На улице Кубинской в Краснооктябрьском районе растут три старых высоких тополя. По одной из городских легенд, к их посадке приложил руку первый президент Франции Шарль де Голль. Жители улицы Кубинской уверяют, что это было в декабре 1944 года, официальные источники также подтверждают, что мсье де Голль действительно был в послевоенном Сталинграде в 1944 году, но сажал ли тополя, неизвестно. Попробовали разобраться в этой легенде и выяснить, насколько она правдива.
Красивая городская легенда?
— Поселок Тир был в Сталинграде еще до войны, — рассказывает волгоградец Александр Сиволобов. — Тиром он был назван потому, что когда-то в окрестностях поселка были артиллерийские тиры завода «Баррикады». Они там пушки отстреливали.
По рассказам Александра, в крайнем доме поселка Тир после Сталинградской битвы жил Петр Чулков, дядя Петя.
— В 1943 году его назначили директором копрового цеха завода «Красный Октябрь», — рассказывает Александр Сиволобов. — Он рассказывал, что его однажды посадили в По-2, он облетел над Сталинградом, пересчитал подбитую технику и принял ее для переплавки.
Как и полагается начальнику, ездил дядя Петя на трофейном «Хорьхе», когда-то принадлежавшем адъютанту Фридриха Паулюса Адаму Шмидту.
Вскоре в Сталинград приехал генерал де Голль. Дяде Пете выпала почетная миссия возить генерала. Шарль де Голль побывал в развалинах Центрального универмага, посмотрел на место, где пленили Паулюса, побывал на руинах Сталинградского тракторного завода. А потом Петр Чулков набрался наглости и попросил высокого гостя посадить деревья. В декабре. И генерал неожиданно согласился.
Немые свидетели
Высажено было около 20 тополей. Сейчас в живых осталось всего три. Они растут во дворе одного из домов в конце улицы Кубинской. Но с дороги их прекрасно видно.
— В 70-е годы прошлого века дядя Петя написал письмо во Францию и даже получил ответ от родственников Шарля де Голля, — вспоминает волгоградец. — В нём потомки генерала выражали признательность, что в Сталинграде помнят о генерале де Голле. Это письмо до сих пор находится где-то в доме, но, к сожалению, предъявить его невозможно. Потомки дяди Пети Чулкова разъехались по стране, дом стоит практически пустой, а где-то в его недрах хранится самый настоящий исторический документ, подтверждающий, что первый президент Пятой республики генерал Шарль де Голль приложил руку к высадке в освобожденном Сталинграде тополей.
Сейчас деревья находятся в плачевном состоянии. Время не пощадило даже их. Вверху высушенные ветки, которые периодически ломает ветром. Они падают во двор, пробивая крышу старого домика и ломая забор. Владельцы участка даже судиться пытались, чтобы им разрешили снести эти памятные тополя. Но раз когда-то могучие деревья еще стоят, значит, суды закончились не в пользу волгоградцев.
— Этим деревьям уже больше 70 лет, — рассказывает волгоградец. — Они свое уже изжили. Их либо спилят, либо сломает сильный порыв ветра. Так и исчезнет память о героическом французе, который когда-то сделал Сталинграду шикарный подарок.
Истина где-то рядом
Любопытно, но легенда вполне может оказаться правдой. По крайней мере, Шарль де Голль действительно приезжал в Сталинград в 1944 году с визитом.
В мемуарах указывается, что де Голль, несколько других французских генералов и дипломатов заехали в Сталинград по дороге из Баку в Москву. В городе он подарил мемориальную доску с надписью: «Сталинграду — благодарная Франция». В своей речи генерал сказал: «Я хочу воздать должное Сталинграду и отметить тот урок, который он нам дает. Я передаю горячий привет сражающегося французского народа героическому Сталинграду — символу наших общих побед над врагом».
В музее-панораме «Сталинградская битва» также подтвердили визит генерала и не исключили, что история с тополями вполне может быть реальной:
— Шарль де Голль действительно был в Сталинграде в 1944 году, — рассказали в музее. — Однако посадки деревьев в официальных документах и планах его визита не встречались. Впрочем, вполне возможно, что это просто не было задокументировано, поскольку многое в таких визитах было стихийно. На заводе «Красный Октябрь» французский генерал тоже был, и вполне допустимо, что кто-то из рабочих мог попросить о такой услуге. Хотя возникает вопрос о саженцах. Вряд ли их привезли из Франции, поскольку она была оккупирована. Волгоградские саженцы — тоже маловероятно, скорее всего их откуда-то привезли, но история вполне возможная.