На аэродром в Гумраке самолеты пожарной авиации, прибывшие в Волгоградскую область на тушение крупных пожаров, прилетают только для заправки опустошенных баков. Пять дней подряд пилоты МЧС ежедневно сбрасывали на землю по тысяче тонн воды и спасали охваченный огнем регион от самых крупных возгораний.
V1.ru пообщался с воздушными пожарными и узнал, почему работу в авиации МЧС пилоты сравнивают с отчаянными гонками на мотоциклах.
Экипажи прилетевших в город Ил-76 ТД, Бе-200 не знают, что такое нормированный рабочий день и выходные – через несколько минут после объявления тревоги пилоты уже поднимаются на борт своих самолетов.
– Перед нашим вылетом над областью летают разведчики. Мы начинаем работу как правило с 10 часов утра и заканчиваем только с наступлением темноты, – рассказывает командир экипажа Ил-76 ТД Владислав Подобный. – За день успеваем сделать как минимум четыре вылета и сбросить по 200 тонн воды. Все говорят: «Как много». Но если допустить просчет и не попасть в самый очаг, результат будет почти нулевым.
Потушив десятки крупнейших возгораний в Московской и Новгородской областях, Салехарде, Армении и даже Чили, сотрудники авиации МЧС еще ни разу не встречали одинаковых пожаров и не работали по стандартным схемам.
– В Волгоградской области мы тушили Ольховский и Дубовский районы. Самый тяжелый день выдался в пятницу, 25 августа, когда огонь вплотную подбирался к селу Оленье, – вспоминает Владислав Подобный. – В этот день наша работа действительно была заметна. Пламя подошло к трассе Волгоград–Сызрань, и нам пришлось изворачиваться так, чтобы как можно быстрее и аккуратнее его остановить. А вчера мы тушили возгорание рядом с линиями электропередачи. Чтобы избежать замыкания, работали с точностью канатоходцев.
Свой труд пилоты пожарных самолетов оценивают весьма скромно – сотрудники МЧС уверены, что в тушение пожара они вносят лишь финальный штрих.
– Пожарная авиация – это хорошо. Мы можем очень оперативно сработать, посмотреть на возгорание сверху и сбросить воду в самый эпицентр. Однако основную работу все равно делают пожарные на земле. Именно они тушат, а потом заливают водой все труднодоступные участки, – убежден Владислав Подобный.
Эмоции людей, в результате пожара потерявших крышу над головой, пилоты ощущают даже в воздухе. Справиться со своими чувствами и на время забыть о жертвах, по мнению летчиков, куда сложнее, чем потушить пожар.
– Когда в 2010 году мы работали на страшных возгораниях в Московской области и видели, как горят целые населенные пункты, приходилось очень непросто, – вспоминает Владислав Подобный. – Но главное, сдержать свои эмоции и не наделать глупостей. Мы хотим помочь людям, но при этом не погубить ни самолет, ни экипаж. Работа сложная, но очень интересная. Полеты рейсовых самолетов можно сравнить с ездой на автомобиле: набрали высоту и полетели. Мы же в этом случае ощущаем себя, как экстремалы-мотоциклисты, которые гоняют по пересеченной местности.
Пилоты МЧС не любят делать прогнозы даже на ближайший день. Однако они уверены, что их работа в Волгоградской области не закончится до тех пор, пока им на смену не придут сильные дожди.
Подробнее прочитать о последствиях пыльной бури в Волгограде и пожарах в Дубовском районе можно в онлайн-репортажах V1.ru.
Фото: Алексей Волхонский