Четырехметровые потолки, мусоропровод в каждой квартире и холодильник под подоконником — всё это отличительные черты, пожалуй, самого колоритного архитектурного произведения советских времен — «сталинок», которые, несомненно, являются визитной карточкой Волгограда. Несмотря на давность своей постройки, сооружения обзавелись особой популярностью среди архитекторов, экскурсоводов и туристов города-героя. О том, за что ценить «сталинки» и как в них не погибнуть, журналистам рассказала известный дизайнер интерьера Ольга Макеева.
«Это портрет эпохи, который больше не повторится»
Еще в газете «Сталинградская правда» от 1959 года, когда «сталинки» были эдаким ноу-хау того времени, писали об инновационности построек, которые отвечают всем запросам советского человека.
— В основу проектов этих домов были положены требования, предъявляемые к современному жилому дому. Он должен быть удобным и экономичным. В каждой секции будет по три квартиры, — говорилось в газете. — В основном каждая состоит из двух небольших комнат общей площадью 30 квадратных метров. В зданиях предусмотрены также однокомнатные квартиры и несколько 3–4-комнатных. В каждой квартире — кухня, ванная, встроенные в стены шкафы, канализация, водопровод. Входы в квартиры устраиваются со двора. Житель попадает сначала в богато оформленный вестибюль, затем — на лестницу. В жилых комнатах предусмотрены паркетные полы, высококачественная отделка с применением лепных карнизов и розеток на потолках. В квартирах запроектированы балконы, эркеры и лоджии. Вместе с лепными деталями и скульптурой они создадут богатую пластику фасадов зданий.
По словам дизайнера Ольги Макеевой, «сталинками» принято называть дома построенные с 1930-х по 1955-е годы, вплоть до принятия закона «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
—«Сталинки» — это портрет эпохи, который больше не повторится, — утверждает дизайнер. — Потолок, стены, пол — это не просто архитектурный объем, а культурный слой. А если мы говорим о доме-памятнике, то еще и охраняемый государством слой. «Сталинки» считаются приемниками старого дореволюционного фонда. Их строили люди, учившиеся еще до революции. Под мое крыло попало три «сталинки». Одна у музея-панорамы — она очень популярна у телевизионщиков и именно в ней снимала свой клип Манижа (известная певица. — Прим. ред.). Вторая на улице Ким и третья на «Алмазе» (магазин ювелирных украшений в Ворошиловском районе. — Прим. ред.). У всех у них отличаются фасады. Различия и индивидуальности можно перечислять просто бесконечно. При этом важной особенностью является их градация. Номенклатурное, директорское и обычное жилье. Все они отличаются по количеству комнат и площади.
Особую ценность «сталинок», по мнению Ольги, представляет их история.
— Мне нравятся они тем, что, в отличие от хрущевок, эти здания подлежат реновации, — отметила Ольга Макеева. — Да и срок службы у них около сотни лет. Ввиду этого, здания не претерпевают радикальных реконструкций и ремонтов, успевая сохранить наследие своих жильцов. В доме на улице Ким есть квартира, в которой прожило целых пять поколений. Это очень интересно. И я очень рада, что, когда люди обращаются за моими услугами, они просят сохранить атмосферу здания. Здесь можно поговорить как раз об истории и ее сохранении. Современные технологии способны исправить любые проблемы исторических зданий, включая просушку дерева. Весь цивилизованный мир сейчас поэтому возвращается к деревянным окнам.
«Я убеждена, что пластиковые окна и натяжной потолок являются преступлением против старого фонда»
По словам дизайнера, дух времени хранят даже самые обыденные вещи в доме, включая дверные замки.
— Любая старая дверь может рассказать свою историю, — сообщила Ольга Макеева. — По слоям краски мы можем узнать, сколько было у квартиры хозяев. По количеству замков понять, спокойно ли им жилось? Один раз на демонтированных дверях мы обнаружили метки роста. Это очень трогательно. Представляете, сколько сейчас лет тому мальчику, которого измеряли? Помимо этого, «сталинки» сохранили некоторые рудименты. Например, окно между ванной и кухней. Многие не понимают, зачем оно нужно? В одной из статей я прочитала, что их добавляли из-за чахотки. Тогда не было лекарства от туберкулеза, но было известно о любви микобактерии к темным и влажным помещениям. Таким образом, планировалось в ванную запускать свет и решать проблему. Из интересных особенностей можно вспомнить холодильник под окном или отдельный дымоход для самовара. Да, бывают и такие. Раньше еще был централизованный пылесос. Подобных тонкостей море. У нас есть на Комсомольской дом № 10 с мусоропроводом в каждой квартире. Правда, в этом романтики искать уже нет. Он воняет и разводит крыс с насекомыми.
