали интересоваться, где находятся те или иные места, поэтому я решила проводить прогулки до этих мест, а их хранители, владельцы или сотрудники рассказывают историю и проводят мини-экскурсии.

Сразу за дверью гостей встречают десятки пар глаз скульптур Петра Чаплыгина

Первой точкой прогулки стала гигантская дверь, раза в три выше и шире человека, во дворе дома № 13 по улице Мира. На ней висят керамические портреты четырех российских императоров, на самом верху — скульптуры двух женщин, местами вкрапления мозаики и гальванические рельефы. Всё вместе и по отдельности является творчеством знаменитого художника и скульптора Петра Чаплыгина, которого не стало в 2022 году.

За свою жизнь он создал многочисленные произведения искусства, знакомые с детства многим волгоградцам: фонтан «Красные птицы» у ГДЮЦа на Краснознаменской, горельефы на фасаде ДК имени 40 лет Октября в Краснооктябрьском районе, скульптура обнаженной женщины, встречавшая покупателей на входе в магазин «Современник» (сейчас она находится в мастерской), огромное декоративное панно в Доме культуры алюминиевого завода в Тракторозаводском районе, рельеф в гостинице Камышина «Опава» и мозаика «Голубь мира» в подземном переходе на пересечении улиц Мира и Комсомольской.

Портреты императоров, которые создал Петр Чаплыгин

Попасть в небольшой выставочный зал Петра Чаплыгина удается далеко не каждому, но у Анны Корниловой припасен туз в рукаве. На ступеньках около двери группу ждет скромная блондинка в ярких красных штанах. Девушка хрупкая, но легко справляется с мощным железным замком.

— Папе эту выставочную часть выделили в 1988 году, — говорит дочь художника Виктория Чаплыгина. — До этого он занимал подвал с 1970 года. Там у него была мастерская. Здесь же хранятся произведения.

В детстве потеряв родителей, он сумел достичь высот в творчестве. Искусство его вытянуло, дало заряд.

В небольшой комнатушке всё заполнено картинами. Часть стоит на полу, некоторые висят на стенах. Оставшееся пространство заполонили скульптуры. Они стоят и висят везде, у некоторых даже есть свои подиумы, которые Пётр Чаплыгин сделал своими руками. Некоторые работы настолько огромны, что по частям лежат в разных углах мастерской. Где-то отдельно головы, где-то туловища.

На этой графике Петр Чаплыгин нарисовал свою смерть

Посреди выставочной комнаты стоит макет памятника строителям Волгограда, которую не воплотили в жизнь. Изначально власти хотели установить такой памятник вместо фонтана на площади Сталинградской победы перед занятым областным судом домом политпросвещения. Конкурсы проводились один за другим, скульпторы представляли самые различные варианты, но все оказалось безрезультатно. Планы по освоению площади так и остались планами — что площадь, что фонтан на ней остались заброшенными. Но губернатор Андрей Бочаров решил, что памятник строителям Сталинграда-Волгограда надо ставить в Сурском сквере. В итоге превратившийся в плац из тротуарной плитки Сурский сквер чиновники переименовали в Сквер строителей, поставив у оградки совмещенные с фонтаном скульптуры, изображающие архитектора, начальника стройки и рабочего-строителя. А макет одного из вариантов огромного памятника так и остался в мастерской Петра Чаплыгина.

— Я тоже художник, и это всё на моих глазах делалось, — скромно говорит Виктория. — Он мне рассказывал многое из жизни, что означают его произведения. Но я всё равно очень жалею, что о многом так и не расспросила.

Петр Чаплыгин создал не только множество скульптур, но и украсил фасад дома на Мира своими работами

Аккуратно пробираясь мимо скульптур, Виктория проводит экскурсантов по мастерской, а затем закрывает гигантскую чугунную дверь и ведет куда-то дальше. Завернула за угол, где уже вовсю цветет тутовник, марающий белые кроссовки и футболки. Еще один поворот — и перед нами обычный подвал с двумя котиками, которые греются на солнышке.

