Город Обрушение мельницы имени Грудинина «Это не просто окна заколотить»: Минкульт завершил проект консервации руин мельницы Грудинина в Волгограде

«Это не просто окна заколотить»: Минкульт завершил проект консервации руин мельницы Грудинина в Волгограде

Сроки начала работ не называются даже предварительно

Так выглядела мельница после обрушения фронтона

В Москве на Федеральном научно-методическом совете при Минкульте прошло еще одно обсуждение проекта консервации руин мельницы имени Грудинина, являющейся частью музея-заповедника «Сталинградская битва» в Волгограде. О прошедшем обсуждении проекта главный архитектор ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Сергей Куликов. Сроки реализации проекта пока не называются.

— На заседании секции «Памятники архитектуры» был рассмотрен повторно объект культурного наследия «Исторический заповедник — руины мельницы имени Грудинина», — написал архитектор. — Доработка проекта не просто была исправлением ошибок, а перешла в новую методологическую и методическую плоскость. Был представлен классический проект консервации с замечательным инженерным и технологическим обоснованием. По оценке членов секции уровень проекта был определен, как «блестящий». За последние годы, наверно, это настоящий прорыв в направлении разработки принципов консервации, опирающихся, в том числе и на опыт предшественников, например при работах на Брестской крепости. Как хочется, чтобы это счастье открытия наших внутренних возможностей и сил сохранилось...

Самое сложное, по словам господина Куликова, найти мастеров, которые бы смогли провести консервацию в ее классическом понимании:

— У нас под консервацией понимается подготовка дачи к зиме — заколотил окна, закрыл крышу, на калитку повесил замок, — объяснил Сергей Куликов. — Консервация — это высший пилотаж реставрации. Это некий процесс, который, условно говоря, придает инертность материалам и конструкциям, придает условия, при которых процесс деградации или снижается вообще, или останавливается. Это инъектирование, консервация, камнеукрепление и внесение поддерживающих конструкций в минимальном виде, чтобы не изменить сложившийся облик этих руин. Это самое главное. Проект прошел несколько обсуждений, у нас на совете в институте, в ФНМС два раза. Нашли метод, чтобы с одной стороны оставить привычный облик, с другой стороны гарантировать некое по времени его сохранение, чтобы он дальше не деградировал.

Чтобы разобрать руины внутри, мельницу пришлось укрепить подпорками

Сроки начала работ по реконструкции пока не называются. Этому, по мнению Сергея Куликова, есть определенные причины:

— Консервация — это не просто найти пару строителей из ближнего зарубежья, — объясняет архитектор. — Для этих целей нужны технически оснащенные ребята, квалифицированные, то, что в Европе называется категорией Masters. То есть профессионалы 4, 5, 6-го разряда. Это очень важно. На моей памяти такие проекты очень редко «выстреливали», но здесь, что называется, получилось. Получился такой солидарный труд и советов всевозможных, и экспертов, и ребят. Спасибо мастерской, которая смогла это сделать.

Председатель совета Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников полагает, что специалисты требуемого уровня в регионе в большом дефиците.

Консервация не предполагает изменения внешнего вида конструкций

— Руки — большая проблема для нашей большой страны, — считает Валерий Котельников. — Специалисты, конечно, есть, у нас и Кремль, и все федеральные памятники, церкви и прочее, и прочее. Но специалисты такого уровня в большом дефиците. Много лет назад реставрационная отрасль была разрушена. Нет учебных заведений, которые готовят профессионалов, это все в таком запустении… Все это надо воссоздавать, реанимировать. Понятно, что для этого нужна политическая воля.

Впрочем, по мнению Валерия Котельникова, у мельницы есть все шансы дождаться работ по консервации:

— Процесс медленно, но всё же идет, — объяснил Валерий Котельников. — Работы начались года три назад, наконец, дошли до такого прекрасного состояния, когда проект уже готов. И, думаю, Сталинградская битва — это не мимоходом. Это очень значимая веха в истории страны, поэтому и отношение, думаю, к нему будет таким же.

Пока же мельница иногда используется как декорация к шоу

Директор музея-заповедника «Сталинградская битва» уточнил, что проект еще не готов, но находится на завершающей стадии:

— Была историко-культурная экспертиза, заказчик в лице ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» нам пока еще проект не сдал, — пояснил господин Дементьев. — Было обсуждение в федеральном методическом совете, это один из этапов реализации проекта. Некоторые изменения в ходе проектирования произошли в части изначального технического задания, однако проект сейчас действительно в завершающей стадии, мы надеемся, что до конца года проектировщик его закончит и сдаст, мы начнем уже следующий этап — реализацию. Это, в первую очередь, консервация здания, ремонтные работы, и подсветка и прочее. Так что о завершении говорить еще рано, но в целом — да, идем к завершению.

Напомним, 16 марта 2021 года у мельницы обрушилась часть южного фронтона. К счастью, никто не пострадал, но стало понятно — памятник Великой Отечественной войны нуждается в срочном ремонте. Разработка проектной документации на проведение противоаварийных работ обошлась без малого в четыре миллиона рублей. Еще 18,6 миллиона потратят на сами работы. Контракт на выполнение первоочередных противоаварийных работ заключен до 31 декабря 2021 года, но с оговоркой — окончание его действия не означает остановку работ. Обязательства будут считаться выполненными после физического исполнения условий договора. Зимой этого же года на мельнице начались неотложные противоаварийные работы. Подробнее об этом писали в отдельном материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления