«Паровоз» бесследно исчез с фасада башни жилого дома — объекта культурного наследия в самом центре Волгограда, причем так, что его пропажа оказалась незамеченной ни прежним владельцем — Приволжской железной дорогой, ни чиновниками администрации Волгоградской области, непосредственно отвечающими за сохранность охраняемых государством объектов архитектуры и культуры. Судьбой барельефа заинтересовались только краеведы и урбанисты.
Первым на пропажу барельефа с изображением паровоза и развевающихся знамен, что украшал фасад дома № 20 по улице Советской в центре Волгограда, обратил внимание краевед Роман Шкода.
— Советская, 20 — это дом железнодорожников. Его строили после войны для рабочих Приволжской железной дороги. И именно на этом доме, являющемся объектом культурного наследия, до последнего времени сохранялись одни из лучших образчиков лепнины сталинского периода в Волгограде, — рассказал Роман Шкода, — К сожалению, эта лепнина находится в очень плохом состоянии и мы можем скоро ее утратить. Так же, как и утратили барельеф с паровозом, что располагался на фасаде башни, украшая здание и весь район, как минимум до 2004–2005 года. Очень жаль, что мы его потеряли. Скорее всего, барельеф был намеренно убран во время одного из «латочных» ремонтов фасада, чтобы за ним не следить. Сообщений о каком-то случайном обрушении обнаружить не удалось. Я считаю, что барельеф необходимо восстановить, ведь он придает большую оригинальность дому. Причем ничего сложного в восстановлении нет.
Жилой пятиэтажный дом по улице Советской, 20 входит в Комплекс застройки улицы Советской в Волгограде 1950-х годов. Архитекторы Георгий Россихин, Федор Лысов и Семён Кобелев, реестровый № 409.126 в списке памятников истории и культуры Волгоградской области, согласно постановлению Волгоградской областной думы от 05.06.1997 г. № 62/706. Здание выходит на красную линию улиц Советской, Соколова, Маршала Чуйкова и Комсомольской, имея замкнутый прямоугольный контур в плане и образуя квартал. Фасады здания выполнены в стиле послевоенного неоклассицизма с классическими декоративными деталями.
Жильцы дома, даже живущие много лет рядом с прежним местом нахождения барельефа, разводят руками.
— Окна моей квартиры находятся прямо под местом, где раньше был барельеф, — рассказывает Наталья Ракитина. — Я никогда не обращала внимания на паровозик! А исчез он, скорее всего, потому что стала сыпаться штукатурка, то есть тот материал, из которого он сделан. Вместо реставрации УК применила способ «сбития» и «замазки». Куски штукатурки я периодически видела на асфальте под этим местом. У нас всё время что-то сыпется: балконы, оформление окон. Капитальный ремонт еще нескоро! А дом наш действительно ранее был ведомственный. Мой дедушка получил квартиру здесь как ревизор подвижного состава.
В управляющей компании, ответственной за дом № 20 по улице Советской не смогли ответить о судьбе барельефа. Сняли с себя ответственность за него и в пресс-службе Приволжской железной дороги.
— До 1998 года жилой дом находился в собственности Приволжской железной дороги, после чего его передали в муниципальную собственность, — сообщили в пресс-службе. — Служба корпоративных коммуникаций не располагает информацией о судьбе барельефа.
На незнание, как о самом факте существования барельефа, так и о существовании хоть каких-то планов по его восстановлению, сослались и в расположенных в этом доме заведениях, относящихся к бизнес-империи миллиардера Александра Малашкина, который всё расширяет и расширяет свои владения на улице Комсомольской.
Удивительно, но даже ответственные за сохранность объектов культурного наследия чиновники администрации Волгоградской области, входящие в специально существующий и получающий за это деньги из бюджета комитет, о существовании барельефа с паровозом либо не знают, либо старательно делают вид, что не знали о его существовании. При этом барельеф даже не указан ими в документах, касающихся предмета охраны здания.
— Барельеф паровоза, размещавшийся на объекте, не включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. С момента присвоения в 2009 году статуса объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки улицы Советской», куда входит объект, сведения о барельефе отсутствовали, — уверяют в официальном ответе представители комитета. — Отметим, что по действующему законодательству объектом охраны может стать как всё здание целиком, так и отдельные его части. Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, предусматривающая восстановление барельефа, в комитет не поступала.
Впрочем, подобные заявления чиновников, обеспокоенные проблемой сохранения памятников культуры в Волгограде считают изрядным лукавством.
— Есть предмет охраны жилого дома № 20 по улице Советской, но барельефа с паровозом в нём нет, — рассказывает председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников. — Но в документе сказано другое — архитектурно-художественное оформление фасада, сложившееся в пятидесятые годы. В те годы «паровоз» был и он ходил в это оформление. Следовательно уничтожение этого «паровоза» — уголовная статья за уничтожение объектов культурного наследия. В те времена не было такого пообъектного фотографирования. Но подразумевается, что вся лепнина 50-х годов на здании находится или должна находиться под охраной.
По мнению известного историка, урбаниста и автора телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павла Гнилорыбова охрана объектов культурного наследия должна быть совместной и плодотворной работой чиновников и общественников.
— Дело в том, что закон охраняет большие здания, ансамбли, комплексы, набережные. То, что является непосредственным украшением, какие-либо небольшие элементы, зачастую полностью игнорируются, — рассуждает Павел Гнилорыбов. — У этого есть законодательные аспекты — в предмет охраны каждого здания не внесешь каждую лестницу, каждый медальон. В данном случае — каждое панно. Но это тот случай, когда регулировать правовыми актами, наверное, необоснованно. Общественники и волонтеры должны создать некий список ценных люков водопровода, фонарей, флагодержателей, малых скульптур метателей гранат и по возможности повышать культурный капитал этих форм наследия. У меня у самого в подъезде до сих пор стоит родная «столярка». И, если ее кинуться менять на пластиковую, мы с соседями поднимемся с диванов. Нужно воспитывать граждан. Желательно с детства. Охрана памятников — самая лучшая форма выражения патриотизма.
Но напомним, как малые украшения и формы, так и крупные объекты культурного наследия в Волгограде регулярно оказываются под угрозой уничтожения, а порой и попросту уничтожаются. Так, на варварский ремонт с полнейшим невниманием к историческому наследию жаловались жители дома № 10 на улице Комсомольской в самом центре Волгограда. На технических этажах подъездов дома, который является объектом культурного наследия регионального значения, «с мясом» были выдраны исторические, родные круглые окна, а в круглые оконные проемы, уничтожив старую расстекловку, подрядчики, не думая, вставили квадратные «новоделы» из современного пластика. Переживший Сталинградскую битву исторический дом военного ведомства на улице Рабоче-Крестьянской в Волгограде стал жертвой капитального ремонта подрядчиком ООО «Мир» из Чечни. Едва начавшиеся работы были брошены, а рабочие ушли. А губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров вообще назвал глупостью право Минкульта РФ утверждать объекты культурного наследия в регионах. По мнению же Андрея Бочарова, всю область «непонятно зачем сделали культурным наследием».