Чаплыгинские котики ждут гостей

— Есть легенда, что художник был очень нелюдим, — тихо говорит Анна Корнилова. — Многие девушки и женщины хотели с ним познакомиться, но он их отвергал. Однако Петр очень любил кошек, и одна из девушек решила покормить его любимец, так они и подружились.

Мастерская художника Чаплыгина

В подвале Виктория зажигает свет, и мастерская скульптора предстает во всей своей рабочей атмосфере. Ощущение, словно оказываешься в гараже у дедушки, который складирует всё, что может пригодиться в будущем. Только на полках лежат не машинное масло, старые покрышки, болтики и винтики, а краска, глина, кисти, недоделанные скульптуры и недорисованные картины. Где-то рядом с работами учеников института искусств лежат железо и витражное стекло. В отдельной комнате стоят две печи для обжига глины. Петр Чаплыгин построил их своими руками.

Виктория Чаплыгина показывает как работает печь

— Большая печь сейчас не работает, она в разобранном состоянии. Я в ней храню свои работы, потому что мне уже некуда их складывать, — смущается Виктория Чаплыгина. — Мастерская не потеряла свою направленность, поэтому вместе со студентами ВГИКа мы используем материалы отца и вторую печь. Кстати, в ней он обжигал «императоров».

Творчество скульптора выходит далеко за рамки мастерской, музеев и Волгограда. Поэтому Анна Корнилова вместе с Викторией Чаплыгиной добавила в прогулку The Doors и ставшую садом скульптур дачу Петра Чаплыгина на Бакалде, где еще больше искусства и творчества.

Прогулка по улице Мира

Венчает улицу Мира волгоградский планетарий

Показав, где и как творил скульптор Чаплыгин, Анна Корнилова ведет группу дальше по улице Мира, попутно обращая внимание на библиотеку имени Максима Горького, лицей № 5 и планетарий.

— Улицу Мира после Сталинградской битвы отстроили первой. Ее венчает планетарий со скульптурой «Мир» Веры Мухиной. Именно она создала «Рабочего и Колхозницу» у ВДНХ в Москве, — рассказывает во время прогулки до другой двери Анна Корнилова. — Вера Мухина была монументалисткой, и голубь, который сидит на скульптуре, — дело не ее рук. Она не привыкла работать с малыми формами, поэтому голубя сделал другой скульптор — Иван Ефимов.

Скульптура Веры Мухиной на крыше планетария

Планетарий являлся подарком на день рождения Иосифу Сталину. Одна из легенд гласит, что его строили пленные немцы.

— Конечно же, это не так. Это был 1954 год. Если это и были пленные немцы, то обрусевшие. Это подарок нашему городу от жителей ГДР. Есть две версии: товарищ Сталин знал и, соответственно, не знал об этом подарке, — смеется девушка.

Открытка бренда «Мошкарад» Анны Корниловой

Планетарий примечателен еще тем, что на фасаде здания с двух сторон сохранились два прямоугольных барельефа, один из которых грубо затерт. На том, что слева, был изображен профиль Иосифа Сталина, а на правом — флаги уже несуществующих государств ГДР и СССР с подписью: Fur Deutsch Sowjetische freundschaft («За немецко-советскую дружбу»).

— Когда культ личности Сталина развенчали, решили уничтожить не только барельеф на фасаде, но и большой мозаичный портрет в фойе планетария, — продолжает Анна Корнилова. — Но человек, которому дали это задание, не разрушил портрет, а закрыл его бумагой и поверх нанес штукатурку. Когда история повернула вспять, бумага со штукатуркой были отодраны. И теперь мы вновь лицезреем портрет Сталина, выложенный полудрагоценными уральскими камнями.

Мозаика «Голубь мира» Петра Чаплыгина в переходе на улице Мира

Спустившись рядом с домом № 13 по улице Мира в полузаброшенный подземный переход, группа вновь встречает творчество Петра Чаплыгина — остатки его мозаики под названием «Голубь мира». Раньше все стены этого перехода были украшены рукой художника, сейчас же из-под многочисленных слоев краски и заграждений торговыми точками удалось извлечь лишь часть. Еще одной достопримечательностью на улице Мира долгое время был локальный патриотический музей «Память» в подвале ЦУМа. Правда, посетить его сейчас нельзя, его закрыли на реставрацию минимум на три года.

