В Волгограде после замечания настоятеля храма Всех Святых на Мамаевом кургане отца Георгия министру культуры РФ Ольге Любимовой за отсутствие платка священнослужителя серьёзно понизили в должности и перевели в более мелкий приход. Та же участь постигла и второго священника храма Вячеслава Патрина. В этой непростой истории разбирались корреспонденты V1.RU.
Министр культуры РФ Ольга Любимова 24 июня приезжала в Волгоград на открытие после реставрации монумента «Родина-мать зовёт» и в качестве гостя закрытого телевизионного концерта на Мамаевом кургане. По неофициальной информации, высокопоставленная чиновница решила заглянуть и в находящийся по соседству храм Всех Святых.
Его настоятелем долгие годы был отец Георгий Лазарев. Отец Георгий — известная личность в Волгограде. Помимо службы в храме, он руководит епархиальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. За плечами священнослужителя долгие годы военной службы. Настоятель храма в своё время прославился тем, что во время визита президента РФ Владимира Путина в Волгоград встретил его в рясе и боевых наградах.
Это же будет смех и грех
Впервые информация о грозящей отцу Георгию отставке с поста настоятеля храма Всех Святых на Мамаевом кургане появилась 4 июля в анонимных телеграм-каналах. Якобы 24 июня, в день проведения закрытого телешоу на Мамаевом кургане, гостями которого стали многочисленные чиновники и депутаты, в том числе губернатор Андрей Бочаров и министр культуры Ольга Любимова, отец Георгий вежливо сделал чиновнице замечание за отсутствие платка, его наличие является требованием для всех женщин, входящих в православные храмы. Предложить платок Ольге Любимовой священник не смог — хранящиеся на данные случаи платки и юбки в храме убрали на время карантинных мер по коронавирусу.
Тогда сам отец Георгий инцидент подтверждал.
— Слава Богу, у меня никто не заболел в нашем храме. Никто не сказал, что в храме Всех Святых на Мамаевом кургане заболели люди коронавирусом. У нас были платки, я приказал убрать, чтобы никто не надевал после другого. Юбки общественные, которые завязываются, убрал, — говорил отец Георгий и добавил свое мнение про визит министра культуры. — А если она идет в храм, то возьми с собой платочек в сумке, надень спокойно и иди. Ну и потом, надо всегда предупреждать. Есть служба протокола, телефон есть, все есть. Скажите, так то и так то, мы подготовимся.
Слухи о грозящей отставке или разжаловании тогда отец Георгий встречал смехом.
— Я не думаю, что из-за платка какие-то могут быть последствия, чтобы смеха-то не было. Это будет смех и грех, — говорил он, — Но если что-то будет, то я покорюсь воле правящего архиерея. На другом месте службы я также буду служить честно. Но когда идет эта, как это называется, эпидемия, средства защиты должны быть свои. Даже если ты министр.
Светская власть решила оставить ситуацию без комментариев.
— Мы не будем комментировать данную ситуацию, — ответили в пресс-службе администрации Волгоградской области на просьбу прояснить подробности случившегося.
Не стали комментировать ситуацию и в Министерстве культуры. Пресс-секретарь Ольги Любимовой ограничилась лишь высказываниями, что сообщения об инциденте на Мамаевом кургане — «недостоверная информация», но от официального комментария отказалась.
Все остальное я оставлю между строк
Но 25 августа стало известно, что отец Георгий покинул пост настоятеля и был назначен вторым священником в храм Всех Русских Святых на улице 7-й Гвардейской. Сначала епархия оставляла перевод без комментариев, ограничившись сообщением на своем сайте о назначении нового настоятеля — протоиерея Алексея Маслова, возглавляющего епархиальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
Сам отец Георгий Лазарев пояснял, что написал прошение митрополиту и попросил его о переводе.
— Я написал прошение владыке и из-за своего преклонного возраста попросил его о более спокойном месте, — ответил отец Георгий. — Все остальное я оставлю между строк.
Только после того, как информация о понижении отца Георгия получила резонанс, епархия распространила официальный комментарий, уверяя, что всё сделано исключительно по его многочисленным просьбам.
— Отец Георгий Лазарев долгое время совмещал две очень ответственные должности — настоятеля храма и руководителя епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, — сообщили в пресс-службе епархии от имени нового настоятеля храма Всех Святых протоиерея Алексея Маслова. — Обе должности требовали колоссальной отдачи для качественного исполнения своих обязанностей. Вследствие того, что отец Георгий человек уже в возрасте и имеет некоторые проблемы со здоровьем, он лично, по своей инициативе, обращался несколько раз к правящему архиерею с просьбой освободить его от должности настоятеля храма и перевести его вторым священником. На днях владыка удовлетворил его последнее прошение.
Второй священник — не покой, а наемная рабочая лошадка
Авторизованно общаться со священниками Волгоградской и Камышинской епархии сейчас стало практически невозможно — недавно священнослужителям Волгограда запретили общаться напрямую с журналистами. Сам митрополит Федор готов давать интервью только по заранее оговоренным и согласованным с ним вопросам, а текст материала должен быть вплоть до заголовка одобрен главой волгоградской РПЦ.
— С 25 августа все общение с представителями СМИ священнослужителям разрешено только через запрос митрополиту, — пояснил после понижения отец Георгий. — Поэтому прокомментировать что-либо я не могу. Единственное, хотел бы выразить владыке большую благодарность.
Протоиерей Алексей Маслов, возглавляющий пресс-службу епархии, уточнил, что такой запрет действительно введен по всей Русской православной церкви.
— В епархии никто священникам общаться с журналистами не запрещал, — пояснил Алексей Маслов. — 25 августа вышло постановление Священного Синода, там идёт речь о запрете на разглашение священниками или монашествующими канонических или церковно-административных сведений третьим лицам, в том числе и СМИ, без благословения патриарха или епархиального архиерея.
Но нам удалось пообщаться с одним из известных священнослужителей Волгограда, расценившим перевод отца Георгия как его фактическое понижение в наёмные рабочие и репрессию.
— В миру есть собственник и есть наёмный рабочий. Так и у настоятеля в руках все финансы, и он выдает второму священнику зарплату, — пояснил собеседник в Епархии. — Второй священник — это фактически наёмный рабочий у первого священника. Первый священник, он же настоятель, сам определяет: сколько ему платить, как ему работать... И чаще всего настоятель служит только по праздникам, а второй священник, как рабочая лошадка, крестит, венчает, все делает в храме.
«Это серьезное понижение для отца Георгия, репрессия прямо какая-то»
Он служил в таком престижном месте, а его перевели в маленький приход, в маленькую церквушечку на 7-й Гвардейской, где, собственно, и одного священника достаточно. Я думаю, что там и настоятель не в восторге. Ему просто не нужен был второй священник, а к нему перевели человека, которого он должен обеспечивать, изобретать фронт работ, хотя он с этим вполне должен сам справляться. А церковь маленькая.
К заявлению отца Георгия, что он сам попросил перевода у митрополита, его коллеги относятся скептически.
— Конечно, отец Георгий будет говорить сейчас, что он старый и ему нужен был покой. Но это не подходит для места покоя, — считает собеседник.
«Второй священник — это "рабочая лошадка", которая должна работать, работать и работать»
— Поэтому его довод, который он озвучил в интервью, что «я сам просился, потому что мне нужно из-за моей немощи старческой...» не состоятелен. Во-первых, отец Георгий ещё достаточно нормального возраста. 70 лет это не такой уж и большой срок, тем более что он два года назад закончил заочно Царицынский православный университет. У него явно были планы не уходить на покой, а наоборот — активно служить. Поэтому его отстранение — явная репрессия.
Инцидент с министром культуры Ольгой Любимовой священнослужитель считает только одним из поводов к снятию отца Георгия.
— Дело не только в министре культуры без платка, — говорит священник, — если бы это было единственным поступком, то он (митрополит Феодор. — Прим. ред.) орал бы там, кричал, но не принял таких мер. А вот все вместе, в совокупности, зрело, зрело, и министр оказался как некая капля, которая оказалась последней. Ведь никто не обратил внимание, что отца Георгия не одного убрали с храма на Мамаевом кургане. Там было два священника. Один «старый», относительно, в кавычках, 69 лет. А другому-то, Вячеславу Патрину, которого отправили в храм на Пархоменко, около 40 лет. Поэтому аргумент о возрасте здесь, что отец Георгий придумал, не работает.
Говорить о переводе Вячеслава Патрина новый настоятель храма Всех Святых и пресс-атташе епархии Алексей Маслов говорить не захотел.
— Я уже давал комментарий по ситуации с отцом Георгием, — ответил Алексей Маслов, — в чём именно у вас вопрос по его помощнику?
После этого Алексей Маслов, не выслушав, бросил телефонную трубку и больше ее не брал.
Дело не в платках, а в деньгах?
Священнослужитель считает, что основная причина снятия с должности и понижения отца Георгия до «наёмного» второго священника связана с финансовой стороной деятельности епархии. Но он уверен, что официально об этом предпочтут молчать, не вынося в свет внутренние церковные разногласия. Поэтому священник просил считать сказанное им только как его личное мнение и рассуждение, а не утверждение о достоверных фактах.
— Какие могут быть претензии к отцу Георгию? Финансовые, конечно. Сейчас же это официально никто не скажет. Все будут отрицать. Отец Георгий тоже же сделал публичное заявление: «Нет, я сам», — размышляет священник. — Он (митрополит Феодор. — Прим. ред.) такой человек. Во-первых, если мягко сказать, у него фантазии есть, он что-то придумает в своей голове и сознании, и потом для него это как некая реальность наступает. А во-вторых, ему нужны деньги, деньги и деньги. И в таких количествах, что просто со счета мы сбились. Он облагает налогом все приходы и те, кто не могут ему предоставить требуемую сумму, к тому и начинают применяться репрессии. Если не сдашь сколько требуется, то всё. Уйдёшь, найдем другого.
Отметим, что с приходом митрополита Феодора волгоградская церковь претерпела большие изменения. Новый владыка ввёл в практику устраивание крестных ходов на праздники, переименовал благочиния, посещает матчи «Ротора». Несмотря на запрет Роспотребнадзора на проведение массовых мероприятий, в этом году на Пасху большинство храмов были открыты, что впоследствии отразилось на росте заболеваемости COVID-19.
Незадолго до Пасхи митрополит объявил о проведении на праздник крестного хода в то время, когда волгоградские больницы ежедневно пополнялись сотнями новых больных.