«Включил вытяжку — и ты труп»
В определенных случаях «сталинка» даже может убить своего владельца. Для этого достаточно выполнить всего пару действий.
— Каждая квартира проверяет своего хозяина на прочность. «Сталинка» тем более. Она будто бы оценивает серьезность намерений своего владельца, — считает дизайнер. — Происходит это с помощью ежедневных сложностей. Например, проводка может неожиданно задымить. Это является одним из серьезных минусов этих домов. Такими вот подлянками квартира начинает вас проверять. Я могу выделить три главных проблемы «сталинок»: проводка, мусоропровод и звукоизоляция. Но есть и четвертая, опасность которой, превышает все остальные. Это газовая колонка. Эта тема настолько опасна, что про нее принято молчать. Ежемесячно умирает очень много людей от отравления угарным газом. Если вы живете в «сталинке», то ни в коем случае не включайте одновременно вытяжку и колонку. Принимать ванну, пока варится суп нельзя — это чревато смертью.
Только приняв все эти минусы, владелец сможет почувствовать настоящее удовольствие от жизни в доме.
— Главный плюс «сталинок» — это их атмосфера. Они удивляют своими высокими потолками 3,7 метра. В них интересно жить, засыпать и растить детей, — сообщила Ольга Макеева. — Особенность «сталинок» в том, что, живя в них, их надо любить, пусть порой и безответно. Довоенные «сталинки» построены на фундаментах царских домов. Улица Мира это уже первые послевоенные. Но самый мой любимый экземпляр — «сталинка» у панорамы — Советская, 28. Там я и живу. К сожалению, она сейчас розового цвета, но раньше была своего естественного, болотного.
По мнению эксперта, сохранить наследие сталинской архитектуры очень просто.
— Каждый из нас может многое сделать для этого. Например, консервация — отложить реставрацию на потом, — предложила дизайнер. — Когда мои знакомые делали ненавистный мне натяжной потолок, я уговорила их не уничтожать лепнину на потолке, а просто закрыть ее натяжным. Не мы это строили и не нам уничтожать. Возможно, будущие жильцы снимут этот натяжной потолок и поразятся прятавшейся от них годами лепниной. Вообще существует два подхода у дизайнеров в работе со старым фондом. Первый самый простой — всё снести до кирпича и заново построить. Но в таком случае наследие будет уничтожено. Второй подход сложнее и дороже — реставрация. Однако такие квартире потом хорошо окупаются.
«Всё зависит от года постройки»
По мнению специалиста по недвижимости агентства «Этажи» Руслана Сорокина, «сталинки» — неоднозначное явление.
— «Сталинки» — это жилье старое, ветхое, хотя простоит еще долго, — уверен Руслан Сорокин. — Из минусов — часто перекрытия деревянные, из-за этого не все банки дают ипотеку. Считается, что у них высокий риск пожаров, обрушений, гниения. Пока квартира в ипотеке, она банку принадлежит. Все эти проблемы на него лягут. Всё зависит от года постройки. Сданные в конце 50-х и начале 60-х еще нормальные. Построенные раньше — там уже более ветхое жилье.
Риелтор также обратил внимание на ветхость коммуникаций в «сталинках».
— Если их менять, дома простоят хоть 1000 лет, как в Европе. Высокие потолки — тоже плюс. В новостройках сейчас не особо высокие полотки, — отметил эксперт. — Плюс в том, что больше объем воздуха, толстые стены, которые в жару не нагреваются, зимой не промерзают. Президент Туркменистана в свое время дал указ, чтобы в их жарком климате строили дома с потолками не менее четырех метров в высоту.
При этом газификацию Руслан Сорокин не смог отнести ни к положительным, ни к отрицательным чертам этих строений.
— Газификация, с одной стороны, плюс, с другой стороны, минус — опасно. Но если следить за этим, то вещь хорошая, — утверждает риелтор. — Электрика, как правило, вся ветхая, старая, и ее не все меняют. И они строились в каких годах? Всё это не предназначено для мощностей современных электроприборов. Всё это замыкается сейчас, горит. Если выпотрошить всё старое и поставить новое, хорошее — будет супер.
К очевидным минусам эксперт отнес цены на квартиры в этих домах. Но так как они расположены в центре города, это объясняет их стоимость.
— «Сталинки» — это свой уютный дворик, какая-то инфраструктура, — заключил Руслан Сорокин, — Но парковок почти нет, а те, которые есть, — маленькие. Их не хватает. Плюс на первых этажах какие-то коммерческие структуры располагаются. Трафик большой, нагрузка большая.
Возрождать колорит сталинской застройки стало серьезным трендом в последние годы. Несмотря на то, что порой на реставрацию может уходить по три года, россиян это нисколько не отворачивает от намеченных целей.