На прошлой неделе в Волгограде прогремело сразу два скандала, связанных с главным мемориалом на Мамаевом кургане. Одна барышня-блогер отправлена в СИЗО за то, что «потрогала» грудь Родине-матери на Мамаевом кургане. Другой активист из Башкирии призвал президента России прикрыть излишне оголенные, по его мнению, части Родины-матери. Позже и блогер, и активист, как водится, извинились. О том, что в жизни Родины-матери почему-то наступил момент, когда пусть даже незначительное меньшинство перешло от восхищения и преклонения до раздражения и пренебрежения, высказался известный медиамагнат, председатель регионального отделения союза журналистов России Вячеслав Черепахин.
Почему же уже полвека являющаяся главным символом нашей Победы в Великой Отечественной войне Родина-мать вызывает такие разные, но сильные чувства и у ее зрителей, и у защитников?
Думаю, начать надо с того, что Победа в Великой Отечественной войне стала для нас в хорошем смысле культом, главным мотивирующим событием. Почему именно эта веха стала для нас главной, тоже понятно. Это момент победы над фашизмом, максимального напряжения сил, единства народа и власти, жертва частного ради общего, «мы за ценой не постоим», семейные ценности — «мужик на фронте, баба в поле, парень за станком», очень внятные понятия межличностных коммуникаций: если мужская дружба, то фронтовая братская, если любовь, то между медсестрой и полковником, т. е. между мужчиной и женщиной. Ключевой момент — результатом тех сверхусилий стала модель мира, когда наше государство получило сверхвлияние.
Фактически всё это и есть набор традиционных ценностей. Никакие другие достижения страны в обозримом историческом прошлом (Гагарин или индустриализация) не смогли бы так полно и точно мотивировать современное общество с точки зрения государственных интересов.
И вот в 60-е, когда возникла потребность обратиться к исторической памяти о нашей Победе, был найден и гениально воплощен символ этой победы — величественный монумент Родина-мать, ставший центром единственного в своем роде мемориального комплекса на Мамаевом кургане.
<...> Я не представляю себе Волгограда без Родины-матери. В детстве я звал ее «мама Родина», подразумевая, что у меня две мамы. Она — центр города, его истории и патриотических чувств всей страны. Другое дело, что она не должна быть единственным символом всего: патриотизма, театра и конфет — но это отдельный разговор. Когда 9 Мая, в шестом классе я с товарищами стоял со знаменем школы у мемориальных плит с именами героев, а мальчишка с соседней школы выковыривал ценный свинец из щелей между плитами — мы его били. Как нам тогда двенадцатилетним казалось — за кощунство над могилами.
А, может, это и было предвестником сегодняшних претензий, оскорбляемости и обид на «попытки» оскорбить чувства верующих и память наших великих предков? И вот блогерша, которая «потрогала» грудь монумента (как во многих туристических местах «трогают» Пизанскую и Эйфелеву башни, королеву Англии и прочих героев и Будд), подвергается наказанию. Хотя я уверен, этот поступок никак не может помешать любить Родину.
Или может? Ну ребята... Вы такие хилые в своей любви, что вас это пошатнуло?
И вот, с другой стороны, появляется активист, который предлагает всё это человеческое скрыть с глаз, реконструировав ее (одеть в паранджу?). И я думаю, даже уверен, что он не фрик, а отражает мнение какой-то части народа, неважно, насколько большой. Сегодня она извиняется, а завтра?
И когда в эти полвека жизни Родины-матери наступил момент, когда пусть даже незначительное меньшинство перешло от восхищения и преклонения — до раздражения и пренебрежения? Что пошло не так?
И мне видится, что оба этих сюжета нам даны не зря, а чтобы мы осмыслили, куда общество движется. Они в значительной мере отражают, что мы сейчас из себя представляем и какое будущее у этого «мы». И политикам, политологам, журналистам, депутатам (в особенности), пропагандистам, и вообще всем нам, неплохо задуматься — все ли средства хороши для благих целей.
Точно ли пусть щепки летят?
Согласны с автором?