После того как в Волгограде обмелела река Царица, ее пойма начала постепенно превращаться в никому не нужный клочок земли. Территория заросла деревьями и камышом, в некоторых местах образовались стихийные свалки, здание морятника стало центром притяжения различных субкультур и бездомных людей. С середины прошлого века жители Сталинграда и Волгограда слышали от властей и фантастические, и вполне реальные идеи по приведению поймы в порядок. Парки, цепи прудов, бетонные террасы, аквапарки и колёса обозрения — десятки проектов оставались лишь на эскизах архитекторов и дизайнеров. Но несколько лет назад инвесторы и чиновники решили взяться за пойму Царицы, и там одна за другой начали размножаться благоустроенные территории. Журналисты V1.RU узнали, как бизнесменам и властям удалось воплотить в реальность мечты нескольких поколений горожан.
Река превратилась в свалку
Само название реки Царицы историки объясняют тюркским «сары-су», что переводится как «желтая вода». Когда-то по ней проплывали корабли, огромные беляны с верховьев Камы, склоны были плотно застроены домами и мельницами. Река разделяла город на северную, Царицынскую, и южную, Зацарицынскую, части. В советские годы Царицу переименовали в Пионерку, а в 60-е годы прошлого столетия она обмелела, и ее спрятали в подземный коллектор. С 1993 года долина реки стала особо охраняемой природной территорией местного значения. Правда, у горожан складывалось впечатление, что пойму охраняют от наведения, порядка и благоустройства — по сути, она стала поросшим камышом бесхозным пустырем в самом центре города.
Еще с середины прошлого столетия местные и иногородние архитекторы высказывали десятки идей о том, что можно сделать с заброшенной территорией. Планы властей менялись от благоустройства к строительству торговых объектов, но всё же так и оставались планами.
— Во всех генпланах эта территория была рекреационной зоной для отдыха населения. Большая часть проектов касались первой очереди — от Волги до моста, — вспоминает бывший главный архитектор Волгограда Михаил Норкин. — Всего было, наверное, под сотню различных идей. Чаще всего предлагалось обустроить пруды, детские игровые городки и зоопарк. Последний жители ждали очень долго, но так и не дождались. Зоопарк же до войны еще у нас там был, но его так и не восстановили. Единственная причина, почему территорию так долго не приводили в порядок, — это деньги. Нынче политика властей изменилась, и в благоустройство вкладывают большие средства. Только, на мой взгляд, сейчас парки у нас в городе постные. Лавочки, зелень, приятно. Но не цепляет взгляд. Не хватает малых форм, скульптур, возможно.
В одно время через городскую администрацию пытались «протащить» проект строительства торгово-развлекательного и спортивно-оздоровительного центра. С такой идеей выступила индивидуальный предприниматель и жена основателя сети магазинов «МАН» Андрея Воробьева. Бизнесмены уже получили разрешение на землю и разработали план парка с гипермаркетом, однако после скандала с кредиторами и переоформления сети на другие юридические лица проект лишился своего инвестора, и об идее строительства «торгушки» в пойме Царицы забыли.
Хотели построить только музей, но увлеклись
В январе 2017 года в пойме реки Царицы начали строить франшизный музей «Россия — моя история». В октябре того же года состоялось торжественное открытие. Помимо музея, власти благоустроили прилегающую территорию. Спустя несколько месяцев горожане узнали о планах по продолжению облагораживания поймы.
— В начале 2018 года ООО «ВолгаСтилл» заключило соглашение с региональным комитетом экономической политики и развития, — рассказал директор компании Андрей Еркин. — Это соглашение подразумевает реализацию инвестиционного проекта. В нём прописаны обязательства, которые мы обязаны выполнять. По сути, здесь идет совмещение интересов: город получает инвестиции для благоустройства территории, а компания-инвестор понимает, что после благоустройства на территории можно создать современную индустрию развлечений и осуществлять коммерческую деятельность. Концепцию парка разрабатывала местная компания. Проект прошел общественные обсуждения и получил одобрение в профильных комитетах областной и городской администрации.
В пойме тут же начались масштабные работы. Подрядчик выкорчевал все старые деревья, перекопал грунт и приступил к созданию нового парка, который назвали «Раздолье».
— После согласования проекта начались земляные работы, которые очень затянулись, — вспоминает Андрей Еркин. — Изначально мы видели одну картину с инженерными сетями, а когда раскопали, обнаружили множество сетей, к которым были не готовы. Затем создавались тюбинговые горки, ледовый каток, детская площадка и сцена. Параллельно мы занимались благоустройством: формированием пешеходной сети и озеленением. К концу 2019 года у нас были запущены все запланированные на первом этапе объекты. Пока водных активностей у нас в парке нет, основной заработок идет зимой — работает каток. В условиях пандемии приходится пересматривать финансовую модель и окупаемость построенного объекта. В 2021 году возобновили работу объекта и планируем развиваться дальше.
