В Волгограде прошли похороны мужчины в мундире генерал-майора неизвестного, но, судя по всему, очень непростого ведомства. Максимально скромная траурная церемония прошла на Димитровском кладбище. Без оркестра, солдат роты почетного караула и лишь в присутствии крайне немногочисленной группы родных и близких, 70-летнего Александра Суркова в парадной форме похоронили на центральной аллее, где покоятся известные, успешные и заслуженные жители города-героя. Но по какой-то причине практически во всех правоохранительных и надзорных органах региона от генерала открестились, а знакомые отказались о нем рассказывать.
Скромные похороны генерала
14 ноября на Димитровском кладбище Волгограда появилась могила Александра Суркова. На фото мужчина с усами одет в форму сотрудника некоего ведомства крайне схожей с формой ФСБ, ФСО или близких к ним структур. Под изображением покойного указаны годы жизни — 24.03.1953 — 11.11.2023.
Как стало известно редакции от очевидцев, хотя на фотографии мужчина изображен в форме синего цвета, то хоронили его в парадном мундире — сером кителе, со звездами генерал-майора на черных погонах с васильковым кантом. Но по какой-то неизвестной причине человека со званием, относящимся к высшему командному составу, провожали в последний путь без каких-либо воинских почестей — оркестра, почетного караула. Церемонии прощания как таковой и вовсе не было — проститься с Александром Сурковым пришли всего шесть человек.
Александра Суркова подзахоронили к его родителям — Таисии Николаевне и Леониду Николаевичу, на одной из центральных аллей кладбища, где покоятся самые известные, успешные и заслуженные горожане. К примеру, вдоль этой аллеи расположены могилы депутата Госдумы Алевтины Апариной, поэтессы Маргариты Агашиной, народной артистки России Тамары Папиной, погибшего при задержании опасного преступника начальника отделения спецназа УБОПа Владимира Степкина и многих других.
При этом покров тайны, окружающий личность покойного, стал еще более непрозрачен, когда журналисты V1.RU попытались выяснить, в каком ведомстве он служил. Генерал-майора с такими именем и фамилией не смогли вспомнить ни в администрации Волгоградской области, ни в администрации Волгограда, ни в региональных управлениях ФСБ, СК, МВД и прокуратуре. Сообщили, что генерал-майор не относился к расквартированным в регионе вооруженным силам и в военном комиссариате.
Бывший начальник управления ФСБ России по Волгоградской области и председатель общественной организации «Генералы Волгограда» Сергей Кокорин сообщил, что не знает такого высокопоставленного силовика.
— Я сам генерал-лейтенант ФСБ, но генерала Суркова нет ни в области, ни в городе, — сообщил Сергей Кокорин. — Я давно являюсь председателем организации «Генералы Волгограда». Все генералы у нас на учете — 54 человека — но такого нет. Если бы он даже в другом регионе служил, я бы его знал. У нас хорошая связь с военкоматами, его бы там знали тоже.
Сергей Кокорин высказал предположение, что погоны покойный мог получить в организациях, присваивающих своим членам награды, ордена и различные звания.
— В 90-е годы у нас были различные демократические институты, частные военные академии. За большие деньги людям различные знаки давали, то орден Петра I, то еще кого-то, — рассуждал бывший руководитель УФСБ по региону. — Как поговаривали, генерал-майор стоил определенную сумму, генерал-лейтенант еще больше. Налево и направо присваивали ордена и всё такое. Одно время в Дубовском районе один такой товарищ рассекал в форме, дома портреты у него висели. В итоге его приструнили, чтобы не позорил форму.
Об одной из таких организаций мы рассказывали ранее — ее члены собирались в большом особняке, надевали белые халаты, посвящали друг друга в рыцари и вручали различные награды.
Председатель волгоградского городского совета ветеранов Александр Струков также сообщил, что не слышал о генерале Суркове.
— Я такого не знаю, — сообщил Александр Струков. — Многих генералов знаю, но такого нет.
«Он в армии никогда не служил»
Как стало известно V1.RU, Александр Сурков был зарегистрирован в одном из домов самого центра Волгограда по улице Комсомольской. Его даже вспомнила одна из местных жительниц.
— Мы никогда не были знакомы лично, но я хорошо знала его маму, а самого Александра периодически видела, — рассказала собеседница редакции. — Он учился в политехе, но на кого — не знаю. Насколько мне известно, после смерти матери лет пять назад, он продал квартиру и не жил там.
Другие жильцы дома говорят, что периодически видели мужчину средних лет, который выходит из квартиры. Но семью Сурковых не знают.
Единственное полное совпадение нашлось в ЕГРЮЛ — Александр Сурков в 90-х был соучредителем товарищества с ограниченной ответственностью «САС и К ИНТЕРИНВЕСТ». Фирму зарегистрировали пятеро друзей — Станислав Бабицкий, Владимир Дорофеев, Сергей Дубасов, Вячеслав Кузнецов и сам Александр Сурков. Каждый из них вложил в уставной капитал по 5 рублей и, соответственно, владел ТОО в равных долях.
Компания была открыта 26 октября 1992 года в квартире одного из соучредителей — Станислава Бабицкого на проспекте имени Ленина, 10 — здании в самом центре Волгограда на Аллее Героев. Чем конкретно занималась фирма, неизвестно, но закрылась она по решению суда спустя 11 лет — 31 октября 2003 года. Единственный указанный в открытых источниках номер ТОО оказался недоступен.
Нам удалось связаться лишь с одним из соучредителей — Сергеем Дубасовым. Но он без объяснения причин отказался общаться и бросил трубку. Тогда мы позвонили супруге Станислава Бабицкого, который зарегистрировал фирму в своей квартире.
— Он (Александр Сурков. — Прим. ред.) в армии никогда не служил. Какой генерал? — удивилась женщина. — Он политех закончил.
Волгоградка дала понять, что не хочет рассказывать о жизни Александра Суркова и посоветовала нам почтить память Семена Дорофеева — известного участника Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, майора, командира 80-го гвардейского минометного полка, который, к слову, оказался отцом Владимира Дорофеева — соучредителя ТОО «САС и К ИНТЕРИНВЕСТ».
— Больше не звоните сюда, — добавила женщина и бросила трубку.
Связаться с супругой покойного или его сыном корреспондентам не удалось. А в интернете не нашлось ни одного упоминания о сотруднике силовых структур с таким именем и званием.