В Волгограде хотят провести новый референдум о переходе на местное время. Вопрос о переводе стрелок инициировали всё те же активисты, которые впервые подняли эту тему несколько лет назад.
Напомним, первый референдум по вопросу времяисчисления в Волгоградской области был проведен в марте 2018 года — в один день с выборами президента РФ. Летом 2020 года по той же теме представители власти провели опрос населения, совмещенный с голосованием по внесению изменений в Конституцию страны. По результатам этого мероприятия большинство высказалось за возврат в московский часовой пояс. Депутаты Волгоградской областной думы направили соответствующее ходатайство в Госдуму, которая поддержала итоги опроса и вернула региону прежнее время.
27 декабря 2020 года в 02:00 Волгоградская область вернулась в московский часовой пояс, а уже 18 января 2021 года инициативная группа заявила, что будет добиваться нового референдума. 30 апреля 2021 года было получено официальное разрешение на сбор подписей, необходимых для проведения референдума. За 23 дня сторонникам волгоградского времени нужно было собрать более 40 тысяч подписей. 4 июня несколько коробок с подписными листами члены инициативной группы сдали для проверки в избирательную комиссию Волгоградской области, однако после проверки выяснилось, что 1256 подписей забракованы, и необходимого количества голосов для проведения референдума инициативная группа не набрала.
Накануне в соцсетях вновь начали появляться посты и опросы на тему референдума о часовом поясе. По словам лидера общественного мнения Анны Зарубиной, с момента перехода обратно на московское время работе инициативной группы мешал коронавирус.
— Во-первых раньше нам мешали ковидные ограничения, из-за которых мы не могли собираться. А сейчас их сняли. Во-вторых, спецоперация к концу подходит, судя по новостям. Сторонники местного времени активизировались и хотят еще раз провести референдум.
Сейчас в социальных сетях активисты создали новые сообщества и продолжают обсуждать переход на местное время. Сейчас перед ними стоит вопрос преодоления юридических тонкостей.
— После того как мы в том году подписи отдали, изменили законодательство Волгоградской области о референдумах. У нас инициативная группа была 25 человек, а сейчас должно быть 300 человек и 2/3 из них — жители области. Поэтому сейчас есть сложности, где собрать и как собрать одновременно столько людей. Плюс нотариус, плюс представители избиркома. Мы думаем, как эти сложности обойти, как сделать быстрее и дешевле. Никаких подписей мы не собирали, писем не писали. Мы просто собираем пока единомышленников. Зимой через суд нам удалось достать список всех забракованных подписей, сейчас мы продолжаем поиск этих людей. Либо будем подавать в суд на избирком и восстанавливать права о референдуме — проводить его повторно либо проводить новый.
По словам сомнолога Алексея Катышева, каждая точка зрения имеет свои плюсы и минусы, а частые смены часовых поясов для человека не опасны.
— С медицинской точки зрения на здоровье человека такие частые переводы вообще никак не влияют. Я вообще за то, чтобы вернуть сезонные переводы, — утверждает Алексей Катышев. — Но, к сожалению, в наших реалиях это невозможно. Что касается двух последних переводов, то когда перевели на местное время, зимой были трудности с тем, что в 9 утра было еще темно. Люди вставали на работу, вели в школу детей в потемках. Это не очень хорошо. Сейчас обратная ситуация летом — когда около 3 часов ночи уже светло.
При этом, по словам эксперта, в Санкт-Петербурге вообще белые ночи, и причина тому — географическое положение.
— Географически Волгоградская область все же находится в третьей часовой зоне, в московском времени, — заключил сомнолог. — Я думаю, что переводить стрелки никуда не надо. Вроде все успокоились и полтора года жили благополучно, никто не жаловался. Когда было местное время, многим было тяжело. Во время пандемии многие начали работать удаленно с другими городами, часто с Москвой. Это было очень неудобно.
Тем временем политологи не исключают, что это очередная попытка властей поднять явку на грядущих сентябрьских выборах. Александр Сайгин, к примеру, сравнивает вопрос о времени с темой переименования Волгограда в Сталинград.
— Скорее всего, дело в сентябрьских выборах, — сообщил политолог. — Тема с переименованием Волгограда в Сталинград уже не играет. Ее решено не трогать. Там всё понятно. Соцопросы показывают, что жители Волгограда хотят жить в Волгограде. А на кучку другую внимания не обращают. А с темой времени можно возиться до бесконечности. Можно в принципе такие вещи раз в два года проводить. Там периодически меняется чаша весов. Иногда больше сторонников, иногда больше противников.
Волгограду нужен еще один референдум о времени?