В Волгограде сорвали сроки реализации концессионного соглашения по городскому электротранспорту. По информации мэрии, до настоящего момента процедура передачи имущественного комплекса МУП «Метроэлектротранс» в АО «Электротранспорт плюс» не завершена, а сам инвестор сообщил об отсутствии необходимого финансирования.
Напомним, в сентябре 2022 года стало известно о намерении чиновников передать электротранспорт города в АО «Волгоградоблэлектро». В качестве причин рассмотрения концессионного соглашения власти назвали отсутствие бюджета на улучшение транспортной инфраструктуры, а также возможность получить федеральную поддержку только при наличии инвестиционного проекта от частного лица. Частная компания предложила вложить пять миллиардов рублей. Еще по три вложат областной и федеральный бюджеты. Подробнее о том, что компания обещает сделать на эти деньги, а также что станет с МУП «Метроэлектротранс» и тарифами на проезд, мы рассказывали в отдельном материале.
Муниципальное предприятие, к слову, скорее всего, будет ликвидировано. По крайней мере, об этом заявляли представители городской администрации. В то же время и у горожан, и у сотрудников «Метроэлектротранса» не укладывается в голове смысл недавнего назначения на пост генерального директора депутата из Камышина Андрея Лётова.
В целом жители Волгограда с нескрываемым сарказмом встретили идею администрации избавиться от городского электротранспорта, как это было уже сделано с городским водопроводом, отоплением, канализацией и освещением. Так, активист ОНФ Эдгар Петросян посчитал, что таким поступком чиновники расписались в своей неспособности управлять городом и полной деградации. Несмотря на всё это, в самом конце 2022 года стало известно, что электротранспорт Волгограда всё же отдали в концессию на 25 лет.
Так как ни администрация Волгограда, ни инвестор не публиковали в открытых источниках подписанную (итоговую) версию концессионного соглашения, при анализе текущей ситуации мы можем руководствоваться лишь тематическими нормативно-правовыми актами, которые публикуются на сайте городской администрации, а также проектом концессионного соглашения, который был опубликован на сайте торгов.
Как указано в документе, изначально приступить к эксплуатации имущественного комплекса МУП «Метроэлектротранс» концессионер должен был не позднее 1 февраля 2023 года.
— Концессионер обязуется приступить к эксплуатации не позднее 1 февраля 2023 года при условии, что к указанному выше сроку начала эксплуатации будут выполнены условия, предусмотренные пунктом 6.2.1 Соглашения, за исключением случаев, когда невыполнение условий, предусмотренных пунктом 6.2.1 Соглашения, обусловлено виновными неправомерными действиями (бездействием) Концессионера.
В пункте 6.2.1 указан ряд условий, при невыполнении хотя бы одного из которых концедент и концессионер вправе отказаться от подписания акта начала эксплуатации. В основном они касаются ситуации с маршрутами, расписанием, а также актов приема-передачи имущества.
Накануне постановлением администрации Волгограда были внесены изменения в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В самом первом пункте описан график начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа посредством заключения концессионного соглашения. Здесь уже датой начала осуществления трамвайных перевозок указано 1 марта 2023 года.
Но и с наступлением весны ни от мэрии, ни от концессионера не последовало никаких объявлений об окончательном перерождении городского электротранспорта и начале его активной эксплуатации инвестором. Напротив, в редакцию V1.RU поступило анонимное письмо, к которому был прикреплен документ, направленный от АО «Электротранспорт Плюс» в администрацию Волгограда и региональный комитет транспорта и дорожного хозяйства. В нём указано, что в процессе исполнения соглашения произошло существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при его подписании:
— Исходя из объема действий, который необходимо совершить концеденту, субъекту федерации и концессионеру, обеспечить начало эксплуатации с 1 февраля 2023 года в соответствии с условиями концессионного соглашения не представляется возможным. На дату, предусмотренную пунктом 6.1.1 концессионного соглашения, отсутствует правовое основание для подписания сторонами актов приема-передачи имущества ввиду отсутствия финансового закрытия в установленные концессионным соглашением сроки. Указанные выше обстоятельства находятся вне воли концедента, субъекта федерации и концессионера в связи с тем, что подписание кредитного договора и прямого соглашения зависит от внутренних корпоративных процедур финансирующей организации — Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».