Это самый человечный музей. Он не про символы и витрины с экспонатами. Он не про громко.

Экскурсия подходит к кофейне «Колба Кофе», где нас встречает ее владелица Маргарита, в футболке народной достопримечательности Волгограда — мошки. Недавно в подобной футболке застали Артемия Лебедева на интервью.

— Кофейне «Колба» на данный момент два года. Наша история начинается с маленькой кофейни Zicaffe напротив Дома профсоюзов. Нам хотелось создать что-то новое, чтобы у нас была и кухня, и десерты, — рассказывает владелица кофейни. — Мы долго искали помещение. Я по образованию архитектор и очень люблю проекты с историей — это место именно такое. Дом 1950–60-х годов постройки. Мне захотелось здесь сделать атмосферу, напоминающую советскую квартиру. Мы искали предметы декора и интерьера этой эпохи, что-то находили сами, что-то гости приносили.

Сотрудники и владельцы ищут и реставрируют советские артефакты

Во время рассказа о кофейне экскурсанты пьют лимонад и наслаждаются печеньем-орешком со сгущенкой, как в детстве. Облизывая пальцы, направились вдоль НЭТа к пожарной каланче. Если внутри театра посетителя встречают роскошное убранство и классический интерьер, то ведут туда унылые современные пластиковые двери. Сбоку, со стороны горсада, скалят зубы с пьедесталов и два огромных льва.

— Изначально такие львы стояли на центральном входе в театр. Сейчас они стоят сбоку, но они не аутентичные. Предыдущих полностью уничтожила война, — рассказывает Анна Корнилова. — И стоящий рядом с театром отель «Волгоград» появился на месте огромного дореволюционного здания гостиницы. Но после войны от нее остался только фундамент. Это была главная гостиница Царицына и популярное место. Здесь купцы слушали музыку и смотрели на танцовщиц. Тут останавливались все приезжие, начиная от Федора Шаляпина, заканчивая Петром Чайковским.

Памятник Николаю Гоголю является самым старым в Волгограде

Затылком к львам стоит памятник Николаю Гоголю, внешний вид которого явно демонстрирует внимание чиновников и горожан к классику русской литературы. Похоже, что его творчеством восхищены только многочисленные голуби, изрядно запятнавшие бюст следами своего пребывания.

Есть версия, что на нем дырки от обстрелов во время войны.

Гуляя по Комсомольскому саду, можно услышать пение птиц, подмечает Анна Корнилова, но это лишь небольшие динамики, из которых доносится чириканье. А в дореволюционное время на месте парка находилось кладбище. Историю Комсомольского сада Волгограда прошедшего путь от кладбища и балаганов до «Зайки» и воркаута, можно в нашем отдельном и подробном материале.

Подъем на пожарную каланчу

Чтобы подняться на каланчу, нужно преодолеть 207 ступеней

Под пение радиоприемных птиц мы добрались до пожарной каланчи на перекрестке улиц Коммунистической и Володарского. Вместе с сотрудницей Волгоградского областного краеведческого музея Ириной Вербиной мы отправились на самый верх башни.

— Сегодня вы можете подняться на смотровую площадку Первой пожарной каланчи, так как хранителем башни является краеведческий музей, в остальной части на первом этаже сидит представитель президента, — с ходу рассказывает музея Ирина Вербина. — Здание 1897 года постройки. Это несложно узнать, всё написано на фасаде, также здесь сохранился герб Царицына с изображением стерлядей. Это единственное здание с датой постройки конца XIX века. В этот же год был построен и, кстати, работает до сих пор завод «Красный октябрь».

