Местонахождение: проспект Жукова, участки между жилой застройкой и трамвайными путями.
На территории современного Волгограда, а также на подъезде к нему со стороны Москвы вдоль трассы M-6 можно обнаружить остатки крупнейшего в Европе XVIII века фортификационного сооружения. Это Царицынская сторожевая линия, которая на протяжении своего существования имела несколько имен.
Царицынская сторожевая линия – это оригинальный военно-инженерный комплекс, созданный в Нижнем Поволжье в XVIII веке, представляющий собой систему оборонительных сооружений от города Царицына на Волге до Паньшина городка на Дону, перекрывавших основной путь вторжения крымских и кубанских татар на земли Российского государства.
В начале XVIII века Россия страдала от постоянных набегов степных кочевников (крымских татар, калмыков, казахов) в районе Нижней Волги. Особенно трагичным был для государства Кубанский погром августа-сентября 1717 года. Кочевники увели в полон 12 тысяч жителей Нижней Волги, разрушили города, в том числе и Царицын. Тогда Петр Великий принимает решение о строительстве оборонительной линии.
Строительство линии было начато в 1718 году в месте кратчайшего сближения двух рек: Волги и Дона – на территории современных Иловлинского, Городищенского районов и города Волгограда. Линия строилась по общепринятой в Европе XVIII века концепции французского маршала Вобана, с учетом рельефа степной и овражистой местности. Строили оборонительный вал военные и гражданские люди, а именно: четыре драгунских полка (5000 человек), донские казаки из верховых городков (2345 человек), Сумской и Ахтырский cлободские казацкие полки (около 2500 человек), войска гетмана Скоропадского (6000 человек), гражданские люди из Азовской и Казанской губерний (1244 человека). Руководил строительством генерал-майор Кропотов, которому подчинялись все соединения русской армии в Поволжье.
К осени 1720 года Царицынская линия была построена и представляла собой деревянно-земляное фортификационное сооружение длиной 54,16 км, которое состояло из непрерывного вала высотой от 2,6 до 4,6 метра (от дна рва – 9–12 метров) и сухого рва шириной восемь метров. Изнутри вал был укреплен бревнами, выложен дерном для предохранения от размыва дождевой и талой водой. По дну устанавливался частокол из заостренных кверху бревен, таким же частоколом и дубовыми клетями, заполненными землей, перегораживались овраги и пойменные участки степных речек.
Линию составляли пять крепостей: четыре деревянных крепости: Мечетная, Грачевская, Осокорская и Донская и только одна каменная – Царицынская, которая размещалась на территории современного центра Волгограда у берега Волги. Четырехугольной формы цитадель была рассчитана на 500 человек гарнизона.
Во времена Петра I Царицынскую линию постоянно охранял патрульный отряд (136 солдат, драгун и пушкарей и 100 донских казаков). Командовал ими капитан Щербачев. Всего для охраны Царицынской укрепленной линии по указу намечалось содержать 1600 человек регулярных войск при 12 медных и 61 чугунной пушке. На летний период гарнизон сторожевой службы на линии подкреплялся еще частями регулярных войск и отрядом казаков войска Донского.
В 1776 году Царицынская сторожевая линия была упразднена, поскольку границы государства переместились далеко на юг.
У Царицынской сторожевой линии было несколько названий. Поскольку она была достроена уже в эпоху царствования Анны Иоановны, то изначально ее называли вал Анны Иоанновны. Затем ее стали звать Историческим валом.
В современном Волгограде остатки оборонительной линии еще видны вдоль проспекта Жукова, между трамвайными путями и жилой застройкой. То, что простому зрителю может казаться перепадом высот, на самом деле является следами самой возвышенной части вала Анны Иоанновны. Кстати, весь этот участок до 1996 года назывался Исторической улицей, а еще раньше – улицей Исторического Вала. Сегодня то место, где сохранилось само сооружение, называется проспектом Жукова, и последнее топонимическое воспоминание о сторожевой линии стерто. Однако такое название сохранилось за Самарским разъездом, и первая улица, которая встречается при съезде в город со стороны Москвы, это именно Историческая улица.
Впрочем, остатки вала лучше всего видны в окрестностях станицы Качалинской Городищенского района. А на пересечении вала с автотрассой Волгоград–Москва установлены памятные знаки с кратким описанием этапов строительства линии, ее оборонительного значения и планом укреплений.