К слову, тюбинговые горки стали не такими популярными, как ледовый каток. А вот из самых частых жалоб волгоградцев смело можно выделить отсутствие деревьев и тени. В социальных сетях горожане неоднократно называли новый парк и музей бетонной печкой.
— В 2019 году мы доработали план озеленения и высадили высокие деревья — от 3,5 до 4,5 метра, — рассказал Андрей Еркин. — С учетом того, что в пойме очень много песка, при посадке деревьев приходилось делать четырехметровую лунку и засыпать туда в огромном количестве плодородный грунт. Это очень сложно и затратно. Из 90 растений порядка 12 у нас не прижились, мы их заменили. В этом году, кстати, провели автоматический капельный полив.
Из-за малого количества тени в условиях волгоградской жары, а также в отсутствии дневных мероприятий жители города-героя предпочитают посещать парк вечером. В летнее время до 16 часов на территории «Раздолья» практически никого не бывает.
— В данном случае деревья не тень создают, а атмосферу зелени, — рассказывает директор компании-инвестора. — Для спасения от жары необходимы и другие решения: теневые зоны, навесы, водные объекты. В этом году мы создали рядом с детской зоной специальное место с тенью, а также разработали концепцию фуд-корта у сцены с тенью и спрей-зоной. Между сценой и мостом на необустроенной части территории рассматривается размещение водных активностей, например бассейна с пляжной зоной, и другие решения: территорию катка заполнить водой и превратить в трассу для детских лодок. Эти водные активности будут привлекать людей не только в вечернее время, когда жара спадает, но и в дневное.
Сегодня в парке работают детские площадки и батуты, предприятия общепита, тюбинговые горки и каток. Регулярно на территории «Раздолья» проходят различные мероприятия и ярмарки. По словам Андрея Еркина, у компании есть ряд договоренностей с организаторами крупных гастрономических, исторических и других фестивалей, а также с оргкомитетами спортивных мероприятий. Однако, по мнению горожан, для комфортного проведения подобных ивентов необходимо решить еще одну проблему парка — транспортную доступность. Ближайшие остановки общественного транспорта — «Современник» в Центральном районе и «Площадь Чекистов» в Ворошиловском. Чтобы попасть в парк, горожанам приходится либо спускаться по крутой лестнице со стороны улицы Краснознаменской, либо переходить пути детской железной дороги, преодолев сквер Пахмутовой.
— Многие жители города делятся с нами информацией о важности повышения транспортной доступности парка, в том числе путем создания остановок общественного транспорта на Нулевой Продольной, — утверждает Андрей Еркин. — У людей есть в этом потребность. Конечно, мы сами заинтересованы в транспортной доступности — это привлекает больше людей и снижает нагрузку на парковочные места. Очевидно, что есть проблема для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями — приходится спускаться и подниматься, преодолевая немаленький путь от остановок на Первой Продольной. Игнорировать это, конечно же, нельзя. Думаю, решения этой проблемы будут проработаны.
Отвечать на вопрос о том, сколько всего средств было инвестировано в парк, а также какой доход он приносит, Андрей Еркин вежливо отказался, сославшись на позицию учредителя. Но если посмотреть со стороны, компания зарабатывает на аренде от представителей общепита и организаторов ярмарок, на аттракционах (если таковыми можно назвать тюбинг, каток и другие временные сооружения), детской комнате и турах. По словам директора компании, инвестиционное соглашение не предусматривает каких-то налоговых льгот и других «плюшек» от государства. Единственное преимущество — низкая арендная плата за территорию поймы, которая является таковой ввиду рекреационного назначения земли. Как утверждает Андрей Еркин, учитывая социальную значимость объекта, компания принимает участие в грантовых конкурсах, но пока безуспешно.
— В прошлом году мы уже подавали заявку на грант, — признаётся директор компании. — Мы хотели создать смотровую площадку с бинокулярами на склоне тюбинговых трасс. При этом в биноклях будут элементы дополненной реальности. Заглянув туда, можно увидеть пейзажи царицынской эпохи на фоне современной действительности: саму реку Царицу, здания тех лет и другое. В этом году будем еще раз принимать участие в грантовом конкурсе. Надеюсь, всё получится. Этот проект полезен для более внимательного изучения жителями Волгограда истории родного края и будет важен для повышения туристической привлекательности парка.
Движемся к Волге
После подписания инвестиционного соглашения по благоустройству поймы Царицы в мае 2018 года власти объявили о преображении территории рядом с памятником «Гаситель», правда, на этот раз за бюджетные деньги. Строительство разделили на несколько этапов, в общей сложности на эти цели было потрачено порядка 40 миллионов рублей. Перед началом реконструкции территории специалисты выяснили, что больше половины деревьев и почти все кустарники высохли и оказались заражены инфекционными заболеваниями. Сотрудники коммунальных служб приняли решение провести санитарную вырубку растений. После этого началось строительство нового сквера.
