В Волгограде пенсионер несколько раз взыскал деньги с продуктового магазина за невкусные товары. По словам мужчины, он всего лишь пользуется условием оферты, написанном на этикетке. При этом останавливаться на достигнутом он не планирует.
«Пять судов — и все я выиграл»
«Ночным кошмаром» сетевых магазинов «Перекрёсток» стал пожилой волгоградец Альберт Чернышев. Уже более года он нещадно, раз за разом, карает организацию за невкусную еду. Причем делает это через суд. На некоторых этикетках товара собственной торговой марки «Зеленая линия», продающихся в магазинах, указано, что продавец вернет деньги, если клиенту не понравится вкус. Этим и пользуется потребитель.
— Если вы зайдете в «Перекрёсток» и возьмёте некоторые товары, то увидите надпись «вернем деньги, если вам не понравился вкус или качество», — рассказывает Альберт. — У меня с этой сетью уже пять судов, и все их я выиграл. Если они разместили такую надпись и я на таких условиях купил товар, то получается, что это договор оферты.
По словам пенсионера, суды с «Перекрёстком» он устраивал из-за самых различных товаров.
— Я беру разные продукты. Эти условия касаются продукции, произведенной конкретно их брендами. Я прихожу, беру, например, сок. Пробую дома и потом приношу обратно. Говорю, что не вкусно — верните деньги. Иногда возвращают, иногда нет. Если принимать не хотят продукт, то я разворачиваюсь и иду в суд.
Мужчина утверждает, что многие товары сетевого магазина, по его мнению, действительно невкусные.
— Иногда бывают слишком соленые или приторные. Вот брал кольца ананасовые. Они до такой приторности сладкие. Я одно колечко съел и плевался. Еще у них есть мороженое с солью. Я вот купил и пришлось зубы четыре раза перед сном чистить. Привкус был настолько сильный.
Оказывается, помимо Альберта, в России есть еще много внимательных к этикеткам людей.
— Я перестану этим заниматься, как только они уберут надпись. Я всего лишь пользуюсь своими законными правами. Я знаю, что и в других городах ребята тем же занимаются. Я пытался связаться с их московским офисом, спросить, зачем они наносят эти надписи. Мне не ответили. Деньги мне, кстати, реально переводят после судов. Суммы там небольшие. Полторы, две тысячи. Сейчас я обратился к юристам и буду взыскивать судебные расходы и моральный вред. Если нам по телевизору говорят, что мы в правовом государстве живём — то я буду пользоваться своими правами.
Борец за права или профессиональный истец?
Похожая схема, по словам мужчины, работает и с другими сетевыми магазинами Волгограда.
— У нас еще есть «Вкусвилл». У них такая же акция с колбасой и горохом. Сейчас тоже с ними сужусь. Еще я решил заняться просроченными продуктами. Скоро будут суды с «Магнитом» и «Пятёрочкой». Я приобретаю просроченный товар, а они потом отказываются возвращать деньги.
При всём при этом Альберт никогда не работал юристом. Его профиль — производственная сфера.
На сайте Дзержинского районного суда на данный момент имеется информация о трех успешных заседаниях Альберта с «Перекрёстком». Буквально пару дней назад он сумел взыскать с магазина аж 13 тысяч рублей. Попытки представителей «Перекрёстка» признать решения мировых судей незаконными успехом не увенчались.
— Судом установлено, что акция «Вернём деньги, если Вам не понравился вкус или качество», действующая в магазине ответчика в день приобретения истцом товара, содержит признаки публичного договора, — написал Дзержинский суд по поводу выигранного Альбертом накануне дела. — Ответчик был обязан выполнить условия акции и вернуть истцу денежные средства за приобретенный товар, поскольку такие требования истец заявил в рамках заключенного с ответчиком публичного договора.
Помимо сетевых магазинов, судится пенсионер и с другими организациями. В Волгоградском суде имеются результаты разбирательств Альберта с волгоградскими изданиями, Министерством финансов, ФНС, фондом социального страхования и частным предприятием.
«Гражданский кодекс никто не отменял»
Сеть «Перекрёсток», принадлежащая компании «X5 Group», пока никак не комментировала в открытых источниках суды с покупателем. В компанию направлен официальный запрос с просьбой прокомментировать разбирательства.
А вот юрист Олег Объедков заявил, что в действиях Альберта можно усмотреть признаки злоупотребления своими правами.
— С моей точки зрения, нужно разделять две вещи, — объясняет юрист. — Расторжение договора купли-продажи в том случае, если покупателя не устроило его качество. И потребительский экстремизм. Ладно, если это случилось единожды. Но когда это происходит систематически и становится способом незаконного обогащения — тут уже нужно принимать меры. Статья 10 Гражданского кодекса «Пределы осуществления гражданских прав». Если удастся доказать злоупотребление, то можно будет возможным отказать лицу в иске. В качестве доказательства могут послужить многочисленные обращения в суд по схожим поводам.
Также юрист порекомендовал «Перекрёстку» пересмотреть условия акции.
— Возможно, ответчик переборщил со своим маркетинговым решением. Я бы на месте юристов «Перекрёстка» оговорил бы условия возврата.
Напомним, что одержал победу в суде с крупной компанией некоторое время назад и другой волгоградец. Более 700 тысяч рублей должен заплатить маркетплейс по решению суда жителю Волгограда Вячеславу Варченко за отказ вернуть деньги за два дорогих, но оказавшихся ненужными ему смартфона Samsung. Представитель магазина считает, что клиент злоупотребляет действующим законодательством, а покупатель назвал назначенную компенсацию копеечной.
Больше новостей — в телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего важного.