Дороги и транспорт Новая трасса через Волго-Ахтубинскую пойму проблема «Не их задача защищать природу»: ради дороги из Волгограда в Заволжье могут вырубить 8500 деревьев поймы

«Не их задача защищать природу»: ради дороги из Волгограда в Заволжье могут вырубить 8500 деревьев поймы

Третью очередь мостового перехода через Волгу решили строить не по действующей дороге, а через пойменный лес

Новую дорогу решили проложить через пойменный лес
Источник:

В Общественной палате Волгоградской области 20 июля прошло заседание, на котором обсуждали проект строительства третьей очереди моста через Волгу — дороги от «танцующего моста» до многострадального моста через Ахтубу. Как выяснилось, разработчики проекта отказались от многолетней идеи сделать шестиполосную дорогу на существующей трассе Краснослободск — Средняя Ахтуба. Теперь они собираются проложить магистраль сквозь реликтовые леса мимо турбаз, бывших пионерских лагерей, загородных посёлков. Ценой такому проекта может стать вырубка 8500 деревьев, восстанавливать которые никто в Волго-Ахтубинской пойме не будет.

Под топор 8500 деревьев в Волго-Ахтубинской пойме

Мост через Ахтубу, или вторую очередь моста, открывали несколько раз

— Разрабатываемый проект третьей очереди моста через Волгу состоит из двух частей: дороги от «танцующего моста» через Волгу до Лебяжьей Поляны и от Лебяжки до нового моста через Ахтубу, — рассказал корреспонденту V1.RU член Общественной Палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин. — Вторая часть проекта прошла экспертизу. Дорога будет строиться параллельно старой и предусматривает вырубку небольшого количества деревьев. По данной части проекта всё обоснованно, и по-другому просто дорогу не построить.

Поводом для активной дискуссии стало предложение проектировщиков проложить автодорогу сквозь дубовый лес.

— Но в части участка дороги от «танцующего моста» до Лебяжьей Поляны проект экспертизу не прошёл. Её пытались получить, но не смогли, — пояснил Вячеслав Черепахин. — Об этом говорила на вчерашнем заседании Общественной палаты зампредседателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Елена Православнова. Замечаний было очень много.

Экологи подсчитали — ради дороги придётся вырубить почти 8500 деревьев, включая 2709 дубов, 4358 тополей, 578 вязов, 267 клёнов и других деревьев.

Всё это планируют вырубить
Источник:

— Мы задавали вопросы по поводу восстановительно-реабилитационных работ. Выяснилось, что они не будут проводится в Волго-Ахтубинской пойме, — говорит общественник. — Вместо вырубленного леса обещают высадить деревья в других уголках Волгоградской области. Таким образом, предполагается уничтожить лес, который является единственной локацией роста дубов в естественной среде в округе. У дорожников позиция строить, они защищают свои отраслевые интересы сделать короче, дешевле и удобнее. Не их задача защищать природу.

Красным выделена проектируемая дорога, коричневым — действующая
Источник:

Бывший главный архитектор Волгоградской области Александр Вязьмин считает новый проект недоделанным.

— Мы поняли, что проект ещё не доделан. Вопросы возникли, поскольку третья очередь упирается в земли лесного фонда. Что делать с этими землями? Нужно понимать, какое количество там зелени, какое её качество, — говорит член Общественной палаты региона Александр Вязьмин. — Нельзя ли её обойти? Это нормальные и логичные вопросы при начале большой стройки. Пока получается прокладывать дорогу через лес, поскольку других вариантов не так много. С одной стороны, готова развязка с моста через Волгу и дорогу никуда не повернёшь, а при этом следует учитывать радиус поворота.

Изменения проекта

Александр Вязьмин: «Можно строить не насыпную дамбу огромной высоты свыше 10 метров, а современную эстакаду, чтобы сохранить лес»
Источник:

Зачем изменили проект дороги, общественникам не объяснили.

— Я несколько раз задал вопрос, почему дорогу хотят прокладывать именно там, но ответа не услышал. Комитет природных ресурсов Волгоградской области предлагал пустить дорогу вообще через Крит, вдоль ерика Верблюд, — поделился Вячеслав Черепахин. — Звучали предложения сделать дорогу на опорах, а не на насыпи, что позволит минимизировать вырубку деревьев.

Ещё в феврале прошлого года в обладминистрации заверяли, что новая дорога пройдёт рядом и частично на месте действующей дороги в Заволжье.

