Самый известный кризис, который вселяет ужас в родителей и учителей, — подростковый. Каждый помнит себя в возрасте 12-15 лет и точно не хочет, чтобы у его ребенка было так же. Но трудности в общении родителей и детей всегда присутствуют в этом возрасте. Подростки начинают бунтовать, уверять, что они взрослые и самодостаточные личности, но съезжать от родителей, сами зарабатывать и стирать носки почему-то не собираются. Клинический психолог из Волгограда Анастасия Федорова рассказала подробно о подростковом кризисе и дала советы родителям, что делать в этот возрастной период.
Кризис подросткового возраста — это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет. Этап психического развития, связанный с взрослением: переходом от детства к юности.
Подростковый возраст один из самых важных критических периодов в жизни человека. Он существенно влияет на дальнейшее развитие и выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть и болезненность переходного состояния от детства к взрослости.
— Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие, — объясняет клинический психолог Анастасия Федорова. — Появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность.
Кризис связан с перестройкой организма ребенка половым созреванием
В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.
— В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса», — говорит Анастасия Федорова. — Первое — особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет. Второе — затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
Клинический психолог Анастасия Федорова приводит фазы подросткового кризиса:
предкритическая фаза — происходит изменение старых привычек и стереотипов;
кульминационная фаза;
посткритическая фаза — период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений.
В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним. Но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, нуждаясь в родителях, в их любви, заботе и мнении.
Подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным и равным с родителями в правах
Главная особенность подростка — это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.
— Эти ощущения часто не осознаются и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться, — говорит психолог. — На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Советы для родителей во время подросткового кризиса у ребенка от клинического психолога Анастасии Федоровой:
Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления пубертатного периода. Взрослые должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития тинейджера. Не считать его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкать во взрослую жизнь насильно. Возможно, ребенку нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
Родители должны с уважением относиться ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они не казались. Обсудите и проанализируйте вместе с ним каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит фраза: «Я всё могу решать сам!». Что именно за ней стоит? «Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку?» или «я могу сам решать, ночевать ли мне дома?» Разница существенна.
Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. «Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?» Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. «Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил?» Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.
Делайте то, чего хотите добиться от ребенка. Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем ходите, но и о содержании времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит больше узнать о друзьях ребенка.
Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих возрастных этапах.
Напомним, ранее мы писали обо всех кризисах, которые случаются в течение жизни у человека. А также отдельно разобрали кризисы новорожденности, трех и семи лет.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь и будьте в курсе всех важных событий из жизни города.