30 января мэр презентовал губернатору итоговую версию десятилетней программы развития Волгограда, которую, разумеется, горячо поддержали и единогласно утвердили депутаты гордумы. В качестве журналиста на заседании оказался и старший корреспондент V1.RU Иван Богданов, который вместе с чиновниками и парламентариями выдержал выступления Владимира Марченко и Андрея Бочарова. В своей авторской колонке он честно высказал свои впечатления от увиденного и услышанного. Причем не только как журналист, но и как представитель молодого поколения коренных волгоградцев. Далее — от первого лица.
Жителям Волгограда снова показали картинки. Под красивую музыку и громкие слова горожанам в очередной раз рассказали пока еще сказки о том, какой чудесный мир всех нас ждет в ближайшие десять лет. Более триллиона инвестиций, жилье, дороги, системы ЖКХ — чиновники традиционно прошлись по всем важнейшим сферам жизни современного человека, пообещав «двигаться вперед» по каждому направлению. Но где все эти чиновники были последние 10 лет? Что из предыдущих картинок, которые нам показывали в 2014 году и позже, мы увидели вживую? И понес ли хоть кто-то ответственность за неисполненные обещания? Эти вопросы пока что остаются без ответа.
Сама презентация 10-летней программы развития Волгограда заранее в широких кругах не анонсировалась. Мэрия опубликовала пост о заседании городской думы, на котором планировалось принять ее, 30 января в 09:40, не указав время и место. По какой причине мероприятие решили скрыть — достоверно неизвестно. Но уже в ходе сбора участников заседания его организаторы невольно приоткрыли завесу этой тайны.
Мне повезло — коллеги из аффилированных с администрациями области и города СМИ сообщили, что расширенное заседание пройдет в 11:00 в Городском детско-юношеском центре. Незадолго до назначенного времени в фойе уже начали собираться высокопоставленные сотрудники городской и областной администраций, депутаты, члены городской и областной общественных палат и, как их позже назовет губернатор, некие представители «актива» Волгограда. Возможно, к с своему стыду, я не узнал ни одного из них в лицо. Кто они такие? Чем занимаются? Что сделали для города? Почему их называют активом? Никто из этих активистов перед губернатором и мэром не выступал, вопросы им не задавал. Возможно, они вносили свои предложения на этапе обсуждения программы. А возможно, и нет.
В толпе этих незнакомых лиц и чиновников в костюмах я увидел человека, который действительно болеет за Волгоград. За каждое его дерево, каждый кусок гранита и каждую прорванную трубу. Возможно, иногда Сергей Островский выражает свои мысли и переживания излишне экспрессивно, но это естественные эмоции типичного жителя города-героя, который действительно знает о его проблемах. Он не читает о них в бесконечных обращениях от жителей, сидя в дорогом костюме и отгородившись от людей за десятью дверями, которые охраняет росгвардеец, а ощущает всё на собственной шкуре, пытается их решить.
Сергей Островский успел послушать несколько выступлений чиновников, которые, будто повторяя всё как мантру, зачем-то рассказывали друг другу о прекрасном будущем Волгограда. После этого его «попросили» покинуть ГДЮЦ. По-русски говоря, его выгнали, объяснив это тем, что заседание закрытое. Почему общественника не пустили послушать мэра и губернатора, а членов некоего «актива» Волгограда пустили — неясно.
Ожидая мэра и губернатора, некоторые не упустили возможности прильнуть к светским беседам. Председателю городской думы Владлену Колесникову снова не давала покоя прокуратура. И хотя один из высокопоставленных сотрудников надзорного ведомства проговорил с ним большую часть времени перед заседанием, сомневаюсь, что темой для разговора был фуд-корт в Банковском переулке. Два других депутата обсуждали влияние морепродуктов на потенцию. Вероятно, этому диалогу предшествовали многочисленные обращения избирателей на тему такой остросоциальной проблемы.
Некоторые участники заседания не смогли устоять перед фуршетом, развернутым в коридоре ГДЮЦа. Его организовала компания «Про Банкет». Ее директор и соучредитель — некая Оксана Степскова. Чистая прибыль за 2022 год — более трех миллионов. На госзакупках найти информацию о том, кто оплатил это удовольствие для заседания депутатов, мне не удалось. Однако ранее с компанией уже заключали госконтракты на пропитание чиновников обладминистрации, а также кормежку приговоренных к депортации мигрантов. Забавно, что перед самым приходом мэра и губернатора коридор с фуршетом закрыли огромным баннером. Но почему? Андрей Бочаров или Владимир Марченко на диете? Худеют к лету и боятся сорваться, посмотрев на канапешки? Или городские депутаты скрывают свои аппетиты от руководителей города и области?
Так или иначе, спустя 40 минут после объявленного времени для сбора участников заседания Андрей Бочаров и Владимир Марченко пришли. Сначала они посмотрели на новую технику «концессий», которую почему-то решили презентовать на территории ГДЮЦа. Позже Андрей Бочаров будто прочтет мои мысли и скажет, как в 1972 году в Волгограде было всего две машины, которые катались по городу и устраняли последствия порывов. Вот и я подумал — сколько же там машин и сотрудников? Люди — это важно. Техника — тоже. Но неужели за 8 лет эры «концессий» у нас не только с трубами проблемы накопились, но и с техникой? Куда же деньги тратили раньше, если не на трубы и технику?
