Заброшенная и рассыпающаяся развалина прячется в густых благоухающих кустарниках на Мамаевом кургане в Волгограде. Безымянный памятник стал заложником собственной легенды. Прославленный мемуарами снайпера Зайцева и ни разу не упомянутый в документах, он десятилетиями тихо и мучительно умирает буквально в пяти минутах от сердца мемориального комплекса.
— Этот родник в дни битвы за Мамаев курган был единственным источником питьевой воды, — гласит еле заметная надпись на камне, возле уродливого бетонного кольца.
Памятник, который называют то «Источником жизни», то «Родником жизни», расположен в лесополосе, по левую руку от центральной лестницы Мамаева кургана. Чтобы найти его, корреспонденту V1.RU понадобилось около часа — никакой тропы, кроме народной — местные жители части приходят на небольшую полянку чуть поодаль на пикники — здесь не протоптано. Хотя на картах родник отмечен.
— А вы по дорожке до храма Всех Святых спускались, а потом вниз через кусты лезли? — приветствовала журналистов отдыхающая с семьей горожанка. — Это вы зря — можно было сойти с дорожки значительно ниже и по траве сюда дойти. Хотя это мы место знаем, а первый раз разобраться сложно… Да и чего по траве лазить, дождь только прошел, клещи…
Если бы не встреча с земляками, поиски могли затянуться еще больше. Родник со всех сторон скрывает свежая зелень, которую еще не успело опалить солнце. Угадать в сооружении памятник сложно — только потому, что V1.RU уже бывал здесь два года назад, разбираясь в судьбе и истории родника, сомневаться не пришлось. Именно тогда объяснили, почему памятник в упадке.
— Мемориальная зона требует проектирования. А на разработку проекта нужно получить разрешение Министерства культуры Российской Федерации. Но для него основанием являются неоспоримые исторические факты. И в этом — главная загвоздка. Когда мы начали искать подтверждения легендам, выяснилось, что родника не было! Ни в одном документе его существование не отражено. На довоенной гидрологической карте Сталинграда отмечено много родников, но на Мамаевом кургане — ни одного, — объяснял в 2017 году ныне покойный директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин.
За это время многое изменилось. Родник разрушился только сильнее, историки убедились, что документально он точно-точно не существовал. Но жив в упоминаниях солдат, воевавших здесь в Великую Отечественную войну.
— Формально родника не было. Но для нас первоисточником являются воспоминания реальных участников боев за Мамаев курган. И нет никаких оснований утверждать, что родника не существовало. Мы полагаем, что это не новодел и намерены его восстановить и сохранить. Речи о каком-то конкретном проекте еще даже идти не может. Пока решается вопрос о финансировании в федеральном центре, — говорит нынешний руководитель мемориального комплекса Алексей Дементьев.
Восстановить и облагородить планируют не только родник, но сам склон Мамаева кургана. Что именно сделают, когда, на каких условиях и другие рабочие моменты пока не разглашается.
— Пока наша задача — получить деньги. Свою часть работы мы выполнили, ждем решения комиссии. Поэтому ничего утверждать или обещать я не могу. Скажу одно — родник намерены сохранить, если будет реконструкция. И предположительно — нам бы этого очень хотелось — показать обновленные склоны к 80-летию разгрома фашистских войск в Сталинградской битве.
Пока родник стоит забытый, пересохший, являющий собой полную противоположность всего Мамаева кургана. Но если Москва найдет для Волгограда деньги, его жизнь может начаться заново.
Дарья Атарщикова