Недавно я скачал досье на себя, сформированные двумя соцсетями: Facebook и «ВКонтакте». Мне хотелось понять, что они знают обо мне. Процесс занял несколько часов, так что теперь я изучаю мегабайты файлов о самом себе. И сегодня, в Международный день защиты персональных данных, самое время спросить — не слишком ли мы открыты миру?
Анкеты с подвохом
Недавно мне встретилось объявление «специалиста», предлагавшего за небольшую плату нагадить под дверь врагу. Это лишний раз напомнило, что расположение этой двери не нужно сообщать кому попало.
Каждый раз, оставляя в глупой анкете свой телефон или адрес, понимаю, что рано или поздно этим воспользуются спамеры. Хуже того, я вынужден оставлять свои личные данные так часто, что почти не могу контролировать их использование. Выходя за дверь, внимательно смотрю под ноги, чтобы не вляпаться.
Конечно, есть и примеры излишнего простодушия. Весьма популярная форма мошенничества — выудить из человека данные его банковской карты и обналичить её. Сценарии разные: например, вам звонит якобы банковский работник, потому что ваша карта заблокирована, и просит сообщить все её данные...
Но если мошенники и спамеры используют ваши данные быстро и грубо, есть угроза и другого рода, ведь сбор персональной информации сегодня ведётся в промышленных масштабах.
Что знают соцсети
Перед скачиванием файлов я изучил опыт других людей. Так, пользователь популярного сайта знакомств Джудит Депортейл запросила у администрации ресурса досье на саму себя. В ответ ей пришёл документ объёмом 800 страниц, содержащий её личную историю за несколько лет, включая фотографии, удалённые на момент запроса.
— Мысль, что кто-то прочитал эти 800 страниц перед тем, как отправить мне, заставляет меня содрогнуться, — пишет Джудит.
Сначала интернет-компании собирали данные о пользователях ради совершенствования своих продуктов. Потом их стали использовать для таргетирования рекламы. Потом — продавать.
Что хотел секс-бот
Facebook не знает моего телефона, и это, видимо, беспокоит Facebook. Одно время он заваливал меня призывами срочно указать номер мобильного, а когда я всё-таки устоял, в друзья постучалась миловидная дама и затеяла такой разговор.
Я не знаю, был ли это бот самого Facebook или какого-то сборщика данных, но работа по выцеживанию информации ведётся целенаправленно и с фантазией.
Впрочем, даже если IT-компания использует ваши данные для таргетирования рекламы, что тут плохого? Здорово ведь, когда вместо бесполезных сноубордов или мотоциклов нам показывают рекламу подгузников и средств от простатита?
Но потом случилась череда скандалов, самым громким из которых стал слив данных о пользователях Facebook компании Cambridge Analytica. По одной из версий, обработанные по сложным алгоритмам данные пользователей сделали предвыборную кампанию Дональда Трампа в соцсетях такой эффективной — он хорошо знал болевые точки избирателей.
После такого рода происшествий IT-компании стали раскрывать пользователям данные о них же самих, демонстрируя полную открытость. Но полную ли?
Что знает Facebook
Моя активность во «ВКонтакте» довольно низкая, поэтому файл оказался скучным, как пресс-конференция. А вот Facebook я пользуюсь регулярно.
Один из разделов называется «Интересы, учитывающиеся при показе рекламы». Соцсеть считает, что меня будоражат Lexus, Volvo, гражданский активизм, движения в защиту окружающей среды, рок-музыка, семья и Челябинск (пара попаданий есть). Поскольку моим аккаунтом изредка пользуется жена, примешиваются сериалы и почему-то желатин. Совсем уж странно, что в список попали два имени: Павел и Андрей — спрошу жену и об этом.
В остальном присланный мне файл хоть и занимает 229 Мб, вызывает лишь желание воскликнуть: боже мой, как скучно мы живём! По сути, это огромный архив моих действий на Facebook со времен царя... Впрочем, он с тех пор не менялся.
Например, 25 мая 2015 года в 23:15 я поставил отметку «Нравится» под фотографией симпатичной коллеги. Встревожить здесь может лишь вот что: если в обычном мире всё забывается, информация об этом лайке, возможно, переживёт всех нас.
Не раскрывать главного
В таких «досье» есть изрядная доля лукавства, потому что соцсети не просто собирают информацию, но анализируют её, классифицируют, делают выводы, и это засекреченная часть, которую они считают своей.
Оскорбительная правда в том, что никого не интересует поэзия вашей души. Соцсетям важно отнести вас к одной из потребительских групп, для чего полезно знать уровень ваших доходов, интересы, семейный статус, политические пристрастия и так далее. Вы для них — не тот парень, что пять лет назад выручил другого парня. Вы для них набор параметров: 29 лет, 45 тысяч рублей, Hyundai Solaris, дочь, Турция, пиво, хоккей.
Что может лайк
Как они добывают информацию? Часть вы сообщаете добровольно, остальное из вас вытягивают. Есть исследование, что единичный лайк позволяет улучшить таргетирование рекламы в полтора раза. Если вы отметили фотографию самца-сёрфера, вы с большей вероятностью заинтересуетесь косметикой, чем если бы вы отреагировали на статью о блёснах, хотя всякое бывает.
Скандальная Cambridge Analytica считает, что классифицировать человека позволяют 12 лайков. А я за четыре года наставил их тысячи.
