Дизайнер Артемий Лебедев назвал скульптора Евгения Вучетича маразматиком, а Родину-мать — уродской. В очередной раз. Однако на этот раз в интервью Юрию Дудю* он объяснил свои слова, а также рассказал, почему блогершу из Самары осудили, а его — нет.
Напомним, еще четыре года назад Артемий Лебедев назвал расположенный на Мамаевом кургане в Волгограде монумент «Родина-мать зовет!» «уродливой хренью» и «плодом советского старческого маразма». Таким описанием возмутилась вся общественность, многие представители власти, а кто-то из депутатов даже написал заявление в СК. Артемия Лебедева проверили, и на этом всё кончилось. Ничего противозаконного в его словах не нашли.
— В Волгограде есть очень большая и очень некрасивая скульптура «Родина-мать зовет!», — говорил Лебедев. — Вообще, это ужаснейшее произведение советского монументального скульптурного искусства, которое, к сожалению, уже никуда не денешь. То есть это такая хрень, которую один раз поставили, она является символом, и понятно, что ее нельзя ни снести, ничего. Ее будут постоянно поддерживать просто до скончания веков. И мало того что она на вид просто уродская, это старческий маразм какой-то поздний советский человека, который отвечал за то, чтобы ее туда поставить. Я был там внутри, вылезал у нее из головы, оттуда вид хороший. Это единственное, может быть, чем она хороша. А сейчас проблема в том, что там была подсветка, которая хоть как-то какие-то анатомические достоинства Родины-матери, а это все-таки женщина, и у нее есть анатомические черты — у нее есть сиськи, есть какое-никакое лоно, и раньше свет более-менее показывал, что баба с фигурой. Сейчас поставили какой-то совершенно [плохой] светодиодный свет, который ее сделал абсолютно бессмысленной, поэтому я, конечно же, поддерживаю тех людей, которые хотят, чтобы эта скульптура подсвечивалась нормально. Раз уж стоит, давайте пусть будет всё по-человечески.
Накануне дизайнер дал интервью Юрию Дудю*, в котором последний спросил Лебедева, почему он позволяет себе такие высказывания.
— Это токсичная тема, за которую мне очень сильно попадает от властей, назовем это так, — сообщил Артемий. — Меня вызывали в СК, на меня писали доносы, я ходил и объяснялся. У меня также был пост о Дне Победы, где я предлагал не ставить уродские памятники в честь великого события. Люди читают только «уродские памятники» и считают, что я оскорбил День Победы и ветеранов. В этом смысле как общество больное, люди тоже болезненно реагируют, поэтому я попадаю под раздачу. Моя точка зрения, когда я комментирую какие-то скульптуры, символику, графический дизайн, гербы, флаги и даже букву Z, я это комментирую с точки зрения профессионального дизайнера, который этим занимается всю жизнь. Мы как дизайнеры можем с помощью разных художественных, драматургических, выразительных приемов показывать определенное состояние души, какие-то важные события. Отсюда возникают памятники. Памятник должен быть инженерным сооружением, он должен стоять, его не должно ветром сдувать. Он должен быть с определенными эстетическими характеристиками — красивый, узнаваемый с разных сторон, много сложного. Это не просто поставить кусок бетона. Это сложное произведение. Это как здание построить.
Артемий Лебедев сообщил, что он просто рассуждает о памятнике с профессиональной точки зрения, попутно назвав автора монумента — Евгения Вучетича — маразматиком.
— Всё делится на памятники, которые я считаю хорошими, и памятники, которые я считаю уродскими. Которые получают священный статус, потому что это памятник в честь священного события. И дальше мы оказываемся заложниками нашего языческого существования, — рассказал дизайнер. — Мы не можем обсуждать художественные достоинства того, что было поставлено в честь священного события, из-за сакральности. Я как профессионал, у меня нет сакральности. Я как гинеколог, который смотровыми щипцами видел *** (влагалище. — Прим. ред.), у меня нет никакой романтики. Мне надо вылечить рак шейки матки. У меня своя специфика, я по-другому смотрю на это. Вучетич — старый маразматик. Сделал ужасную вещь. Наверное, он убедил какой-то комитет. У него контур хороший, в этом смысле я не спорю. Ее силуэт с мечом — это хорошая находка. Но памятник не такой, какой мог бы быть. Можно было нежнее сделать. Я считаю, что хорошо, когда можно сделать что-то неудачно, а потом отменить это и сделать более удачное. Есть памятник в центре Москвы Петру I. Я считаю, что его нужно взорвать. Можно сказать, что я террорист, хочу устроить взрывные работы в центре мегаполиса. Я просто хочу, чтобы этот *** *** (ужасный памятник. — Прим. ред.) не мозолил мне глаза.
В ответ на это Юрий Дудь* напомнил о блогерше из Самары Алене Агафоновой, которая «пощекотала» соски монумента и сняла это на видео. В отношение девушки возбудили уголовное дело о реабилитации нацизма. Дело рассмотрели в особом порядке, так как девушка полностью признала вину и согласилась с обвинением. Ей назначили наказание в виде принудительных работ на срок 10 месяцев с удержанием из заработка 10% в доход государства. Кроме того, Агафоновой на два года запрещено заниматься деятельностью, связанной с размещением публичной информации в социальных сетях, в электронных или информационно-телекоммуникационных сетях.
В ответ Артемий Лебедев сказал, что относится к этому плохо. Он посчитал блогершу дурой и реакцию органов — несоответствующей.
Но когда интервьюер спросил его, как он разделяет свои матерные слова о Родине-матери и действия блогерши, он сказал, что нецензурно вызывается не о памяти, которая заключена в образе Родины-матери, а конкретно о бетонном памятнике и его художественном образе.
* Признан иноагентом на территории РФ.