Большинство волгоградцев сейчас знает один Астраханский мост — тот, что связывает Центральный район Волгограда с Ворошиловским и является частью Первой Продольной магистрали. Тот, что постоянно требует ремонта и закрытие которого, даже временное, заметно влияет на пешее и автомобильное передвижение по Волгограду.
Но был и другой Астраханский мост, следов которого сейчас не обнаружить даже при помощи раскопок, которые ведутся как раз на том самом месте. Жизнь его, которую можно разделить на четыре части, была долгой, насыщенной событиями, но оборвалась после трагического происшествия. Название свое он получил по улице Астраханской, продолжением которой стал (сейчас это улица Советская). Улица, как раньше часто бывало, получила название благодаря городу, в направлении которого вела.
Земли за Царицей на ее правом берегу начали осваивать еще в 1720-е годы. Сложившаяся застройка отмечена уже на картах второй половины XVIII века. Из-за большого количества оврагов мосты городу были необходимы, и проблема эта долгое время стояла довольно остро. К тому же река Царица в те времена была достаточно полноводной, и хотя большие суда по ней не ходили, маломерных было довольно много. Достоверно неизвестно, существовал ли хоть какой-то мост через Царицу в XVIII веке, но он однозначно уже был в конце 1860-х годов.
Жизнь первая, малоизвестная
Российский историк, краевед, исследователь саратовского региона Александр Николаевич Минх (1833–1912) в своих путевых заметках от 1868 года пишет о строительстве через Царицу «деревянного моста с дамбами». Это первое упоминание какого-либо моста через Царицу. Простоял тот мост недолго — в 1889 году его разрушила буря, разыгравшаяся в Царицыне.
Жизнь вторая, фотогеничная
Второй мост, соединивший старую и новую части Царицына, тоже был деревянным и прослужил до 1912 года. Стоял он на семи опорах. Царицынские фотографы любили его снимать, поэтому снимков «второго» Астраханского моста сохранилось довольно много.
Благодаря этим фотографиям можно видеть, как менялся Царицын. В конце 1870-х годов застройка состояла в основном из небольших деревянных домиков.
В конце 1880-х строительство ускорилось, жилая застройка стала уступать промышленному строительству.
На месте садов появляются многоэтажные кирпичные мельницы, проводятся электрические линии, маленьких деревянных избушек всё меньше, зато появляются добротные кирпичные дома.
Жизнь третья, железобетонная
В 1912 году было принято решение разобрать старый мост и построить новый — железный, или железобетонный, как сообщала пресса тех лет. В жизни Царицына произошло важное событие — появилось трамвайное движение, и старый мост с такой нагрузкой справиться не мог. На время работ предполагалось возвести временный мост, однако после некоторых подсчетов и размышлений решено было обойтись без него, а вместо этого упорядочить движение по Кулыгинскому взвозу — еще одному пути из зацарицынской части города в центральную в районе нынешнего цирка, роддома и фабрики «Конфил». Его остатки до сих пор видны у разворотного кольца трамвая на площади Чекистов.
25 июля 1912 года газета «Царицынский вестник» писала: «Работы по постройке трамвайного моста через реку Царицу в полном разгаре. Идет забойка железобетонных свай. Работы производятся непрерывно — днем и ночью. Забито уже свыше 50 свай, осталось забить еще столько же».
В октябре того же года выяснилось, что при планировании расходов на трамвайную линию были допущены ошибки: не было предусмотрено замощение улиц, по которым пойдет трамвай, переустройство телефонной линии и даже, как ни странно, строительство моста. В итоге стоимость моста выросла до 100 тысяч рублей.
Наконец в мае 1913 года по новому мосту пустили трамвай. Третий Астраханский мост выглядел совсем иначе, чем его предшественники: это был первый железобетонный мост в городе, у него были две опоры и три пролета. По обеим сторонам моста появилась высокая укрепленная насыпь, за счет этого длина самого моста сократилась. Но главным отличием была трамвайная линия, прошедшая по новому мосту, а главным украшением — белые башенки.