Вместо шестиполосной решили строить четырёхполосную
Источник:

— По проекту, часть дороги будет проходить на месте нынешней трассы между Краснослободском и Средней Ахтубой, — пояснили в обладминистрации. — Но в целом же будет построена новая дорога.

К сегодняшнему дню старый проект, пролежавший на полке 25 лет и несколько раз перерабатывавшийся за бюджетные средства, по необъяснимым причинам претерпел сильные изменения.

Проект дороги пролегает рядом с дачными массивами, загородными посёлками через лес
Источник:

— Мы подняли эту тему ещё в феврале прошлого года. Тогда при комитете транспорта и дорожного хозяйства решили создать рабочую группу. Но она ни разу не собиралась, — говорит Вячеслав Черепахин. — В этом году появилось письмо главы облкомприроды Сазонова о размере наносимого строительством дороги ущерба. К этой проблеме вернулись вновь. На прошлой неделе по этому поводу было заседание совета и было решено послушать проектировщиков, дорожников и экологов. И вчера они пытались объяснить целесообразность строительства дороги через дубовый лес. Представители природного парка Волго-Ахтубинской поймы подтвердили, что ущерб будет необратимым.

«Этим просто не захотели заниматься»

Вячеслав Черепахин разговаривает с главой облкомтранспорта и экс вице-губернатором во время эвакуации о необходимости создания рабочей группы по проблеме в апреле 2019 года
Источник:

Прежний проект прорабатывали более тщательно.

— То, что мы столкнёмся с проблемой вырубки деревьев, было понятно ещё в 1990-х годах. Тогда закладывались какие-то деньги на восполнение зелёного фонда. А сейчас, когда вплотную подошли к строительству, возник вопрос: а, может быть, поищем другие варианты, чтобы сохранить лес? — говорит общественник и бывший главный архитектор региона Александр Вязьмин. — И они есть. Строить не насыпную дамбу огромной высоты свыше 10 метров, а современную эстакаду, чтобы сохранить лес. Проектировщики пояснили, что строить эстакаду очень дорого. Мы спросили насколько это будет дороже, с учётом вырубки леса. Ответа не услышали.

Проектировщики на месте дубов собираются делать огромную насыпь
Источник:

От старого проекта в итоге отказались.

— По первоначальному проекту третья очередь выходила на существующую дорогу. Предполагалась её реконструкция и практически полная замена. Под снос должны были идти прилегающие постройки и сараи. Планировалось её расширение до шести полос с подъёмами дороги на незатапливаемые отметки. С устройством различных переходов, водопропускных сооружений, вплоть до того, что предусматривались проходы на путях миграций лягушек, — отметил Александр Вязьмин. — Всё это просчитывалось, если память не изменяет, ещё в 1995 году. Помню, как лазили по этим дубам, всё высчитывали. Но тогда столкнулись с проблемой, что было необходимо изъять очень много земли с территории природного парка Волга-Ахтубинская пойма. На это в то время никто не пошёл.

Вячеслав Черепахин: «Просим показать расчёты, а их нет»
Источник:

Есть, по мнению архитектора, и другая причина изменения проекта.

— Сегодняшний вариант предполагает оставить в покое старую дорогу, чтобы не связываться с остановкой движения, сносом построенных за эти годы строений, — говорит Александр Вязьмин. — В итоге пошли проектировать по другим землям. Но они обладают определённой ценностью природоохранного характера.

Вячеслав Черепахин не считает озвучиваемые причины отказа от старого проекта вполне состоятельными.

— Отказ от данного проекта обосновали тем, что на существующей дороге ничего строить нельзя. Поскольку в Заволжье на годы остановится всё движение и возникнет транспортный коллапс. Для меня это только свидетельство того, что у нас отсталые технологии строительства, — говорит общественник. — Другим аргументом против старого проекта было то, что прилегающая земля к существующей дороге находится в частной собственности или относится к лесному фонду. И выводить эти земли, договариваться с собственниками о компенсациях, якобы проблематично. Но моё мнение, что этим просто не захотели заниматься.

«Улучшить экологическую обстановку»

Проект третьей очереди, презентованный в 2014 году и позднее вновь переделанный
Источник:

Примечательно, что строительство автодороги через лес с неизбежной вырубкой тысяч деревьев генеральный проектировщик АО «Институт «Стройпроект» объясняет желанием сохранить экологию.

