Собор имени Александра Невского в центре Волгограда в ближайшее время украсят большой иконой «Явление Пречистой Богородицы в Сталинграде». По мнению представителей Волгоградской и Камышинской епархии, именно это панно станет одной из главных святынь копии исторического собора. С резким осуждением этого решения уже выступил известный философ Андрей Кураев.
Панно с изображением Казанской Божией Матери на фоне руин города выложил на стене главного храма Вооруженных Сил России профессор Василий Нестеренко. Мозаикой им было выложено то, что якобы увидели сталинградцы в конце осени 1942 года.
— Художник изобразил чудесное событие, произошедшее в городе на Волге в страшные дни ноября 1942 года. На основании мозаичного панно Патриарший экспертный совет утвердил иконографию образа Сталинградской Божией Матери, ответив на запрос из Волгограда положительно, — говорится в сообщении волгоградской епархии.
Это же чудесное событие решено было увековечить и в интерьерах нового собора имени Александра Невского на площади Павших борцов.
— Икона будет написана и установлена в новом, уже достраивающемся соборе святого благоверного князя Александра Невского, — сообщили в епархии. — Запечатлеть данный образ небесного знамения очень важно для верующих нашего города-героя и всех его гостей. Он станет одной из основных святынь будущего кафедрального храма и зримым напоминанием о помощи Божией русскому народу.
По данным епархии, новая икона в храме Александра Невского будет написана по мотивам рассказов и рисунков волгоградского художника Льва Тырина, которого считают одним из очевидцев чуда явления «Сталинградской иконы Божией Матери».
— Лев Тырин вспоминал: «11 ноября 1942 года мы шли между развалинами разрушенного Сталинграда, стараясь не попадаться немцам на глаза. Была пасмурная погода, мелкая изморось, то ли дождь, то ли мокрый снег. Серое небо со стороны Заволжья стало медленно раздвигаться, в пространстве безоблачного чистого неба появилось изображение женщины с ребенком на руках. Бабушка несколько раз, превозмогая боль от раненой челюсти, сказала: "Это икона Казанской Божией Матери"», — сообщают в епархии. — Сохранился и архивный документ, где сообщается: "Командир одной воинской части рассказывал, как он и его часть красноармейцев под Сталинградом в самый критический момент увидели на небе знамение, предвещавшее разгром немцев"».
В то же время известный религиозный и общественный деятель, дьякон Андрей Кураев достаточно эмоционально высказался по поводу идеи волгоградской епархии. Он скептически отнесся не только к появлению в волгоградском соборе иконы, но и к воспоминаниям Льва Тырина.
— Дело в том, что канонизация такого рода иконы поставит под вопрос сказания об остальных православных иконах. Это удар по достаточному сильному нерву православной веры, — рассказал Андрей Кураев корреспонденту V1.RU. — Если из такой чепухи, простите меня, складываются современные православные мифы, то возникает закономерный вопрос — а не так ли это было столетия назад? В основу кладется рассказ человека, который во время войны был четырехлетним и контуженным взрывом мальчиком. При этом мальчик начал об этом рассказывать во взрослом возрасте.
По мнению Андрея Кураева то, что писал Лев Тырин, не что иное, как наведенные воспоминания.
— Он считает, что с ним было то, что, как он считает, должно было быть. Должны быть эсэсовцы, значит они будут, хотя их в армии Паулюса и не было вовсе. Однако на рисунках мальчика, который уже вовсе не мальчик, они в черной форме присутствуют, хотя черная форма была отменена аж в 1939 году, — рассуждает Андрей Кураев. — Строить на этом легенду, опирать на такие шаткие опоры церковную веру означает крайне рисковать авторитетом церкви. В наше время, когда каждый пытается присоединиться к той Победе, — это, скорее, минутная корысть. Я считаю, что это антицерковно со стороны вашего митрополита.
Журналистам V1.RU удалось узнать научную точку зрения на возникшее противоречие. По словам признанного эксперта по истории сражений на Волге, заведующей отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Светланы Аргасцевой, документальных подтверждений явления именно Казанской Божией Матери у ученых нет.
— У них наука построена на вере. У нас историческая наука построена на документальных доказательствах, — рассказала Светлана Аргасцева. — Я работала в Троице-Сергиевой лавре и видела письмо от бойцов 138-й дивизии о том, что они видели некое явление. Вот это — документальное подтверждение какого-то видения. Но в письме не было точно обозначено — Донская, Казанская, Волжская или Смоленская Божия Матерь явилась им. В сообщении очевидцев этого события не было подробностей, позволяющих установить, что именно они увидели.
По словам Светланы Аргасцевой, окрестить видение Казанской Божией Матерью решила уже Русская православная церковь.
— В нашем музее есть документальное подтверждение норматива пайка солдат. Они в то время питались как ленинградские блокадники, — добавила сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва». — Конечно, присутствовал и голод, и на фоне эмоций, возможно, им что-то привиделось. Я не могу ни отрицать, ни доказать это. Я могу понять, что человек в сложном психическом состоянии, будучи голодным, будучи на грани смерти мог что-то увидеть, потому что каждый надеялся на что-то хорошее.
Напомним, в 1920-х годах с чудесами в нашем регионе уже пришлось тщательно разбираться чекистам Царицына, когда в храмах и домах сразу девяти городов и сёл на территории современных Ленинского района Волгоградской области и Ахтубинского района Астраханской области одна за другой стали обновляться иконы. Экспертная комиссия Царицынской губчека изучила 57 «обновившихся» икон и выявила явную фальсификацию. Иконы просто очищались от пыли и копоти, после чего лакировались, а позолота подвергалась химической чистке. Подробности об этой истории можно прочитать в нашем материале «Иконы обновлялись одна за другой»: святые «чудеса» Заволжья проверили экспертизой и расстрелами.