Этот мост достоял до 1942 года и мог бы продержаться еще дольше, но в Сталинградскую битву, как и почти весь город, был уничтожен во время одной из бомбардировок.
Жизнь четвертая, послевоенная
Следующий, четвертый, мост строился не с таким размахом, как предыдущий. Опоры для него сделали металлическими, фундамент, предположительно, остался прежний. В итоге получился довольно простой мост без излишеств и декора.
Дело было не только в экономии денег, но и в планах — уже тогда, в конце 1940-х годов, обдумывалась идея по строительству моста-исполина по соседству. Четвертый Астраханский мост изначально считался временным. Но по нему всё же ходили трамваи и ездили автомобили, то есть функцию свою он выполнял вполне добросовестно.
Катастрофа трамвая и моста
Жизнь старого Астраханского моста закончилась громкой трагедией — в 1968 году шедший по нему трамвай сорвался с путей и упал в Царицу. Точное количество погибших и пострадавших не сообщалось, но известно, что вагон был полон людей. Причины катастрофы также публично не объявлялись.
В тот день за управление вагоном серии МТВ-82 не вышел основной водитель, и его заменили резервным. Тогда трамвай ходил по улице Пугачевской, затем поворачивал вдоль Царицы, там, где сейчас расположена «обкомовская» больница, спускался к мосту и дальше шел по улице Советской до кольца у мельницы Грудинина. В день аварии трамвай благополучно прошел по улице Пугачевской, но на развороте к Царице по неизвестным причинам не затормозил, сорвался с рельсов и, переворачиваясь, полетел вниз по откосу в воду Царицы. Водителю помогли спастись прохожие, однако, по некоторым данным, увидев, что случилось, она пыталась утопиться.
После трагедии трамвайное движение по мосту было признано опасным и закрыто навсегда.
Старший брат, тоже Астраханский
Новый Астраханский мост, перенявший название своего предшественника, начали строить в 1958 году, а закончили в 1964-м. Проект моста выполнил институт «Волгоградгражданпроект». Даже после открытия нового моста вплоть до 1968 года старый мост продолжал функционировать, так как трамвайное движение оставалось на нем, на новый мост его не переносили.
Новый мост построен также из железобетона. Он состоит из пяти пролетных строений комбинированной системы — балки усилены гибкими арками и четырьмя балочными пролетами. Высота подъема арки составляет 20 метров, благодаря этому мост выглядит высоким и воздушным.
Современный Астраханский мост стоит на одном уровне с улицами, которые соединяет, поэтому ему не нужны так называемые взвозы — подъемы и спуски, которые были необходимы старому мосту. Это логично и удобно, но есть мнение, что для окружающей территории это не самое полезное решение — всё, что находится рядом, визуально словно уходит под мост, даже здания, расположенные на расстоянии.
В 2017 году Астраханский мост украсила разноцветная подсветка.
Территория, где располагался старый мост, сейчас заброшена и неухожена, а время от времени еще и пребывает в раскопанном состоянии — из-за регулярно рвущихся труб.
При этом инициативы по благоустройству поймы Царицы появляются с завидным постоянством. Один из проектов предполагал даже строительство торгово-развлекательного центра с устройством парковки и прогулочной зоны на крыше и в том числе на Астраханском мосту.
В мае 2020 года Астраханский мост ремонтировали — срезали асфальт и укладывали новое покрытие, но спустя всего два месяца, в сентябре, мост снова был покрыт трещинами. В ноябре 2020 года активисты сообщали об отваливающихся перилах моста.
Летом 2022 года горожане жаловались на свалки мусора под новым Астраханским мостом и провал, в который может упасть даже взрослый человек. Провал позже был засыпан, а проблема регулярно возникающих свалок решится, по словам администрации, только после создания «современной и комфортной зоны для отдыха».
В ноябре 2022 года жители Волгограда снова жаловались на трещины и даже яму в полотне Астраханского моста. В администрации Волгограда сообщили, что выезжали осматривать мост, и уверяли, что повреждения коснулись только асфальтового покрытия, а с мостом всё в порядке.