— Проектируемая автомобильная дорога с четырьмя полосами движения протяженностью 14 км пройдет по территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» — особо охраняемой природной территории регионального значения и пересечёт большое количество водных объектов, что требует значительной экологической проработки, — пояснили в компании. — Поэтому конструктивные элементы автомобильной дороги проектируются с учетом местных природно-климатических, гидрологических и геологических условий. Объект выведен за пределы населенных пунктов, что позволит пустить транзитный трафик в обход посёлков и хуторов, расположенных вдоль существующей автомобильной дороги, улучшить экологическую обстановку в них, а также существенно повысить мобильность населения.

На карте видно, что дорога пройдёт по зелёным насаждениям, уничтожив их часть
Источник:

Строить дорогу планируют в два этапа.

— Протяженность трассы первого этапа составляет 4,45 км. В рамках первого этапа будут возведены два мостовых перехода протяжённостью свыше 600 метров через ерики и транспортная развязка, — уточнили в компании проектировщика. — Также предусмотрено устройство акустических экранов, системы транспортной безопасности, закрытой системы ливневой канализации в водоохранных зонах водных объектов, электроосвещение объекта и переустройство ряда коммуникаций, попадающих в зону строительства. Стоимость строительства первого этапа, которое рассчитано до конца 2023 года, около 5,9 миллиардов рублей.

На втором этапе планируют построить 9,7 километров четырёхполосной дороги, шесть мостовых сооружений общей протяжённостью около 900 метров. Сроки строительства пока не называются, а примерная стоимость оценивается в 9 миллиардов рублей.

Полные сроки строительства пока не называются
Источник:

Отметим, что по старому проекту дорога должна была быть шестиполосной, по новому она четырёхполосная.

«Просим показать расчёты, а их нет»

На вчерашнем заседании общественники предложили варианты, как сохранить реликтовый лес.

— Почему не хотят строить дорогу севернее леса нам не поясняют. Говорят, что не выдерживается радиус. Просим показать расчёты, а их нет. Как сказал мой коллега по Общественной палате Алфёров, «они пришли голые и неподготовленные», — поделился Вячеслав Черепахин. — Проектировщики взяли паузу 10–14 дней, для того, чтобы подготовить аргументы в пользу вырубки леса. Мы попросили предоставить расчёты по трассе, которую можно построить севернее, по окраине леса. Там растут тополёвые насаждения, а они восстанавливаются проще. Хотя и есть определённые минусы. В итоге решили провести выездное заседание на месте, где они попробуют привести значительные аргументы. Такой дубовый лес у нас один и уничтожать его, по моему мнению, не логично. Наша задача обеспечить минимальный ущерб экологии. Никто не спорит, что нужна эта дорога на Китай. Когда дорога будет построена, будет возводиться следующая очередь. От московской трассы и до танцующего моста. Это будет ещё интересней...

Старинные дубы или дорога?
Источник:

Мнение общественников поддержали в облкомприроды.

— Поскольку любое вмешательство в экосистему ведёт к её изменению, мы разделяем позицию Общественной палаты дополнительно рассмотреть альтернативные варианты прохождения дороги, — высказали свою позицию в комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. — Например, проложить дорогу в стороне от старовозрастных дубовых насаждений, через тополёвники. Они восстанавливаются гораздо быстрее, чем дубы. Мы ни в коем случае не выступаем против развития инфраструктуры, но считаем, что нужно делать это с минимальными потерями для природы.

«Это просто убийство поймы»

Корреспондент V1.RU пообщался с одним их краснослободских предпринимателей, который держит магазин вдоль дороги Краснослободск — Средняя Ахтуба.

Строительство путепровода затянулось на десятилетия
Источник:

— Из-за земли вдоль трассы уже много лет идут различные тяжбы, — говорит коммерсант. — В своё время её отжимали и не сдавали в аренду, поясняя, что готовят её под строительство новой дороги. А в итоге она отошла «блатным». На этих махинациях попадался бывший прокурор и глава района. В итоге земли раздали кому нужно. Но с другой стороны надо понимать, что здесь всё готовили под строительство, которого, как оказывается, не будет. Лесники высаживали в стороне деревья, которым предстоит погибнуть, не возводились капитальные постройки. Дорога через сердце поймы просто убьёт её. Я думаю, что изменение первоначального проекта понадобилось кому-то, чтобы проложить прямую магистраль к элитным загородным дачам. Называть не буду. За пойму откровенно обидно. И я сомневаюсь, что проектировщик рассуждал с точки зрения переноса дороги подальше от людей. Рядом с действующей дорогой расположены только Госпитомник и Масловка. Они малочисленны, а остальные хутора расположены вдали от дороги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
94
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления