Накануне, 4 июня, вечером в одном из баров Волгограда общественники и активисты встретились, чтобы обсудить активную работу велоактивистов по организации велодорожек, изменение транспортной схемы на площади Павших Борцов и другие вопросы организации движения в Волгограде. Позицию велоактивистов представил инициатор преобразований Михаил Соломонов, а сторону автомобилистов защищал известный волгоградский журналист и блогер Сергей Жуков.
«Акции носят пиар-характер»
— Очень многие жители Волгограда недовольны разметками для велосипедистов и новой схемой движения на площади Павших Борцов, — рассказал корреспонденту V1.RU Сергей Жуков. — Велосипедисты и автомобилисты встретились с инициатором этих новинок Михаилом Соломоновым.
У автолюбителей накопилось много вопросов.
— Со стороны автомобилистов была основная претензия к велоактивисту Михаилу Соломонову в том, что позиционируемый им «Город для людей» разделил волгоградцев на «правильных» и «неправильных» людей, — отметил известный блогер. — Потому, что новые велоразметки не учитывают интересов автомобилистов. В связи с выделением велодорожки на проспекте Ленина новая разметка была сделана настолько непрофессионально, что старая фактически проявляется на дороге, перекрывая новую. Черные зарисованные полосы видны на дороге, и у водителей могут возникнуть вопросы по организации движения.
Недовольны автомобилисты и новой схемой движения на главной площади Волгограда.
— Разметка на площади Павших Борцов не соответствует с точки зрения безопасности движения, — отметил Сергей Жуков. — При правом повороте необходимо заезжать на кольцевое движение, хотя практика организации кругового движения на перекрёстках практически всегда предусматривает свободный правый поворот. А сейчас движение осложнено. Третья наша претензия в том, что при проведении различных велопарадовперекрываются улицы города, создавая неудобства для водителей, в том числе и на центральных улицах, обновлённой набережной.
Волгоградские водители пожаловались и на поведение велосипедистов на дороге.
— Много нареканий у автомобилистов по вопросам соблюдения безопасности, — пояснил журналист. — Зачастую велосипедисты игнорируют Правила дорожного движения, передвигаются на велосипедах в наушниках, в ночное время ездят без световых сигналов и светоотражающих объектов. Всё это может спровоцировать дорожно-транспортные происшествия.
Каких-либо изменений в этом вопросе автомобилисты не наблюдают.
— Мы не видим, что велосипедисты занимаются именно безопасностью движения: проведением обучения, рейдам по правильному проезду перекрёстков, когда они должны переходить их пешком, — считает Сергей Жуков. — Мы не видим конструктивного диалога, чтобы наше мнение учитывалось при нанесении разметок. В рамках изменений не создаются дополнительные парковки, то есть нет взаимных интересов.
Излишним блогер посчитал и чрезмерную популяризацию велосипедов.
— Достаточно агрессивное поведение, что надо ездить только на велосипедах, и различные акции наподобие «На работу на велосипеде!» носят в основном пиар-характер, а не практический, — уверен Сергей Жуков. — При этом надо учитывать большую протяжённость нашего города и резкие климатические условия (либо мороз, либо жара) и отсутствие какой-то инфраструктуры в офисах, где волгоградцы могли бы привести себя в порядок после езды. Всё это даёт основание полагать о показном характере активности.
Водитель со стажем недоумевает, что идеи велосипедистов быстро находят отклик в кабинетах чиновников.
— Мы не понимаем, почему со стороны администрации безропотно принимаются решения, предлагаемые велоактивистами, и их не выносят на широкое обсуждение, — говорит журналист. — Их вопросы решаются оперативно, а наши — нет. Явно, что администрация занимает позицию, предусматривающую только защиту интересов велосипедистов.
В целом Сергей Жуков отметил важность и пользу встречи.
— В прошлом году была нарисована кривая велодорожка с пересечением на Комсомольской, было много шума. Мы видим, что бюджетные деньги тратятся не на безопасные дороги и разметку, а на временное творчество, — отметил блогер. — В итоге мы обменялись мнениями, выявили позиции друг друга. Однако велоактивисты не согласились с нашей позицией и считают, что они всё делают правильно. В любом встрече хотелось бы, чтобы такие встречи проводились чаще при участии ответственных за решения в Волгограде лиц.
