
Свежеотремонтированное дореволюционное здание мясного корпуса Центрального рынка Волгограда покрылось густой сетью трещин. Решением арбитражного суда Волгоградской области штукатурившая здание компания обязана устранить брак по гарантии. Краеведы, в свою очередь, напоминают, что еще до начала работ предупреждали о недопустимости накладывания штукатурки на здания из царицынского кирпича.

Напомним, ремонт фасада исторического мясного корпуса, который пережил Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, строительство возрожденного Сталинграда, застой и перестройку, начался в 2019 году. О превращении части Центрального рынка в общественное пространство, перед которым и были густо заштукатурены царицынские кирпичи мясного корпуса, мы рассказывали в нашем репортаже «"Семь в кассу и пять сверху": как место бандитских разборок стало центром притяжения волгоградской молодежи».

Судя по данным в открытых источниках, большинство работ по реконструкции проводилось через закупки у единственного поставщика. Так, разработку проектной документации по ремонту фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Крытый рынок/Центральный рынок, мясной корпус» за 260 000 рублей осуществляло ООО «Мега-проект» — фирма с уставным капиталом в 10 000 рублей и одним среднесписочным сотрудником, принадлежащая Владимиру Лебедеву. Эта компания являлась поставщиком в 12 государственных контрактах почти на 12 миллионов рублей, 11 из которых заключены с музеем-заповедником «Сталинградская битва» и один с — МБУ «Волгоградзеленхоз». Закупок у единственного поставщика, а не по конкурсу, в связи с этим ремонтом оказалось много. Так, например, для установки откосов витражных окон потребовались две закупки по 153 000 рублей у единственного поставщика, ИП Солохина.

Как минимум две закупки у единственного поставщика были связаны и с выполнением работ по ремонту фасадов и кровли здания мясного корпуса: одна почти на 5 миллионов рублей и вторая на 2 300 000 рублей. Удивительно, но в информации об обоих договорах, размещенных на сайте госзакупок, не заполнена информация о выбранных единственных подрядчиках. Можно только предположить, что за больший контракт взялась зарабатывающая на подрядах в Волгограде фирма с московской регистрацией ООО «Реновацио», уже благоустраивавшая парк у «Гасителя» и корпуса областной больницы.

По второму договору, за освоение 2 300 000 рублей на кровлю и фасады объекта культурного наследия регионального значения взялось ООО «Управление Фасадремонт Волгоградгоргражданстрой». Это строительная компания с десятью учредителями, в которой крупнейшие доли принадлежат ОАО «Волгоградгражданстрой», учредителю ООО «Стройреставрация» Антонине Емельяновой, а также Алексею Грушко и Виктору Грушко — отцу экс-руководителя комитета подготовки к ЧМ-2018 и нынешнему директору музея «Россия — Моя история» Аркадия Грушко. Судя по данным из открытых источников, только на 58 госконтрактах компания заработала почти 378 миллионов рублей. Больше всего фирма заработала на заключенных в 2011–2012 годах 15 контрактах с музеем-заповедником «Сталинградская битва» — 93 с лишним миллиона рублей на капитальном ремонте комплекса музея-панорамы. На втором месте по заработкам на госконтрактах оказался для компании облздрав с двумя заключенными в 2012 году контрактами на 52 миллиона рублей. На третьем — ГБУ «Агентство по проведению культурно-массовых мероприятий» с тремя госконтрактами на 39 миллионов рублей. Четыре госконтракта на 34 миллиона рублей заключала компания и с прокуратурой Волгоградской области.

Выполняемые работы по фасаду мясного корпуса Центрального рынка практически сразу столкнулись с критикой общественников.
— Этот ремонт — настоящее вредительство, — заявлял председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Открыт дореволюционный царицынский кирпич, который сделан на известковом растворе. Его категорически нельзя штукатурить цементно-песчаным раствором. Это ведет к разрушению здания, и не понимать этого могут только некомпетентные люди. Такой кирпич штукатурить — вредительство!

Валерий Котельников считал, что штукатурный слой, которым замазали исторический кирпич мясного корпуса, по сути хоронит объект культурного наследия.
— У нас не хотят делать по закону. Нашим надо только как покрасивше. Кирпичную кладку на фасаде мясного корпуса в советские годы белили, за счет чего она и имела этот желтоватый оттенок. Что сделали рабочие? Они поверх этой побелки нанесли цементно-песчаную штукатурку, — возмущался председатель регионального отделения ВООПИК Валерий Котельников. — Не знаю, как этот слой будет держаться. Знаю наверняка, что раствор будет разъедать кирпич, что приведет к разрушениям. Они несовместимы. Мы теряем еще один объект из-за невежества, лизоблюдства... Все хотят быть лояльными и слова против не сказать.

Чиновники, в свою очередь, уверяли, что все работы ведутся на здании-памятнике высокопрофессионально, но и под строгим контролем и надзором.
— Ремонт фасадов предусматривает очистку фасадов от старой штукатурки и плитки, ремонт кирпичной кладки, оштукатуривание, покраску. Данные работы не изменяют предмет охраны, — убеждал председатель комитета Алексей Ломов, подтверждая попутно, что проведение госэкспертизы в данном случае не требуется. — Ремонт проводится при авторском надзоре и научном руководстве, осуществляемом организацией, имеющей лицензию Министерства культуры РФ.

Впрочем, всего через полтора года после окончания работ на мясном корпусе Центрального рынка наложенная на дореволюционный кирпич штукатурка пошла густой сетью пока еще малозаметных трещин.
— После проведенных работ по ремонту фасада в течение установленного договором гарантийного срока выявлены дефекты в виде трещин по цокольной части стен, в простенках между окнами, откосах и по периметру оконных проемов, вертикальные и горизонтальные трещины шириной раскрытия от 0,1 мм до 3 мм, — говорится в документах арбитражного суда. — В верхней части северо-восточного фасада выявлено вспучивание штукатурного слоя.

Претензию «Управлению Фасадремонт Волгоградгоргражданстрой» МУП «Центральный рынок» направило еще 26 мая, указывая на трещины как на дефекты работы и требуя их добровольно устранить по гарантии. 7 июня был составлен и акт, подписать который присутствовавшие при этом представители компании отказались. Так как добровольно подрядчик с трещинами справляться не стал, Центральный рынок подал иск в арбитражный суд. Впрочем, на заседаниях представитель штукатуров также не оспаривал предъявленные к нему требования.

Рассмотрев материалы дела, судья Татьяна Попова пришла к выводу, что «Управление Фасадремонт Волгоградгоргражданстрой» должно за свой счет устранить недостатки, выявленные в период гарантийного срока по договору подряда от 17 июня 2019 года. Как именно должна быть устранена сеть трещин — тотальным переоштукатуриваением всех стен или замазкой только найденных дефектов, в документах суда не говорится. Кроме того, с общества в пользу Центрального рынка взыскана госпошлина в 6000 рублей и почтовые расходы. Сведений об обжаловании решения суда в апелляционной инстанции нет.

— То, что это непременно произойдет, было ясно с самого начала работ, когда открытую царицынскую кладку стали штукатурить цементным раствором, — написал в соцсетях Валерий Котельников. — Волгоградский ВООПИиК тогда буквально бил в набат: «Остановитесь!» Проектировщики и подрядчики попытались опровергнуть законы физики, но не удалось, как видим. «Красиво как стало», — говорили они, неся полную чушь о том, что именно так и было задумано царицынскими архитекторами. Знаю я тех людей, которые это задумали, но ни к Царицыну, ни к архитектуре они не имеют никакого отношения.