После серии ЧП на аттракционах в Центральном парке культуры и отдыха Волгограда там ввели новое правило: посетителя вынуждают подписать документ, в котором он не только отказывается от претензий к администрации, но и берет на себя всю вину за произошедшую с ним беду. Возмущенные горожане считают, что это вызывает вопросы как к состоянию аттракционов в парке, так и к его руководству в целом. В администрации же ЦПКиО, напротив, считают, что документ лишь привлекает внимание посетителей к правилам безопасности.
Напомним, серьезнейший ожог получила этим летом молодая женщина, решившая покататься вместе с сыном на новых водных горках в ЦПКиО Волгограда. Волгоградка была доставлена в ожоговое отделение больницы № 25, где пострадавшей обработали обожженные поверхности, после чего отпустили на амбулаторное лечение. У женщины было обожжено 3% тела, и ожог квалифицирован как второй степени. Елена рассказывала, что первым делом после случившегося она отправилась к администраторам.
— Я подошла к ним, показала, что случилось, они мне вместо помощи предложили абонемент на все аттракционы, — рассказала Елена. — Я сказала, что нет. Я буду вызывать скорую и полицию. Заявление я написала сразу. Да, мне придется полечиться, но я — взрослый человек, а катаются там преимущественно дети. И если обожжется ребенок? Его обожжет всего.
Некоторое время Елена была вынуждена провести на больничном. Компенсации за произошедшее в парке она так и не получила.
— Я отправила предсудебную претензию на имя парка, ответа на нее мне не поступило, — рассказала Елена. — Далее составлено уже исковое заявление, которое будет направлено в суд на этой неделе.
Позднее, читатели V1.RU обращались в редакцию после того, как им пережить панический страх и ужас, застряв на верхней точке шестиметровой горки «Ниагара». На этой же горке позднее разбил нос еще один посетитель парка. А год назад остановилось колесо обозрения и 21 посетитель оказался заперт в кабинках на высоте нескольких десятков метров. Операторы аттракциона пытались самостоятельно вызволить людей, но у них не получилось. Извлекать отдыхающих пришлось экстренным службам.
По словам обратившихся в редакцию V1.RU читателей, после серии таких ЧП посетителей ЦПКиО при покупке билета стали заставлять подписывать специальный бланк, по которому всю ответственность за любые беды, происшествия, увечья или травмы принимает на себя сам посетитель.
— Я заявляю, что в случае травмы или увечья любой степени тяжести, полученных мною в результате несоблюдения правил посещения аттракциона, личной неосторожности, небрежности, невнимательности или излишней самонадеянности, а равно в результате непредвиденной случайности или чрезвычайного стечения обстоятельств, не зависящих от принимаемых администрацией мер безопасности, я претензий морального и материального характера не имею, — говорится в документе, что заставляют подписывать при покупке билета.
Более того, в документе говорится, что посетитель не будет обвинять администрацию ЦПКиО в произошедших с ним на аттракционах бедах.
— Обязуюсь: не предъявлять руководству ООО «Парк» претензий и не подавать в порядке гражданского судопроизводства исков о возмещении мне вреда и выплате компенсаций, связанных с лечением, восстановлением здоровья в последующий период, а также пожизненным содержанием в случае утраты трудоспособности; не поддерживать любые претензии, иски и процессуальные действия любого типа и характера, которые могут быть предъявлены или возбуждены любыми лицами или организациями, связанные прямо или косвенно с моим нахождением на аттракционе, — говорится в тексте. — Фактом подписания мною настоящего документа я освобождаю ООО «Парк» от любой ответственности за любой вред, причиненный мне на аттракционе.
Директор ЦПКиО Андрей Еркин заявил, что во многом в случаях травмирования виноваты сами волгоградцы, которые забывают о технике безопасности.
— На многих аттракционах безопасность во многом зависит от самих посетителей, — рассказал директор парка Андрей Еркин. — Этот человеческий фактор никак нельзя исключить. С нашей стороны мы делаем всё — обеспечиваем безопасность, работаем над оснащением аттракционов, проводим инструктаж и... ввели вот такие согласия. К сожалению, инструктаж многие просто пропускают мимо, кто-то предпочитает нарушить всё то, о чем говорят наши операторы. Эта бумага — сигнал для посетителей, чтобы они понимали, что аттракцион экстремальный и нужно быть внимательным и осторожным. А не так, что люди летят с 6-метровой горки и селфи делают.
По словам Андрея Еркина, согласие заполняется не на все аттракционы.
— Мы даем эти бумаги только на скейт-парк, «Ниагару», горки и канатный парк. Есть ведь аттракционы, для посещения которых достаточно просто пристегнуться. А есть те, где нужно еще и держаться, быть внимательным и аккуратным. Люди должны это понимать, что каким бы безопасным наш парк не был, от них тоже зависит многое.
Однако, по мнению юриста Екатерины Былковой, подобное согласие действительно можно расценить как попытку переложить ответственность с руководства парка на самого посетителя.
— Как говорится: «Сами виноваты». Не берусь рассуждать о правомерности такого согласия. Так сразу нельзя однозначно сказать, нужно углубляться в тему оказания подобных развлекательных услуг, — рассуждает юрист. — Насколько мне известно, аттракционы раз в год, а то и чаще должны проходить спецповерку или тестирование. В процессе задействовано много государственных и местных учреждений. Итогом является допуск аттракциона к эксплуатации. И, как потребитель, я бы задала вопрос компании: а дайте мне взамен письменные гарантии безопасности вашего аттракциона?