«Говорят, что стало на дорогах опаснее — покажите статистику ДТП»
— Изначально хотели устроить противостояние велосипедистов и автомобилистов, но я сразу подчеркнул, что не делю людей на эти категории, — поделился Михаил Соломонов. — Волгоградцы выбирают транспорт, исходя от ситуации. Это зависит от инфраструктуры, предпочтений, финансов. Поскольку у нас развивают только дорожную инфраструктуру, удобнее ездить на машине или общественном транспорте. Нужно развивать пешеходную инфраструктуру, создавать места для прогулок и давать возможность людям использовать все виды транспорта.
Велоактивист отметил проблему парковок в центре города.
— Лучше тратить все деньги не на дороги, которые каждые три года перекладывают, а через пять лет меняют. Транспортные вопросы необходимо решать продуманно, — уверен Михаил Соломонов. — Мы активно обсуждали тему парковок, в частности, огромную парковку на площади Павших Борцов. Но на ней всего 150 мест. Она не может решить проблему со стоянкой в центре Волгограда. Волгоградцы едут в другие места, поскольку днём мест на ней нет. Поэтому водители вынуждены оставлять машины в запрещённых местах, нарушая Правила дорожного движения. Это никто особо не контролируют. Увеличиваются риски аварийности. У нас по статистике 6 погибших человек на 100 000 человек. И улучшения не видно.
Закрывать парковки активист не намерен.
— Я не предлагаю запрещать проезды и парковки, просто нужно разумно подходить к этим вопросам и использовать другие виды транспорта, — заверил Михаил Соломонов. — Мы не отняли полосы на проспекте Ленина. Их сколько было, столько и осталось. На площади оставили столько же парковочных мест, сколько и было. Но в тоже время мы снизили интенсивность движения.
Необходимость реализации своих идей Михаил Соломонов объясняет аналитическими данными.
— Мы всё делали на основе исследований департамента транспорта и архитектуры. Учитывали все данные, анализировали движение, — пояснил активист. — На проспекте сузили ширину полос, что по рекомендации Минтранса должно улучшить движение, сделать его предсказуемее и безопаснее. Если говорят, что стало на дорогах опаснее — покажите статистику ДТП. Этим вообще должна заниматься администрация, а не общественники и активисты. Просто хочется, чтобы город был безопасней и комфортней.
С критикой о единолично принимаемых решениях, без учёта мнения автолюбителей, Михаил Соломонов категорически не согласен.
— Я за любые обсуждения и рекомендации. Все свои инициативы всегда публикую в соцсетях, — говорит Михаил Соломонов. — Новая схема на площади долго обсуждалась. На V1.RU даже делали опрос, чтобы узнать мнение волгоградцев. Более 70% проголосовали «за». Порой проходит бурное обсуждение. Я максимально открыт и считаю, что нужно делать всё вместе.
Активист объяснил цель изменения схемы на площади Павших Борцов.
— Правый поворот убрали специально, чтобы успокоить движение. Для некоторых проезд на скорости — это некое удобство, привилегия. Но он создаёт кучу неудобств для остальных, — отметил Михаил Соломонов. — Владельцев автомобилей в городе — 25%. Даже с учётом, что в автомобилях ездят пассажиры, получается, 35% — доля перемещающихся на автомобилях. Но пешеход — это не только остальные 65%, а и сами водители. На той же площади они оставляют машины и пешком идут до работы. Им нужны тротуары, переходы.
Менять разметки придумывать очередные новинки в Волгограде велоактивисты планируют и в будущем.
— Переразметку делали на площади Павших Борцов, потому что это аварийно-опасный участок дороги. Таких участков в Волгограде много, — говорит общественник. — Но мы решили начать проект именно с площади, чтобы привлечь внимание. Это можно делать дёшево — за счёт разметки из средств, уже заложенных в бюджете на ремонт и разметку. Этим просто нужно заниматься, но администрация из-за своей текучки, кучи проектов и ремонтных работ просто срывается в бытовые вопросы и не занимается развитием инфраструктуры. Но время меняется, меняются жители, точки притяжения, маршруты и способы передвижения. И инфраструктура должна подстраиваться.
Встречей с автомобилистами велосипедисты остались довольны.
— Получилось объяснить людям, почему делается именно так. Хотя многие остались со своей позицией, они поняли саму идею, — резюмировал Михаил Соломонов. — Круто, что была такая встреча и каждый смог высказать своё мнение. Встретил людей, которые в соцсетях меня активно критикуют. И это здорово. Критика с комментариями и объяснениями, что не так, очень полезна!
Алексей Серебряков