Вначале были созданы открытки, а затем по ним Анна сделала прогулку

Каланчу пожарной части снесли в 1935 году. Якобы после убийства в Ленинграде Сергея Кирова местное партийное руководство посчитало, что нужно усилить меры безопасности и убрать открытую смотровую площадку, куда может пробраться снайпер. Ведь совсем рядом, на месте недавно снесенных гранитных трибун площади Павших борцов и храма имени Александра Невского, располагалось здание облисполкома. В 1995 году пожарная часть, в которой располагалось уже добровольное спортивное общество «Труд», была практически уничтожена пожаром. Восстановили ее вместе с каланчой по проекту известного архитектора-реставратора Сергея Сены. До 2017 года в здании располагалось дорожно-транспортное хозяйство. Затем пожарная каланча передалась краеведческому музею. А вот уговорить аппарат полпреда президента покинуть здание, освободив его под музейные экспозиции, не удается уже несколько лет. И хоть губернатор Андрей Бочаров заявлял об этом как об окончательном решении еще в 2017 году, его слова так и остались словами.

Высота — 38 метров, 207 ступеней, примерно 12-этажный дом.

Поднявшись на второй этаж каланчи, Ирина Вербина показала помещения, где раньше находились казармы. В каланче сохранена и особая царицынская, сделанная уголком, тычковая кладка. Впрочем, в ходе послевоенного восстановления каланчи некоторые перекрытия были снесены и интерьер пожарной части практически не сохранился.

— За три минуты надо было успеть собраться на тушение пожара, — рассказывает сотрудница музея. — Чтобы показать, в какой части города горит, вывешивались шары. Количество шаров означало сторону света. Телефонов тогда не было, приходилось оповещать так. Всего в здании работало 63 человека, двое из которых постоянно дежурили на самом верху. У пожарных зарплата была 12 рублей, около 24 000 рублей на сегодняшний день. За эту сумму люди тушили пожары, рискуя жизнями, развозили по общественным зданиям дрова и зажигали фонари в городе.

Вид с пожарной каланчи

Медленно поднимаясь по каждому витку винтовой лестницы, Ирина Вербина рассказывает интересные факты о центре дореволюционного Царицына, о том, как менялся город и что получилось сохранить из прежних зданий.

— Первая деревянная пожарная часть находилась на месте медицинского университета. Она сгорела. Дерево быстро горит. Особенно за наш жаркий летний сезон Царицын выгорал несколько раз и выстраивался вновь. Поэтому в конце XIX века было решено построить каменную постройку, — рассказывает сотрудник краеведческого музея. — Активно застраивался каменными зданиями и весь город. На том месте, где сейчас гостиница «Волгоград», Василий Воронин построил гостиницу «Столичные номера», а его сын Константин — первую больницу, ныне областную. Вместо разрушенных в годы войны домов в нынешней затрибунной части площади Павших борцов хотели построить Дом советов, но планы так и не воплотились в жизнь. На долгие годы там расположился парк. И только в 2021 году на этом месте построили новодел собора Александра Невского.

Вид с пожарной каланчи на НЭТ, гостиницу «Волгоград» и Комсомольский сад

В башне есть пара площадок между лестничными пролетами, где можно передохнуть и сквозь окна увидеть Волгоград как на ладони.

— С башни видны главные здания города: планетарий, музей-панораму, Дом профсоюзов, цирк, НЭТ, но вот Мамаев курган скрыт за жилыми домами. Однако можно заметить телебашню, — объясняет уже на самом верху каланчи Ирина Вербина. — Отсюда можно увидеть город Волжский на горизонте и Красноармейский район. Здесь виден еще остров Голодный, где располагалась первая крепость Царицына.

Птички любят это место. Во времена Царицына здесь работали орнитологи.

Экскурсия по «Дому с лебедями»

Башня Масляева находится рядом с Комсомольским садом

Спустившись с пожарной каланчи и подсчитав ровно 207 ступеней, через Комсомольский сад мы направились к «Дому с лебедями». Невозможно пропустить было и еще одну высотную доминанту центра — башню Масляева.

— Это удивительный дом, в котором изначально не было ни кухонь, ни ванных комнат, — с интересом рассказывает Анна Корнилова. — В башне предполагалось разместить гостиничные номера. Гостиница так и не появилась, а жильцам красивой, хоть и не слишком удобной башни приходилось выкручиваться собственными силами. Например, отсутствие ванных комнат удавалось компенсировать при помощи расположенных неподалеку Сурских бань. Вскоре жильцам так и не ставших гостиничными номеров пришли на помощь, выгородив части комнат под небольшие кухоньки и скромные ванные.