Какие выводы можно сделать из этого письма? Во-первых, по состоянию на 1 февраля стороны не завершили передачу имущественного комплекса МУП «Метроэлектротранс» и не подписали акты приема-передачи этого имущества. Во-вторых, из этого обстоятельства и текста письма в мэрию и областной комитет следует, что 1 февраля концессионер не приступил к эксплуатации. В-третьих, под «собственными средствами» концессионера, которые он обещал инвестировать в проект и о которых так громко, с гордым словосочетанием «привлечения частных денег» кричали чиновники, подразумевался кредит от госкорпорации «ВЭБ.РФ», который ввиду каких-то внутренних проблем Внешэкономбанка так и не был выдан по состоянию на 1 февраля.
Впрочем, об участии в этом проекте госкорпорации уже сообщалось ранее в Telegram-канале правительства РФ.
— В Волгограде при поддержке «ВЭБ.РФ» обновят трамвайную сеть, — заявляли в правительстве. — Появится не менее 62 новых трамваев, из них 12 — трехсекционные. Город ждут реконструкция и строительство более 34 км трамвайных путей, реконструкция 1 депо и 6 станций, 11 тяговых подстанций и 9 тоннелей для скоростного трамвая. Общая стоимость проекта — 12 миллиардов рублей.
В завершение письма АО «Электротранспорт плюс» попросило согласовать проект допсоглашения, вероятно, чтобы изменить условия исполнения концессионного соглашения.
Еще большее беспокойство за судьбу городского электротранспорта и ход реализации концессионного соглашения вызывает массовая отмена госзакупок АО «Электротранспорт Плюс». С 3 по 10 марта компания объявила 10 аукционов по закупке эскалаторов и разработке документации на ремонт тяговых подстанций на общую сумму более 70 миллионов рублей, а затем все они были отменены. Причины неизвестны.
В Комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в ответ на письменный запрос редакции V1.RU сообщили, что действительно получили подобное письмо, однако в просьбе согласовать предложенный проект допсоглашения концессионеру было оказано.
Более оптимистичную, но тем не менее общую картину происходящего обрисовали в администрации Волгограда.
— В соответствии с подписанным в декабре 2022 года инвестиционным соглашением трамвайная инфраструктура Волгограда передается в оперативное управление АО «ЭлектроТранспортПлюс». В настоящее время проводится ряд экономических и юридических процедур, связанных с формальной стороной процесса передачи. До их завершения трамвайные маршруты по-прежнему обслуживает МУП «МЭТ», — сообщили в мэрии. — Передача трамвайного хозяйства АО «ЭлектроТранспортПлюс» не приведет к изменению работы трамвайных маршрутов — привычное волгоградцам расписание движения по всем маршрутам, количество транспорта и интервал движения останутся прежними. В дальнейшем перед компанией-инвестором поставлена задача расширения географии трамвайных маршрутов и обновления подвижного состава.
В то же время неполучение в планируемый срок кредита от ВЭБ.РФ согласно соглашению является особым обстоятельством, в случае наступления которого концессионер никакой ответственности за просрочки и неисполнение своих обязательств не несет.
— Концессионер не считается просрочившим или нарушившим исполнение обязательств по Соглашению в случае, если такая просрочка или отступление от условий Соглашения вызваны Особым Обстоятельством, в период действия Особого Обстоятельства, а также в период устранения его последствий в той мере, в какой устранение таких последствий препятствует надлежащему исполнению обязательств, и, соответственно, Концессионер освобождается от ответственности за такое неисполнение в той мере, в какой оно было вызвано соответствующим Особым Обстоятельством.
Журналистам не удалось связаться с представителями АО «Электротранспорт Плюс» по номеру телефона, указанному на сайте компании, а также по номеру телефона, которым поделились в «Волгоградоблэлектро» — на звонки никто не ответил. Концессионеру направлен письменный запрос. На момент публикации ответа не поступало.