— Рабочие установили в сквере порядка 200 метров бордюрного камня и замостили дорожки, — рассказали в администрации Волгограда. — В зеленой зоне уложили рулонный газон и высадили около 20 деревьев и кустарников, в основном вечнозеленые хвойные растения: ели, сосны и можжевельник. Общая площадь благоустройства составила порядка двух тысяч квадратных метров. К реализации проекта подрядная организация приступила после того, как здесь были завершены работы по строительству ливневых очистных сооружений.
На территории нового сквера появилась площадка для воркаута с травмобезопасным покрытием и 20 тренажерами, системы видеонаблюдения и освещения, у береговой линии установили шезлонги, навесы, скамейки, урны, велостоянки и оборудовали автопарковку. Рядом с последней практически прописались образцы военной техники, которые стоят там почти круглый год. Также власти собрались отреставрировать сам памятник волжским речникам, но пока что остановились на разработке проектно-сметной документации.
Бронзовая девочка с аккордеоном
В августе 2019 года начались работы по благоустройству правого склона поймы Царицы в Ворошиловском районе. Новый сквер решили назвать именем композитора Александры Пахмутовой. Сотрудники подрядной организации убрали старые конструкции и заменили их на новые, возвели бетонное основание под новую лестницу, ведущую в пойму, уложили бордюры, уложили пешеходные дорожки.
— Общая площадь обновленной территории свыше 56 тысяч квадратных метров. По окончании работ склон станет частью единой рекреационной зоны вдоль берега реки Волги, — рассказывали в пресс-службе городской администрации. — Подход к новой лестнице специалисты выложили из черной и белой тротуарной плитки в виде клавиш пианино. Еще несколько спусков к обновленной территории оформили со стороны улицы Калинина. Помимо этого, в рамках реконструкции объекта подрядная компания обустроила удобные переходы через детскую железную дорогу к интерактивному музею «Россия — моя история».
На территории нового сквера установили 275 светильников, за порядком следят 50 камер видеонаблюдения. Парковую инфраструктуру традиционно наполнили лавочки, урны и беседки. В ходе работ обошлось без массовой вырубки деревьев, большинство растений сохранили, а пешеходные дорожки уложили между ними.
— К существующим зеленым насаждениям рабочие высадили на склоне крупномерные деревья и кустарники, — сообщали в мэрии. — В их числе клен остролистный, ель, сосна, береза, ясень, липа крупнолистная, рябина, сирень, ирга, дерен белый, спирея, форзиция, бирючина, можжевельник и другие. Также здесь разбили цветники из двух тысяч кустов роз и посеяли семена газонных трав. Для ухода за всеми зелеными насаждениями подрядная организация проложила современный поливочный водопровод.
Преодолев дорожку в виде пианино, горожане, входящие в сквер со стороны остановки «Площадь Чекистов», могут увидеть бронзовую скульптуру Александры Пахмутовой, в честь которой назвали благоустроенную территорию. Арт-объект изготовил мастер Сергей Щербаков, который получил для работы всего пару архивных фотографий и старенький, списанный со счетов аккордеон.
— Открыть бюст Александры Николаевны было бы как-то банально, — рассуждал скульптор Сергей Щербаков. — Намного интереснее, на мой взгляд, увидеть человека в самом расцвете. Ощущение, что ты смотришь детские фотографии. Листаешь старый альбом и вспоминаешь.
Бронзовую статуэтку отлили на комбинате в подмосковном городе Жуковском. Ее высота примерно 1,2 метра, а вес — 306 килограммов.
— В 1943 году Александра Николаевна с семьей вернулась из эвакуации в Сталинград и продолжила заниматься музыкой, — рассказал V1.RU скульптор Сергей Щербаков. — Рояля тогда не было, поэтому девочка играла раненым в госпитале на трофейном немецком аккордеоне. У меня перед глазами была всего пара сохранившихся фотографий Александры Пахмутовой, по которым даже трудно определить ее возраст. А во что она была одета? Можно, конечно, было позвонить и задать такой вопрос ей самой. Но, мне кажется, она и сейчас этого не помнит, поэтому я ориентировался на моду того времени. Еще одна дилемма: на каком аккордеоне играла наша землячка? Понятно, что он был немецким, трофейным. Но ведь существовало много разных. Одним словом, материала было очень мало.
Маленькая артистка в длинном платье с рукавами-фонариками по сей день сидит на краю деревянной табуретки и играет на трофейном аккордеоне для раненых солдат.
Ранее мы рассказывали о том, как в центре Волгограда здание XIX века получило вторую жизнь и превратилось в креативное бизнес-пространство.