Лоджия в «Доме с лебедями»

Около дома № 19 на улице Ленина, на пересечении с улицей Мира, нас встретил гиперактивный мужчина с развевающейся на ветру густой рыжей бородой и толстой папкой в руках. Практически не успев даже поздороваться, Сергей Островский сразу стал рассказывать об истории своего удивительного дома.

— «Дом с лебедями» был возведен в конце 1920-х годов, но в 1932 году было принято решение надстроить дополнительный четвертый этаж. Этот дом первоначально был для размещения специалистов Тракторного завода, — показывает фотографию из папочки 1930 года огненнобородый экскурсовод. — Мне удалось добиться проведения капитального ремонта нашего многоквартирного дома на шесть лет раньше, обосновав, что он довоенный, а не послевоенный. В Росреестре был почему-то указан 1947 год постройки.

Сергей Островский рассказывает о своем доме

Рядом с «Домом с лебедями» находится и здание бывшей царицынской второй женской гимназии 1875 года постройки. Ныне это школа № 83. Здание построили братья Серебряковы. Сначала это был постоялый двор, затем они учредили гимназию для девочек и подарили ее городу Царицыну.

— Рабочие-мигранты при благоустройстве парка откопали рядом с гимназией рельс. Я предложил им отнести его к нам во двор, так как это может быть ценным экспонатом. Они же хотели сдать его на металлолом. Пришлось обменять его на коммунальный чугун — батареи и трубы, — рассказывает Сергей Островский. — Оказывается, рабочие нашли часть царицынского балкона со здания гимназии. Теперь этот рельс экспонируется у нас в «Доме с лебедями».

Часть истории — оголовок канализации Царицына

Увлеченно рассказывая о своем доме, Сергей Островский попутно рассказал, как он сохранил уникальный клапан канализации из 1913 года.

— Царицынские гласные купцы скинулись и построили в 1913 году канализацию, — указывая на торчащий посреди улицы железный грибок говорит рыжебородый мужчина. — Во время работ я разговаривал с каждым рабочим, несколькими водителями, всем объяснял, что данный предмет бесценен! Доходило даже до угроз с моей стороны. Каждый день «предлагал» сохранить этот «грибок». В итоге я выставил здесь пост из красных блоков и дежурил сам. Более 50 раз мимо него проезжал трактор. Представляете себе, этот инженерный объект пережил революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну и даже голодные 90-е! И легко мог не пережить современных благоустройщиков.

Кстати, при прокладке кабелей рабочие нашли и дореволюционное булыжное мощение улицы Успенской, ныне улицы Ленина. Но сохранять его стали, попросту выворотив булыжники.

— Я попросил не выбрасывать историю на свалку. Но уникальные камни уже собирались вывозить КАМАЗами! — восклицает общественник. — Я объявил, что если они это сделают, то я остановлю стройку. Камни удалось сохранить, более того, увековечить в оформлении нашего клапана вентиляции криволинейной частью дорожки.

Тщательно пытается собрать, классифицировать и сохранить Сергей Островский и историю самого «Дома с лебедями». Так, архитектор, который восстановил после войны дом № 19 на улице Ленина, на углу улицы Мира, Федор Лысов писал в мемуарах, что ничего не мог сделать с ним, так как после него осталась лишь коробка. Архитектору был тогда 31 год, и это был его первый востановленный дом в разрушенном Сталинграде.

— Дочка архитектора, Елена Федорова, передала мне его записи, — говорит Сергей Островский. — Здесь нельзя было добавить ни балконы, ни колонны, ни кронштейны, ни массивные карнизы. Архитектор решил сделать художественные рисунки. Так, на доме появились известные медальоны, на которых изображены лебеди, журавли, чайки и даже павлин, а под сталинскими фронтонами расположились парусники. Экстерьер дома расписан в технике сграфитто, что с итальянского — «выцарапываю». Фактически это фрески, нанесенные по сырой штукатурке.

