![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/4f/27/6e4f279a331a4b6ea9c6876ee931ab04/656x438_1:5663_9b3306f2f0a9ad62c13ab1a88fae6a21@1280x853_0xmAWPc676_8390072672919962724.jpg.webp)
Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет о расследовании авиакатастрофы вертолета Robinson-44, в результате которой погиб глава клуба «Аэросоюз — Волгоград» Виктор Климочкин. В качестве наиболее возможной причины катастрофы называется потеря управления вертолетом в условиях ночного полета и инфаркт у пилота.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/ff/c5/04ffc5fc8b836613001c4414c6d27859/656x492_1_112b9fd16f82a2cf5709c955c163d337@683x512_0xZkkNwR0j_1804745450639145146.jpg.webp)
Напомним, вертолет Robinson-44 c бортовым номером RA-04246 разбился поздно вечером 28 февраля 2020 года близ села Линейное Наримановского района Астраханской области. Управлял вертолетом глава клуба «Аэросоюз-Волгоград» Виктор Климочкин. Вертолет заказывали гости базы «Прохладная» в Камызяках. Пилот покатал клиентов по вечернему небу, высадил их и улетел в направлении Волгограда.
По предварительной информации, трагедия произошла около 20:30. Место крушения вертолета на земле искала группировка в составе 85 человек и 30 единиц техники. С воздуха упавший вертолет искала аэромобильная группа с вертолета Ми-8. Обнаружить упавший вертолет удалось 29 февраля в 02:09 в 40 километрах от населенного пункта Линейное. Среди обломков обнаружено тело Виктора Климочкина.
Как следует из отчета, вертолет в день катастрофы находился на посадочной площадке «Раскат» в Камызякском районе Астраханской области. С базы в поселке Ерзовка Волгоградской области он перелетел утром 28 февраля. С 11:00 до 18:00 28 февраля Виктор Климочкин выполнил два полета с площадки «Раскат». Их общая длительность составила около семи часов. В 18:50 Виктор Климочкин позвонил супруге и сказал, что готов лететь обратно. Примерно через 10 минут вертолет поднялся в небо и взял курс на Ерзовку.
В 19:45 работник фермы, находящейся примерно в двух километрах от места авиакатастрофы, услышал звук летящего вертолета, затем — взрыв, и увидел столб пламени. Вместе с напарником он прыгнул в машину и поехал туда, куда упал вертолет. Вскоре мужчины увидели догорающие обломки вертолета и вызвали спасателей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/55/c9/8c55c9463b1a5eec9d8bbcf500939a8e/656x436_1_2c9c13c10b3bed8cf27e74597282e497@900x598_0xtfPxR7Gr_7182140241324828552.jpg.webp)
Первыми о землю ударились лопасти несущего винта. Затем вертолет упал и взорвался, оставив на месте происшествия воронку глубиной около 40 сантиметров. В метре от места падения нашли хвостовое оперение. Двигатель, редуктор и несущий винт отлетели на 15 метров. В 30 метрах от места столкновения с землей обнаружили левый полоз шасси, а в 70 метрах — топливный бак.
— Характер расположения воздушного судна, его фрагментов и следов на земной поверхности свидетельствует, что вертолет подходил к земле с правым креном более 45º и с отрицательным углом тангажа (пикированием. — Прим. ред.), — говорится в отчете. — Столкновение с земной поверхностью произошло со значительной поступательной скоростью, в момент столкновения осуществлялся подвод мощности от двигателя к несущему винту.
Сам Виктор Климочкин прошел врачебную летно-экспертную комиссию 27 ноября 2019 года. Документ действовал до 2021 года. По заключению врачей, мужчина был признан годным к полетам частным пилотом. Посмертную экспертизу проводили уже астраханские судебные медики. В крови у пилота не было обнаружено ни следов спиртного, ни карбоксигемоглобина, что свидетельствовало бы об отравлении угарным газом. Не нашли врачи и следов наркотиков.
А вот с сердцем у пилота были проблемы. На вскрытии обнаружили, что у Виктора Климочкина произошел второй инфаркт, кровоизлияние в атеросклеротическую бляшку и отек легких. Медики не исключили, что пилот умер еще в воздухе от повторного острого коронарного синдрома. Однако точную причину смерти установить не удалось в связи с сильными повреждениями тела, полученными при падении.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/8c/21/6d8c21af6e74b5c7af03a61980efb91d/656x416_1_5b40e1cdde917bbfc728fbab6452b1a3@900x570_0xrPIUC2D1_5457381646346038372.jpg.webp)
Свидетельство пилота-любителя Виктор Климочкин получил еще в 2011 году. Оно позволяло ему управлять вертолетом Robinson и летать по ночам при нижнем пределе облачности 400 метров, горизонтальной видимости 4000 метров и скорости ветра 13 метров в секунду. Однако и в свидетельстве пилота, и в руководстве по летной эксплуатации вертолета было указано одно очень важное ограничение: при ночных полетах должна быть обеспечена возможность визуального ориентирования по наземным объектам, освещаемым либо источником света на земле, либо небесными светилами. Комиссия же пришла к выводу, что во время последнего полета вертолета никаких наземных ориентиров видно не было. Пилот не имел права летать по приборам. Возможности вертолета этого тоже не допускали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/92/37/cd/9237cd8a87c41688790455e5253319b7/656x492_1:5663_ba81239c707ca467f4f877515dc5c9fd@2592x1944_0x1AXe6Ecz_1162649258925588271.jpg.webp)
Исходя из имеющихся данных, эксперты могли лишь предположить, что авиакатастрофа произошла из-за потери управления вертолетом при выполнении ночного полета над безориентирной местностью. При этом однозначно определить, почему пилот потерял управление — невозможно.
— Возможными причинами могли быть: потеря пилотом пространственной ориентировки в условиях полета, к которым он не был подготовлен, либо частичная или полная потеря работоспособности в полете, вызванная сердечно-сосудистыми патологиями, либо комбинация указанных причин, — говорится в окончательном отчете. — Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились необоснованное принятие пилотом решения на вылет в условиях, к которым он не был подготовлен, выполнение пилотом полета в состоянии усталости, вызванной недостаточным отдыхом перед полетами и значительной рабочей нагрузкой (физической и психоэмоциональной) в день авиапроисшествия, не выявление при прохождении ВЛЭК имевшихся патологий.