Общественники и просто неравнодушные волгоградцы всё чаще бьют тревогу, что в Волгограде при ремонтах и реконструкциях массово исчезают гранит и мрамор. Им на смену приходит или бетон, или обычная штукатурка и краска. В мэрии при этом пытаются убедить, что стараются максимально сохранить исторический облик улиц, но не везде это удается. Например, на станции скоростного трамвая «Площадь Ленина».
Одним из таких пунктов, где на смену мраморным плитам пришли штукатурка и краска, стал вход в подземную станцию скоростного трамвая у Дома офицеров. Рабочие демонтировали мрамор, стены оштукатурили и покрасили.
Волгоградцы, заметившие исчезновение мрамора, сразу высказали, что думают о городской власти и ее способности содержать доверенное имущество. Вот только немногие высказывания, опубликованные горожанами в социальных сетях:
— Сделали ремонт, отреставрировали они. Выдрали мрамор и оштукатурили. Я не могу. Ну как же так? Прямо в открытую мрамор снять. Слушайте, как удобно стало то. Когда-то город бомбили и восстанавливали его всей страной, а теперь и бомбить не надо. Сам сгинет...
— Мрамор нынче в цене, а тут бери не хочу, и ведь ничего ему за это не будет. А станций вон как много еще ремонтировать...
— Зато мы реконструируем набережную за два миллиарда... Пускать пыль в глаза наша власть давно научилась. А вот на содержание существующего денег нет.
— То, что построили и украсили в СССР, они теперь не могут даже нормально содержать. Только портить способны, — приходят к выводу волгоградцы.
В администрации Волгограда исчезновение мраморной облицовки признают.
— Волгоградская линия скоростного трамвая находится на обслуживании МУП «Метроэлектротранс», — рассказали в мэрии. — По итогам одного из обследований в 2017 году была обнаружена деформация части облицовочного покрытия при входе на станцию «Площадь Ленина» со стороны улицы Наумова. Наиболее вероятной причиной отслоения плитки стало воздействие неблагоприятных погодных условий на протяжении более чем 30 лет. Аварийное состояние облицовочного материала на входе в подземную станцию могло представлять угрозу безопасности пассажиров, поэтому специалисты муниципального предприятия в июне 2017 года провели ремонтные работы: с части поверхности входной группы сняли облицовочное покрытие, оштукатурили стену и покрасили ее фасадной краской.
Возвращать обратно белый мрамор на стены в администрации Волгограда не собираются.
— Проведенное обследование демонтированного покрытия показало невозможность его повторного применения непосредственно в облицовке стен, — заявляют в мэрии. — Сохранившиеся фрагменты использовались в дальнейшем при ремонте лестничных маршей для замены подступенков — декоративных вертикальных элементов, закрывающих пространство между ступенями.
Аналогичные работы по ремонту стен лестничного марша МУП «Метроэлектротранс» проводил в 2018 году на станции «Комсомольская» со стороны входа от дома № 10 по улице Комсомольской. Специалистами муниципального предприятия также было проведено обследование демонтированного мраморного покрытия, однако в данном случае было получено заключение о возможности его повторного использования. Поверхность стен была отштукатурена и вновь облицована той же плиткой.
Еще одной точкой, вызывающей беспокойство волгоградцев, стала площадь Металлургов у театра «Царицынская опера». Там разломаны и увезены в неизвестном направлении и гранитные поребрики, ограждавшие многочисленные цветники и тротуарные дорожки сквера. В администрации Волгограда пообещали сохранить все гранитные блоки, коих насчитали 250 штук.
— Свыше 250 гранитных блоков, из которых выполнено ограждение площади перед ГБУК «Волгоградский государственный театр "Царицынская Опера"», сохраняются на прежних местах, — прокомментировали в администрации Волгограда. — В рамках благоустройства они будут временно демонтированы, очищены от грязи и граффити, после чего установлены на заново выполненное основание. Перед демонтажем все блоки пронумеруют, чтобы при возвращении на место установить их в прежнем порядке. Аналогичная технология использовалась в ходе реконструкции Центральной лестницы нижней террасы набережной и других городских территорий.
Также в мэрии добавили, что меняют лишь садовый бордюр, поскольку его невозможно демонтировать без повреждений. Однако его фрагменты не утилизируются, а тщательно изучаются на предмет потенциально возможного использования при благоустройстве других территорий.
Еще одна «горячая точка» — улица Социалистическая, где сейчас идет ремонт дороги. Бригады демонтируют и гранитный, и бетонный бордюры, обещая, впрочем, сохранить гранит. В администрации уверяют, что гранитные блоки демонтируют, почистят, отмоют и вернут обратно, вернув улице первозданный облик.
Демонтировали гранит и на Центральной набережной при ее реконструкции. Блоки выкорчевали из земли, пронумеровали и увезли. Также общественники требовали вернуть 70-летние гранитные бордюры и на улицу Мира.
— В Волгограде на улице Мира, 24а, прямо перед зданием Следственного комитета, заменили 70-летний дорогой гранитный бордюр на дешевый из бетона, — писал в октябре прошлого года известный волгоградский активист Михаил Соломонов на своей странице в соцсетях. — Не знаю, кто так не любит наш город, но я написал по этому поводу заявление в полицию. Проезд к дому с колоннами, где это произошло, находится на территории объекта культурного наследия, и поэтому такое «благоустройство» — это не просто безобразие, а, я полагаю, нарушение федерального законодательства.
Впрочем, в администрации Волгограда показали, куда и зачем отвезли демонтированные бетонные блоки, и добавили, что меняли на новые только старые бетонные бордюры, непригодные к дальнейшей эксплуатации.