Известный искусствовед и историк архитектуры, преподаватель школы дизайна Высшей школы экономики Сергей Кавтарадзе назвал собор Александра Невского как главное здание Волгограда скорее отражением желания церковных и светских властей, но не реального положения вещей, а сам Волгоград — городом спутанных смыслов.
Свое мнение о Волгограде и его новой высотной доминанте центра — вызвавшем еще с момента проектирования и строительства многочисленные возмущения и споры новоделе собора имени Александра Невского, академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Сергей Кавтарадзе высказал в авторском телеграмм-канале «Архитектура в новых парадигмах».
— Современная архитектурная доминанта центра — это Александро-Невский собор, построенный в 2016–2021 годах и подразумевающий буквальное воссоздание прежнего, выполненного в неовизантийском стиле в 1901–1916 годов и снесенного большевиками в 1932 году, — написал Сергей Кавтарадзе, назвав его «родным братом» кронштадтского Морского Никольского собора.
Но постройка нового собора по старым «лекалам», по мнению историка архитектуры, оказалась не столь удачной.
— Однако в полной мере исправить историю не получилось. Старый храм стоял ближе к Волге, в городской застройке дореволюционного Царицына, — рассказывает историк. — В годы Великой Отечественной войны город был разрушен, а затем восстановлен по совершенно иному плану, с грандиозными кварталами, чьи богато декорированные фасады выходят на широкие проспекты и бульвары, и, главное, в совершенно иной стилистике, с господством античных ордеров и прямыми отсылками — когда к ампиру, а когда и непосредственно к белоснежным портикам Древней Греции и Древнего Рима. Нынешний собор поставили дальше от набережной, но ближе к вокзалу, напротив театра и Комсомольского сада. Теперь он замыкает самую главную градостроительную ось: от пропилей — «сакрального входа» с реки в идеальный советский город, через Аллею Героев и площадь Павших Борцов с обелиском, на котором написано: «Пролетариат Красного Царицына борцам за свободу».
Образовавшийся архитектурный диссонанс и привел к тому, что Сергей Кавтарадзе назвал Волгоград — городом спутанных смыслов.
— Получилось странно. Во-первых, православный собор как главное здание Волгограда — это, скорее, отражение желания властей, церковных и светских, но не реального положения вещей. Поддержка этой идеи со стороны большинства горожан совершенно не заметна, — считает историк. — Во-вторых, неовизантийский стиль, популярный еще в начале ХХ века, сейчас неоправдан вообще никак. Греческий проект Екатерины Великой и мечты о проливах явно не в фокусе современного общественного внимания. Я думаю, если уж решили построить на главной площади храм, стоило придерживаться исторически сложившейся стилистики и делать его классицистическим, близким по духу к Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.