Затем Андрей Бочаров и Владимир Марченко зашли в ГДЮЦ. Заслушав доклады заместителей мэра по каждому направлению городской жизни, Андрей Бочаров подробно остановился лишь на двух — строительство и ЖКХ. Губернатор неожиданно намекнул, что с точечной застройкой будет покончено. Но дословно это звучало так:
— Дома строились где угодно, как угодно, — сказал губернатор. — Но без инфраструктуры — социальной, транспортной и так далее. Когда людям продавали квартиры, им на картинках показывали, будто всё это есть. Но в планах потом этого нет. И в итоге мы получили проблемы, которые еще до конца не решили. От точечной застройки надо максимально уходить. В исторической части города очень аккуратно проводить застройку.
Намекнул Андрей Бочаров и на то, что огромная масса новостроек, которые втыкают в Волгограде со сверхзвуковой скоростью, врезается в уже существующие сети водо-, тепло- и электроснабжения, которые порой не рассчитаны на это. За семь лет работы журналистом, выслушав не один десяток речей губернатора, не припомню, чтобы он озвучивал такое вслух. Неужели только узнал? Или просто не замечал, например, застраивающийся серией высоток склон на улице Пархоменко? Загадка. Но сейчас хочется верить, чтобы от этих наказов всё-таки был какой-то толк.
Затем Бочаров и Марченко в компании помощников и заместителей прошли в холл второго этажа, где подготовили место для заседания думы — установили три огромных монитора, стулья для участников заседания, пять стульев для, видимо, почетных гостей — вице-губернатора Александра Дорждеева, не служившего в армии главного ветерана области и председателя регпарламента Александра Блошкина, губернатора Андрея Бочарова, мэра Владимира Марченко и председателя городской думы Владлена Колесникова.
Из презентации Владимира Марченко о десятилетней программе развития Волгограда сложно выделить что-то действительно важное. Как уже было сказано выше, собравшимся показали красивые картинки и диаграммы, а волгоградцам пообещали построить больше школ и детских садов, заводов, жилья, отремонтировать дороги, системы ЖКХ и прочее. Думаю, важнее будет следить за исполнением этих планов, нежели подробно ретранслировать планы чиновников.
Отмечу только, что в сентябре 2023 года мэр обещал до конца года обновить 100% троллейбусного парка путем замены 112 троллейбусов на новые с функцией автономного хода. Новые троллейбусы появились. Но и старые до сих пор ходят. Я не филолог, но вроде бы у слова «замена» иное значение. К слову, несмотря на эти обещания, в октябре прошлого года мэрия объявила о госзакупке кондиционеров в старые троллейбусы, которые, очевидно, будут использовать летом 2024 года.
Для себя выделил два момента. Во-первых, ООО «Джи Ти Эм 1» при поддержке японских инвесторов, которые покинули партнеров после начала СВО, собиралось строить метаноловый завод на месте бывшего «Химпрома» в Кировском районе. Правда на слайдах презентации Владимира Марченко указано, что этот завод (либо еще один метаноловый) строит ООО «Промтех». А ООО «Джи Ти Эм 1» будет производить уксусную кислоту. Ряд других предприятий будут производить химические средства защиты растений, биопротеины, а также другие вещества — и всё это на бывшем «Химпроме», который назвали «особой экономической зоной». Возможно, речь идет о некой «песочнице», которую готовят для промышленников в Волгограде.
Второй момент — в Волгограде появится склад Wildberries. Учитывая геометрические темпы роста этого рынка, считаю это хорошей новостью. И надеюсь, что склад не повторит судьбу своего собрата из Ленинградской области.
После выступления Владимира Марченко к трибуне подошел Андрей Бочаров. Его речь преимущественно состояла из тезисов, которые уже много лет ретранслируются СМИ, аффилированными с администрациями Волгоградской области и Волгограда. «Движение только вперед», «легко не будет» — сегодня в ГДЮЦе звучали эти и другие завсегдатаи публичных высказываний губернатора на общественно значимые темы.
Отметить хочется другое. Свою речь Андрей Бочаров начал с напоминания о том, что Царицын — Сталинград — Волгоград был основан как форпост юга России. Учитывая нынешнюю обстановку в стране и мире, у меня это высказывание вызвало тревогу. Но вместе с тем его смысл плавно перетек в недвусмысленную критику деятельности городских властей и депутатов. Будто вернувшись в 2014 год, когда Андрей Бочаров без предупреждения приезжал в различные медучреждения и устраивал там публичный «разбор полетов» под камерами СМИ (чего, к слову, не происходило уже очень давно), он буквально устроил порку чиновникам и депутатам с посылом «пора работать».
Возможно, на поведение Андрея Бочарова влияет эффект приближающихся выборов. И не мартовских, а сентябрьских. Не исключено, что волгоградский бизнес ждут беззаботные месяцы без надзорных проверок, должников — отсутствие бесконечных стуков в дверь и звонков на мобильный, бюджетников — неожиданный подъем зарплаты и другие радости жизни, а губернатора и его команду — тяжелые трудовые будни, в результате которых, возможно, волгоградцы всё же поверят, что любимый город-герой может жить с ровными дорогами, нормальными зарплатами, современными больницами, школами и детскими садами, а также без регулярных порывов коммуникаций, волокиты органов власти и проблем с общественным транспортом. А как этот город будет называться… Вероятно, ответ на этот вопрос мы узнаем раньше, чем начнет исполняться сказочно красивая программа десятилетнего развития.
Согласны с автором?