В Волгограде заключили задним числом госконтракт по организации митинга за референдум на Донбассе. Для поддержки жителей освобожденных от нацизма территорий выделили миллион рублей, который заработали два индивидуальных предпринимателя.
Напомним, 23 сентября у музея «Россия — моя история» прошел митинг в поддержку присоединения Луганской и Донецкой Народных Республик, Херсонщины и Запорожья. На площадь пришли преимущественно бюджетники, чиновники, депутаты, пара общественников и невероятное количество студентов. Все они явно получали искреннее удовольствие. Немудрено — доставили организованно, работу и пары отменили, а со сцены их развлекали «Лазоревый цветок» и певица в погонах Кристина Шубина. Кроме того, много времени мероприятие не заняло — митинг-концерт продлился всего 35 минут. Несмотря на то, что на площади собрались одни патриоты, повестки там не раздавали.
Спустя несколько дней на сайте госзакупок появилось два сообщения о заключении контракта с единственным поставщиком от лица муниципального автономного учреждения «Информационное агентство Волгограда», которое частенько участвует в организации городских праздников и мероприятий, а также украшением областной столицы патриотическими баннерами.
В этот раз в МАУ решили задним числом закупить «услугу по предоставлению сборно-разборной конструкции — сценический подиум для проведения патриотических мероприятий» и «услугу по предоставлению звукового оборудования для проведения патриотических мероприятий». Первая обошлась в 585 тысяч рублей, вторая — в 414.
Без проведения конкурса учреждение подписало контракты с поставщиками, которых не указали в карточке закупки. В интернете опубликовали лишь проект договора.
Журналисты V1.RU обратились к учредителю МАУ «ИАВ» — администрацию Волгограда — с вопросом о том, кто получил деньги за госконтракты и почему их заключили задним числом.
— Указанные закупки производились МАУ «Информационное агентство Волгограда» в рамках хозяйственной деятельности учреждения, не связанной с выполнением муниципальных контрактов либо муниципального задания, — сообщили в мэрии. — В соответствии с действующим законодательством учреждение имеет право вести хозяйственную деятельность, направленную на получение дохода по контрактам с третьими лицами, производя в рамках данной деятельности затраты, заказывая товары и услуги у исполнителей.
В ответ на запрос журналистов гендиректор МАУ «ИАВ» Евгений Князев сообщил, что договоры были подписаны с индивидуальными предпринимателями Антоном Мещеряковым и Елизаветой Замараевой.
По данным из открытых источников, оба бизнесмена занимаются зрелищно-развлекательной деятельностью. За последний год Антон Мещеряков заработал на госзакупках чуть больше миллиона рублей, а Елизавета Замараева — 4,2 миллиона. Но это только по данным с открытых электронных аукционов.
Если же посмотреть на закупки МАУ «ИАВ», можно увидеть, что практически все они выполнены по 223-му федеральному закону — у «единственного поставщика». И в каждой карточке закупки имя подрядчика скрыто.
В ответ на вопрос о причинах заключения договора задним числом Евгений Князев сослался на Гражданский кодекс.
— В соответствии с Гражданским кодексом РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений, — сообщил гендиректор МАУ «ИАВ». — Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. Между тем Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусматривает запрета на применение положений ГК РФ в рамках заключения договора с единственным поставщиком. Так, заключенные договоры содержат все необходимые существенные условия в том числе, но не ограничиваясь о действии договоров во времени.
По словам эксперта проекта «За честные закупки!», активиста ОНФ Эдгара Петросяна, заключение таких контрактов — частая практика у подведомственных чиновникам организаций.
— 223-й федеральный закон действительно разрешает проводить закупки у единственного поставщика и не раскрывать его в открытом доступе, но требует, чтобы оплачиваемые деньги были не из бюджета, — сообщил эксперт. — То есть заказчик сначала должен их заработать, чтобы потратить на такую закупку. Причем очень часто эти деньги «зарабатываются» в самих бюджетных структурах. Например, администрация Волгограда объявляет конкурс по 44-му федеральному закону — открытый электронный аукцион на реконструкцию дорог. Практически всегда его выигрывает учрежденное мэрией МБУ «Северное». А потом уже «Северное» заключает тот же контракт с непосредственным подрядчиком, но уже по 223-му федеральному закону. Без конкурса и указания названия фирмы в открытом доступе. И это абсолютно законно.