Вот уже три года, как в России действует закон о банкротстве физических лиц. За это время им воспользовались больше 50 тысяч человек, хотя, по оценкам специалистов, сейчас около миллиона россиян — потенциальные банкроты. Одной из них стала волгоградка Зоя Александровна. Она рассказала, как на самом деле работает закон о банкротстве.
Банки не мелочатся
Пенсионерка Зоя Александровна в числе первых волгоградцев подала документы на признание себя несостоятельной. По ее словам, у нее просто не было другого выхода.
— Как и многие мои земляки, я имею большой опыт общения с банками. Я пережила уже три кредита, которые добросовестно погашала месяц за месяцем. Претензий у банков ко мне не было.
Зоя Александровна живет одна на скромную зарплату медицинского работника и такую же скромную пенсию. Помогать ей во всех бытовых расходах некому, потому решилась взять кредит на ремонт квартиры. Единственное жилье пенсионерки в Кировском районе Волгограда буквально рассыпалось на части.
— Все рассчитав и сведя свой доход с будущим расходом по кредиту, я решилась взять у банка 400 тысяч рублей на 10 лет. Я не планировала, что с учетом всех комиссий и страховок, мне придется отдать куда больше — 690 тысяч рублей. Кредит был уже взят, и я не знала, что делать. При всем желании насобирать ежемесячно больше 12 тысяч рублей я не могла, — рассказывает Зоя Александровна.
Неоспоримый довод
О том, что в стране действует закон о банкротстве физлиц, Зоя Александровна узнала давно. Волгоградка говорит, она поняла, что это ее единственный шанс. Женщина стала штудировать интернет, собирать документы, узнавать, какие тонкости необходимо знать на пути к признанию физлица банкротом. А потом знакомые посоветовали обратиться за помощью к профессионалам.
— Процедура банкротства физических лиц — общепринятая практика во многих странах. Например, американский президент банкротился шесть раз. В России закон действует уже несколько лет, — говорит директор профильной юридической фирмы по банкротству «ЮстЭк» Андрей Колесниченко. — Начать процедуру банкротства можно в любой ситуации, когда недостаточно денежных средств на погашение займа перед кредитором: например, сокращение ежемесячного дохода, увольнение, потеря единственного кормильца и прочие ситуации несостоятельности должника. Так как банкротство — процедура сугубо индивидуальная, то не учитывается доход ни супругов, ни иных ближайших родственников. Фактически, банкротиться может человек с любым долгом, хоть в 100 тысяч рублей, и не нужно ждать просрочки.
Между тем, за три года «жизни» закона в Арбитражный суд Волгоградской области было подано лишь 2000 дел, половину из которых ведут юристы фирмы «ЮстЭк». В их практике не было ни одного отрицательного решения.
— В Волгоградской области нами выиграно абсолютное большинство дел. Процедура банкротства «обкатана» на сотнях случаев, — говорит Колесниченко. — Но, к сожалению, нередко человек продолжает тянуть кредитную лямку по привычке. Занимает у родственников, знакомых, набирает подработку и новые кредиты. Должники живут в постоянном стрессе и зависимости от банка годами, не осознавая свою несостоятельность. Чтобы расстаться с долгами достаточно понять и признать ситуацию, а остальное — доверить профессионалам.
Поводы для начала процедуры банкротства:
— Ежемесячный платеж превышает прожиточный минимум на гражданина
— Нет никаких перспектив выбраться из долговой ямы
Терять нечего
Процедура банкротства, по словам юристов, длится в среднем 6–10 месяцев. В это время самостоятельно должник не имеет права заключать сделки, брать заемы или продавать свое имущество. Это может осуществлять только арбитражный управляющий. Впрочем, часто бывает так, что процедура есть, а имущества нет.
— Нашему клиенту, можно сказать, повезло: поскольку у нее за душой не было фактически ничего, только квартира, — говорит юрист. — Но продать ее по закону нельзя, как единственное жилье. В этой ситуации долги просто списываются.
Нет и не надо
Дело Зои Александровны № А12–10166/2016 было закрыто решением суда спустя чуть больше года в пользу волгоградки. По словам юриста, волгоградка, конечно, будет иметь некоторые ограничения. Например, в ближайшие пять лет, если она решит вновь оформить кредит в банке, обязана сообщить о своем банкротстве. При этом прямого запрета на кредит нет. Но, уверяет собеседник, сто из ста человек утверждают: больше никогда в жизни они кредит брать не попытаются. Хватит, «наелись».
Это же подтверждает и сама Зоя Александровна. По словам женщины, прежде, чем решиться на любой серьезный заем — будь то обычный кредит, ипотека или кредит для бизнеса, надо сто раз подумать и взвесить все возможные риски, чего ей сделать не позволили.
Обратиться за консультацией юриста можно по телефону: +7 (8442) 24–30–05 или 8(902)3609446, а также на сайте юридической фирмы «ЮстЭк».