В Волгограде жители дважды сгоревшего деревянного многоквартирного дома-памятника на улице Пугачевской гадают не только о дальнейшей судьбе своего жилья, но и о том, будут ли найдены и наказаны виновные. Люди жалуются на отсутствие помощи администрации и чиновников, а также на попытки мародерства.
Напомним, построенный в конце XIX века и внесенный в список объектов культурного наследия регионального значения двухэтажный дом № 11б по улице Пугачевской уже горел днем 16 ноября. Тогда причиной пожара назвали короткое замыкание электропроводки. После пожара волгоградцы не стали ждать помощи от чиновников Ворошиловского района, отдав предпочтение самостоятельным действиям. Придя в администрацию, погорельцы услышали лишь предложение переселиться в жилье маневренного фонда, а если конкретнее — в убитые общежития в городских окраинах.
Это был поджог. Заискрить тут уже нечему
Сегодня ранним утром, 26 ноября, волгоградцы сообщили: случилось то, чего они так боялись эти 10 дней. Дом вспыхнул во второй раз.
— Загорелась квартира на втором этаже, — рассказывают жители дома. — Рано утром. Это явно был поджог. Газ и электричество в доме отключены, и ничего заискрить не могло. Да и дом еще не просох после последнего пожара. А мы думаем, как жить дальше. Во всех квартирах воды по колено, жить в доме окончательно стало невозможно.
После первого пожара все девять квартир дома-памятника опустели. Жители разъехались по родственникам и съемным квартирам. Сегодня утром оставленный дом вновь запылал. Кроме того, оказалось, что в квартирах целенаправленно побили окна.
— Мы когда приехали, здесь уже всё потушили, — рассказала жительница дома Наталья. — Мы увидели, что окно разбито, спросили у пожарных, зачем они это сделали. А они нам ответили, что, когда приехали, оно уже было разбито. Вот только когда вода стекла и мы смогли попасть домой, увидели, что на полу валяется гардина, а в ней кирпич. Мы сразу же обратились в полицию и показали им этот кирпич, его забрали и положили в коробку. Теперь пообещали снять с него отпечатки пальцев. Чуть позже уже приехал мужчина с чемоданчиком, мы надеемся, что это был какой-нибудь эксперт-криминалист, может быть.
Погорельцы рассчитывали, что еще смогут вернуться в свое жилье и забрать уцелевшие вещи. Но всё оказалось повреждено водой — оставшийся практически без крыши дом проливается то пожарными, то проливным дождем.
— Если после первого пожара мы надеялись, что уцелела хотя бы техника или какие-то вещи домашние, мебель, то в этот раз не надеемся уже ни на что, — рассказывают волгоградцы. — Мы только недавно сделали ремонт, всё новенькое было, а тут первый пожар, теперь вот — второй. И мы не знаем, сколько еще раз нам придется вызывать спасателей.
«Наш каким-то бизнесменам приглянулся. Вернее, не дом, а земля наша»
Жители сгоревшего дома гадают, кому может быть выгоден пожар в их доме. Несмотря на охранный статус, дома на улице Пугачевской занимают слишком лакомый для беспринципных бизнесменов кусок земли практически у Волги. С двух сторон к ним уже подступают новостройки, с третьей они отгорожены трамвайной линией и заводом по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА», а со стороны Волги граничат с территорией бывшего грузового порта.
— Нам тут рассказывают, что дом наш каким-то бизнесменам приглянулся. Вернее, не дом, а земля наша. Мы уже не знаем, о чем думать! Ну, если нужна наша земля — забирайте, но только законным путем, почему нельзя просто прийти и выкупить наши квартиры? Мы спокойно съедем, и пусть тут кто угодно и что угодно строит, а не так планомерно наш дом будут уничтожать, уничтожая и наши нервы.
Впрочем, помимо крайне распространенной сейчас в России версии, что деревянные дома-памятники начали не восстанавливаться, а сгорать из-за чьих-то коммерческих интересов, жители не исключают, что пожар могли устроить мародеры или нездоровые асоциальные личности.
— 16 ноября, мы еще съехать отсюда не успели, перед домом нарисовалась толпа металлистов, лазили тут — металл искали, — рассказали жители дома. — Потом мы гоняли наших местных пьянчуг, боялись, что с домом могут что-то сделать. И вот — сегодня поняли, что не зря боялись. Соседи рассказывали, что вчера вечером видели соседа — бегал по улице даже без трусов, лишь накинув куртку на голое тело. Может, конечно, и он чего сделал. Но вот битые окна и кирпичи точно были.
«Дома и не расселяют, и не ремонтируют»
Пострадавшие жители дома на Пугачевской рассказывают, что и до пожаров здание находилось в неприглядном состоянии, а вопрос с проведением капитального ремонта так и повис в воздухе.
— Мы здесь уже не один десяток лет живем, — рассказывают жители. — Когда-то железная дорога за своими домами следила. Когда именно наш на Пугачевской стал рушиться, нам со всех сторон сделали кирпичные пристройки, чтобы они держали несущие конструкции и дом не съехал набок. Это было последнее, что железнодорожники делали для нас, потом мы сами. Все коммуникации у нас во дворе, вода — на улице, в доме — печки газовые, продать это — не продашь. Никто покупать не хочет. Расселять нас тоже не хотят, и капитального ремонта мы, видите, не дождались, хотели отремонтировать, еще когда мэром Волгограда был Евгений Ищенко. Тогда нам и правда сделали крышу, хорошую сделали, шифер новый положили, через пару лет снова пришли ремонтировать — опять крышу, новый шифер сняли и опять новый положили. Только крышу-то нам и чинили.
Могут разместиться в маневренном фонде
В то же время в мэрии уверяют, что про беду жителей улицы Пугачевской знают и без помощи людей не бросают.
— Жильцам дома № 11б по улице Пугачевской, чьи квартиры пострадали в результате пожара, было предложено разместиться в помещениях маневренного фонда. Часть жильцов отказалась — каждый в силу своих причин. Двум согласившимся семьям уже предоставлены жилые помещения. Подобрано жилье для еще одной жительницы дома, в ближайшее время оно будет показано женщине, — сообщили в администрации Волгограда. — Мужчине-инвалиду по его просьбе была предложена благоустроенная комната в том же районе, в доме № 3 по улице Липецкой. Отказа от размещения в нем от мужчины не поступало. Если он сочтет для себя невозможным размещение в предложенном помещении, сотрудники Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда будут подбирать ему другое временное жилье.
В остальном в мэрии просто ограничились повторной рассылкой ответа на запрос корреспондентов V1.RU 10-дневной давности.
— Также жители могут получить материальную помощь, размер которой устанавливается в соответствии с действующим законодательством, при обращении в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда. В комитет уже поступили первые обращения от двух семей, и в ближайшее время заявители получат денежные средства. Согласно действующему порядку, помещения маневренного фонда предоставляются на основании обращения граждан, чье жилье было повреждено огнем или пострадало в результате иных чрезвычайных ситуаций. Обратиться за консультацией по вопросам получения временного жилья можно по номеру телефона 94–02–58, по порядку получения матпомощи 30–13–38, — сообщили в ведомстве. — До пожара жилое здание не являлось аварийным. Решение о судьбе здания будет приниматься после получения результатов оценки повреждений, полученных им в результате возгораний.