![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/58/c5/9758c5f71ed00f2b14d2cf3ac70a1de6/656x438_1:5803_b4ba565f79f1098f96f6d7d586cc8f20@2874x1916_0xCmFr5RiX_7747123773384670759.jpg.webp)
В этом феврале стукнуло два года, как россияне учатся жить без европейских и западных брендов. Одними из первых страну покинули крупные производители одежды — H&M group, LVMH, Inditex и другие. Мы все, и я в том числе, уже привыкли, что вместо ZARA — MAAG, Sinsay — «Син», «Декатлона» — Desport. И пока я не увидела в «Дубай молле» вывески ушедших брендов, не поняла, что скучаю.
Пару лет назад прогулка по торговому центру была неким ритуалом: мы с друзьями могли часами рассматривать манекены, примерять одежду и обсуждать новинки. Было важно не столько купить вещи, сколько поглазеть на разный ассортимент. Но этот вид досуга ушел из нашей жизни, когда большинство всех масс- и мидл-маркетов покинули российский рынок — смотреть на закрытые двери и погасшие витрины не доставляло никакого удовольствия.
Прогулка по «Дубай моллу» возродила все давно забытые ощущения от оффлайн-шопинга — этот ТЦ словно создан исключительно для созидания. Каждый бренд оформляет не витрину, а настоящую музейную экспозицию. Вот, например, Tiffany & Co обрамил вход тысячами кристаллов, Gentle Monster установил роботизированную фигурку пришельцев, а Jordan выставил золотые кроссовки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/26/1b/11/261b11ff4ad0ab85e8c8179d82efbe30/656x438_1_4ef5e1773b4c72e7e4bc448a1d3ec815@960x640_0xDh374nW6_0554031133995292904.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/20/f8/a320f8e9e21f99406e9169df9fe0a4c8/656x438_1_41127cb346577e6084b623a871913427@960x640_0xREWU6pP2_1073427591824841796.jpg.webp)
Вообще, в Дубае так принято — выставлять самое дорогое и роскошное напоказ. А одеваться нужно так, чтоб твое богатство блеском золота было заметно из космоса. Видели бы вы продавцов, когда я просила их показать ремешок на самые маленькие Apple Watch. Один из них, не скрывая удивления, спросил, зачем мне настолько крошечные часы (кстати, ремешок нужного размера я так и не нашла).
И эта страсть ко всему огромному у арабов общенациональная: у самого высокого в мире здания в самом большом в мире торговом центре стоит самый большой в мире океанариум. Согласитесь, звучит как начало неудачного анекдота. Но когда я увидела всё своими глазами, поняла, почему арабы так это обожают.
Огромный аквариум стоит в торговом павильоне, как у нас, в России, выставляют необычные авто — ничем не ограждая, в окружении вывесок. Если присмотреться, то можно увидеть, как в стекле отражается «Страдивариус».
Меня удивило, что рыб показывают совершенно бесплатно. Туда, конечно, можно купить билет — и увидеть всё вблизи. Но сам аквариум не закрыт ширмой, не спрятан в павильоне, а выставлен на всеобщее обозрение.
Есть еще кое-что, чего в России я никогда не встречала, — это бодипозитивные манекены. Во всех магазинах, помимо привычных худеньких кукол, стоят фигуры разного телосложения, а по телевизорам крутят рекламу с участием «пышных» мужчин и женщин, людей с инвалидностью. Считаю, что очень удобно: можно, ничего не примеряя, понять, как на тебе будет сидеть одежда — стоит только взглянуть на манекен похожей комплекции.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/3b/a3/753ba30dd1ec6825e7e3c05d83a2f776/525x700_1_24c07fce35b938eaa4790c8e7780ea89@960x1280_0xc9QVaJFn_3121495200384200422.jpg.webp)
Из магазина Nike, где было сделано фото манекенов, открывается панорама на «Халифу» и поющие фонтаны. Возле окон стоят скамейки — полюбоваться видом может любой желающий, покупать при этом ничего не нужно. Да и вряд ли шоппинг в «Дубай молле» по карману таким бюджетным туристам, как я: ценники здесь пишут с помощью генератора рандомных трехзначных чисел. Иначе объяснить, почему оверпрайс настолько овер, я не могу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/9c/4c/359c4cb0f9083df23fa34d7aa010ea40/656x438_1_0d544a4f057d10404beb21a49ce2c9ea@960x640_0xlY5tcy4S_9325537512831476028.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/50/d6/a450d608b35e6a890faf181401665799/560x700_1_c5b76e3418b6ac9c1802ec5384829098@1023x1280_0xl6J9xoWO_1429330812030488945.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/d7/e4/22d7e4a8ce4f8b0f188e883922cc6e27/656x438_1_39f3dcafff1e3e42babcc16f1cea125f@960x640_0xjjclPJ4p_1047707065228989277.jpg.webp)
Помню, что во времена, когда H&M и ZARA были открыты в России, в них можно было найти приемлемого качества вещи за 2–5 тысячи рублей. А на скидках — и рубашку за 500 рублей, и джинсы за тысячу. В Дубае таких цен не встретишь. А вот платье с пайетками за 750 дирхамов (18 500 рублей) или базовый топик за 150 (3500 рублей) — запросто.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/08/eb/12/08eb12ebba29233db2635472da1e9c2d/525x700_1_4ff3f7e5d7c0b862f7cf1864bdfae51d@960x1280_0xvey2MDPn_9138287822467159429.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/ea/27/c1ea2712023bbe99b89a201147112358/525x700_1_13550ad7a16f008b79b09158c285269f@960x1280_0xy9gfT1gA_0976870417830595583.jpg.webp)
Но именно эти магазины больше всего напоминают о прошлом. С холодным светом и без острых углов помещение «Зары» точь-в-точь такое же, как когда-то было в екатеринбургском Veer Mall. Отличался только ассортимент — в дубайском ТЦ представлено множество платьев для покрытых девушек (и много блесток).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/7f/fb/967ffb487dad0cc18ae29a7ab56ecec6/656x438_1_a167beb0b6089e395d3a5eadbe937e0c@960x640_0xvH4ONAFD_4768300002297173589.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/7d/4d/897d4de44b143b2bc89eb2b8f50c63df/656x438_1_f72adf1a0d7708405f0647c98d8c9b26@960x640_0x5pfipPFI_7313543805356399496.jpg.webp)
Чувство полного погружения в прошлое дополняла звучащая из всех углов русская речь. Соотечественников в Дубае очень много. Причем совершенно разных. В одном ТЦ можно встретить и восточной внешности россиянку, принявшую ислам, и роскошную москвичку с большими губами, и мужчину, с ног до головы одетого в «Луи Витон».
Но больше всего мне запомнился средних лет солидный мужчина в магазине «Джордан». Он был в темно-синем костюме-двойке (такие в России обычно носят депутаты) и громко говорил о делах по телефону, стоя у кассы. В это время индонезийской внешности продавщица нервно упаковывала его покупки — 6 пар кроссовок. Судя по ценникам на стендах, кроссовки обошлись соотечественнику минимум в 6500 дирхамов, или 150 тысяч рублей.
А вы скучаете по ушедшим брендам?