Интернет-бессознательное
Анализируются не только конкретные действия, но и намерения. Например, приложения для знакомств могут учитывать время, которое вы разглядывали фотографию очередного одинокого сердца. Есть технология, которая фиксирует движение курсора мыши по экрану, что выдаёт ваши бессознательные намерения.
Вы составляете плей-лист музыки, но по его характеру уже понятно, в каком вы настроении, состоится ли свидание и нужны ли вам презервативы или носовые платки.
Вы устанавливаете приложения на смартфон, но оно требует доступ к вашему микрофону, камере и архиву фотографий. Значит, есть риск, что упомянув в разговоре ключевые слова вроде «хочу купить дом в Сочи», вы получите контекстную рекламу риелторских агентств.
Архивы фотографий используются для обучения искусственного интеллекта, выявления ваших знакомств и мест, где вы бывали. А сколько информации даёт перемещение вашего смартфона? Возможно, уже сейчас IT-гиганты знают некоторые аспекты нашей жизни лучше нас самих.
Запущенный недавно флешмоб #10yearschallenge призывал выкладывать фотографии самих себя с разницей в 10 лет — ещё одна бесхитростная попытка научить нейронные сети распознавать лица людей в разном возрасте.
1984
Остался последний шаг до оруэлловской паранойи, ибо мы уже под колпаком, а доносчиком оказался наш лучший друг — смартфон. Но давайте снизим градус напряжённости: пока массивы личных профилей используются преимущественно в таргетировании рекламы, пропагандистских технологиях и тому подобном. Это тревожно, но не смертельно.
Интереснее, что ждёт нас дальше. IT-гиганты получили большую власть, поэтому войну им объявили государства. Французский надзорный орган CNIL оштрафовал Google на 50 миллионов евро за недобросовестный подход к раскрытию информации о том, как именно используются данные юзеров. Основателя Facebook Марка Цукерберга подвергли в Сенате США придирчивому допросу о «пользовательской приватности». Наш Роскомнадзор склоняет иностранные IT-компании размещать серверы с данными россиян на территории страны. В Европе приняли закон об авторских правах, который позволяет выкручивать руки интернет-платформам, в частности, YouTube.
Государствам нужно либо подавить IT-гигантов, либо делиться с ними властью. Вероятно, в этой войне государства победят и будут использовать упомянутые технологии в своих целях. Каких?
Рейтинг гражданина и превентивное правосудие
Эскиз будущего можно увидеть на примере Китая. В отличие от западного мира и России, он изолирован от внешнего интернет-пространства и пользуется собственным набором соцсетевых инструментов, принадлежащих местному гиганту Tencent — его приложения позволяют знакомиться, общаться, развлекаться, покупать. А значит, доступ к информации почти безграничен: единственным убежищем остаются мысли китайца, да и то если китаец не проявляет их как-нибудь невольно.
Каждому пользователю присваивается «рейтинг социального доверия», который зависит от образа жизни, социального статуса, знакомств, а если короче — от всего, что попадает в поле зрения смартфонов и камер. Этот рейтинг определяет добропорядочность человека, например, влияет на ставки по новым кредитам и перспективы хорошей карьеры. Неблагополучным китайцам уже сейчас запрещают пользоваться самолётами и поездами.
За что могут снизить рейтинг? Например, за покупку большого количества видеоигр или распространение «фейк ньюс» — ложных новостей. Система работает с 2014 года в тестовом режиме и станет обязательной в следующем году.
Несложно представить систему правосудия, которая выявляет преступников на ранней стадии, например, по типу личности и характеру высказываний, а потом отправляет на «профилактику». От такого подхода может быть как польза — например, быстрое отслеживание педофилов, — так и вред, когда его используют для зачистки общества от «врагов народа». Тем более для намеренных злодейств есть даркнет, и попадаться будут, как правило, самые бесхитростные борцы с режимом.
Как спастись от «Большого брата»
Если вы не готовы уйти в лес с компасом и ракетницей, скорее всего, никак. Поколение 1980+ имеет определённый иммунитет, но что касается молодёжи — это их будущее. И в нём нужно жить по-другому.
Я лично сохраняю веру, что оруэлловского 1984 года не наступит — будут отдельные перегибы, будет борьба, но будет и выработка стандартов, гарантирующих человеку определённый уровень приватности. Далеко не стопроцентный, но всё же. Ну, верить-то в это не возбраняется.
Пока же стоит критично пересмотреть уровень своей открытости миру, основанной на тщеславии и дефиците реального общения. Выкладывая фотографию своего малыша, вы радуете не только близких, но и компании по продаже детского питания. Устанавливая приложение на смартфон, вы, вероятно, пускаете нейронную сеть в свою спальню. Фотографируясь на фоне Эйфелевой башни, вы рассказываете миру, что у вас есть деньги на поездки. Либо же они есть у кого-то из близких, вычислить которых несложно, потому что они ваши френды.
Всё, что попадает в Сеть, остаётся здесь надолго и может быть использовано против вас. Кстати, в этом могут «помочь» и ваши «друзья», от которых страницы в социальных сетях было бы лучше держать зарытыми. Самые частые проблемы, с которыми сталкиваются пользователи — выставление их самых сокровенных данных на всеобщее обозрение.
Артём Краснов