Лебеди на доме № 19 на улице Мира

Дом знаменит не только лебедями на фасаде здания. Известно, что в подвале здания бойцы 38-й мотострелковой бригады (позднее ставшей 7-й гвардейской бригадой, в честь которой названа улица в центре Волгограда) взяли в плен 36 немцев. Также дом был первым восстановлен после войны. И именно здесь в одной из квартир проживала Сталинградского драматического театра народная артистка РСФСР Екатерина Мязина.

— После смерти она не оставила потомство и ее квартиру попросту ограбили, — рассказывает жилец дома. — Вынесли огромную коллекцию украшений и бриллиантов. Потом на помойке нашли ее наряды. Их уже жители передали в краеведческий музей.

В «Доме с лебедями» Сергей Островский владеет двумя квартирами, в одной из которых мечтает о домовом музее. Постепенно набирается у него и будущая экспозиция: сделанные в разные годы фотографии дома, дверные ручки, ухваты и даже итальянский фонтан. Он сейчас находится на хранении у общественника, пока идет капитальный ремонт дома.

— Здороваются, к сожалению, уже не все соседи. Уверен, это временно, — улыбается рыжебородый активист. — Капремонт — тяжелое испытание для добрососедства. В любом случае к критике, тем более конструктивной я всегда готов. И работаю с каждым соседом. С некоторыми, нарушающими порядок при проживании, получается в итоге встречаться и в судах.

Часть соседей меня не любит за мою активность. А часть обожает, осознавая, что спасаю дом от аварийности. Еще 5 лет назад дом был на грани разрушения

Сводчатые потолки царицынских подвалов

Дом с двумя улицами

По дороге до последнего пункта Анна Корнилова показала необычный артефакт на доме № 17 на улице Ленина. Табличка, на которой одновременно написано два адреса: улица Ленина и проспект Металлургов.

— Обратите внимание на название этой улицы. Это моя любимая улица. Только вы ее прочитайте, — в восторге говорит Анна Корнилова. — Кто-то табличку подобрал и решил, что она должна быть здесь. Словно «Алиса в Зазеркалье». Как хочешь, так и читай.

Двери XIX века оказались намертво вмурованы в асфальт

Стиснутый со всех сторон сталинской монументальной застройкой, стоит на улице Ленина и разделенный на три части двухэтажный дом № 13. В этом же доме находится один из самых старых крафтовых баров по всей России. И чтобы попасть в бар, необходимо пройти мимо единственных сохранившихся в Волгограде кованых ворот XIX века.

— Под влиянием огненного активиста я тоже позвонила в ЖКХ, чтобы узнать, почему двери вмонтированы в асфальт, — смеется Анна Корнилова. — Мне сухо ответили: «Чтобы не украли».

Сводчатые кирпичные потолки мало где можно увидеть в Волгограде

Конечной точкой маршрута стал бар «Птолемей», расположенный в старом царицынском подвале со сводчатыми кирпичными потолками. Кстати, это, наверное, единственное место в городе, где не нужно платить, чтобы увидеть подобные своды. Подобные экспонаты есть только в трех музеях города: музее-заповеднике «Старая Сарепта» в Красноармейском районе, музей истории и архитектуры Волгограда в старом корпусе архитектурно-строительного института на улице Академической в Ворошиловском районе и в подвалах здания с пожарной каланчой в Центральном районе. В доступных же к посещению подвалах Краеведческого музея сводчатые потолки обильно заштукатурены.

— Чтобы ее выложить, нужен высокий профессионализм каменщика и знание определенных приемов кладки, — рассказал известный волгоградский краевед Роман Шкода. — Это уникальные подвалы. Кирпич висит над головой на большой площади, несет сверху нагрузку и при этом он не падает. Причем это потолки не в один метр шириной, а в 10–15 метров. Не так много в Волгограде осталось зданий с такими подвалами, и не везде использовались такие приемы. Я не припомню, где в открытом доступе есть сводчатые кирпичные потолки. В подвалах Сарепты кладка XVIII века, в Горхозе —XIX века. А потом и смысла выкладывать такие своды уже не было, так как появились бетонные перекрытия. Можно считать, что это искусство окончательно утрачено уже в XIX веке.

Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
«Месть — дело придурков»: журналист из Волгограда не понимает, зачем автомобилисты вредят самокатчикам
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления