Россияне экономят на еде, одежде и обуви, причем почти треть из них начала это делать только в этом году из-за роста цен на продукты. Почему даже путинские 10 000 рублей не спасут положение, а только дополнительно разгонят цены? И что происходит в Волгоградской области с урожаем зерновых, который почему-то предпочитают выдавать за рекордный, размышляет в авторской колонке известный волгоградский фермер Андрей Прошаков.
Проведенный Райффайзенбанком опрос показал, что 31% россиян экономит на еде, 42% — на одежде и обуви, 17% — на медикаментах. Каждый второй потребитель находится в режиме экономии, при этом 27% из них стали экономить в 2021 году.
Понятно, что причиной стал рост цен. Эту динамику, на мой взгляд, пока сдерживают два фактора.
Первый фактор — отсутствие денег у населения (у 80% нет никаких сбережений). Но предвыборная щедрость в 700 миллиардов рублей для силовиков, курсантов, пенсионеров, семей с детьми, беременных и одиноких родителей к концу года обернется скачком цен для всех.
Тут можно отметить, что выплаты, которые не смогла принести населению страшная и беспощадная пандемия, смогла дать в свою честь «Единая Россия». Хотя, по моему мнению, правительство будет вынуждено для этого влезть в долги, потому как заявило о том, что выплаты будут проводиться за счет дополнительных поступлений в бюджет. Хотя ежемесячная статистика Минфина говорит об обратном. Лишних денег в казне нет.
Второй сдерживающий момент — это договоренности с ритейлом до выборов в Государственную думу не повышать цены. Если это не так и я ошибаюсь, то это значит только одно, что, как в сентябре проголосует потребитель, правительству всё равно. И тут я уже не знаю, что хуже.
Сегодня 90% населения сообщает, что зоной инфляционного бедствия стал рынок продуктов питания. Госкомстат СССР утверждал, что затраты средней семьи в 80-х (произошло удорожание продуктов на сельхозрынках) составляли 32,3% на питание.
В среднем за год советский гражданин потреблял: 70 кг мяса, 103 литра молока, 23 штуки яиц, 7 кг сливочного масла, 31 кг сахара, 7 л растительного масла, 84 кг картофеля, 105 кг хлеба (в среднем на это в месяц уходило 45,7 рубля).
Сравнивать с сегодняшними ценами и качеством — дело бесперспективное.
Поэтому остановимся на норме потребления, например хлеба, оно такое же и сегодня — 105 кг. Но из-за непрерывного удорожания других продуктов потребление хлебобулочных изделий растет, это уже где-то в пределах 126 кг.
Несмотря на удорожание зерна (хотя мелкие фермеры утверждают, что, например, за рожь на тонне они в минусе на 4 тысячи в сравнении с прошлым годом), хлеб в магазинах более-менее удается сдерживать, благодаря господдержке хлебопекам по 2 рубля за килограмм хлеба.
В отличие от молочных, хлебом мы себя обеспечиваем. Хотя опять с оговоркой — озимыми сортами, а не яровыми, которые и должны идти на выпечку настоящего хлеба.
Ладно, с качеством хлеба — это отдельная и многостраничная тема, давайте про количество на примере Волгоградской области:
1913 г. — 2,2 млн т зерна;
1928 г. — 1,3 млн т;
1932 г. — 1.6 млн т.
Тут понятно, что на уменьшение сработала Гражданская война, коллективизация, раскулачивание и расказачивание.
Ситуацию удалось выправить к 1940 г., собрав 3,3 млн т зерна.
1945 г. — 0,7 млн т.
До 1958 году погодные условия были совершенно неблагоприятные: засуха, сильные морозы, и урожайность колеблется от 1 млн т до 1,2 млн т.
В 1958 году Волгоградская область собрала 4,6 млн т зерна, за что и была награждена, как и Ростовская область, собравшая 4,2 млн т, орденом Ленина.
Вынужденно перескакиваю на наши дни и замечу, что Ростовская область, площадь которой составляет 100 800 кв. км и сопоставима с нашей областью, если отнять Палласовский район, собирает последние годы по 10–12 млн т зерновых.
Мы же топчемся на уровне 1950–1970 гг., хвалясь 4–5 млн т. Ровно как Курская область, площадь которой всего 29 997 кв. км, это как наши 6 (из 33) северных районов по пахоте.
В 1962 году мы дали 7 млн т, в 1970 — 6,6, в 1972 — 1,6 (в этот год даже озимые не вышли, скот кормили прошлогодней соломой, сено заготавливали в Молдавии и перевозили по ж/д). В 1973, несмотря на то, что дожди залили поля, в сентябре школьники вышли ворошить валки перед идущими комбайнами и тогда собрали урожай 6,8 млн т.
Самый большой урожай был собран в Волгоградской области в 1978 году — 7,9 млн т.
В 1977 году в РСФСР было собрано 100 млн т зерна в зачетном весе — это как раз та цифра, но уже в валовом сборе, которой уже 2 года хвалится РФ, как каким-то небывалым чудом.
За 100 лет на 2–3 неблагоприятных года, приходился только один благоприятный. В отличие от последних 12 благоприятнейших лет подряд, когда количество годовой влаги и щадящие морозы, прибавьте современные технологии, госдотации и положительную конъюнктуру рынка, позволяют собрать гарантированный и высокий урожай.
Но почему-то мы так и не смогли вырваться из середины прошлого века, как это видно из статистики. Хотя вторичные признаки, такие как площади обработанных полей, в совокупности со всем вышеперечисленным, позволяют предположить, что мы должны собирать сейчас ну никак не меньше 10 млн т, как это делают наши соседи ростовчане, с которыми мы до 2000-х годов шли ноздря в ноздрю.
Согласны с автором?