Родители и адвокат школьника Ярослава Иноземцева, который якобы готовил взрыв в школе, сообщили V1.RU о переквалификации уголовного дела. Теперь школьника обвиняют в подготовке террористического акта. Сегодня в Центральном районном суде состоится заседание по вопросу перевода Ярослава в психоневрологический интернат для принудительного лечения. Родители и адвокат мальчика накануне ознакомились с материалами этого резонансного дела, о выводах следствия они рассказали V1.RU.
Напомним, 14-летнего школьника из Тракторозаводского района Волгограда Ярослава Иноземцева задержали 15 июня прошлого года. По версии следствия, он готовился взорвать школу № 61 Тракторозаводского района. Доказательствами этого стали найденные у него в квартире самодельные «коктейли Молотова», тетрадка с рецептами взрывоопасных смесей и показания одноклассника.
С тех пор Ярослав находится в следственном изоляторе. Родители Ярослава убеждают, что их сын ничем не отличается от своих сверстников и точно не планировал расправляться с людьми. А всё, о чем говорит следствие, — детские шалости, которыми многие мальчишки баловались в подростковом возрасте, и показания такого же подростка — бывшего приятеля. По результатам экспертизы, проведенной в институте имени Сербского, Ярослава признали невменяемым. Теперь обвинение в подготовке убийства двух и более лиц общественно-опасным способом превратилось в более тяжкую статью. Ярослава, по словам адвоката, обвинили в подготовке террористического акта.
Следственные органы провели экспертизу взрывного устройства, обнаруженного в комнате Ярослава. По словам защитника, мощность СВУ сопоставима с мощностью обычной петарды.
— В данном случае получилось, что одна самодельная петарда, по сути, явилась сначала основанием для возбуждения уголовного дела по факту изготовления взрывчатого вещества, потом в приготовлении к убийству двух и более лиц общественно опасным способом, — рассказал адвокат школьника Андрей Гордеев. — Потом к нему добавилась статья в хранении взрывчатого вещества, всё той же единственной, самодельной петарды. Затем статья о приготовлении к убийству двух и более лиц была заменена на статью о приготовлении к совершению террористического акта. Эта чехарда с инкриминируемыми несовершеннолетнему Ярославу составами преступлений произошла, на мой взгляд, в связи с тем, что ранее вмененное приготовление к совершению убийства двух и более лиц даже при поверхностном анализе обстоятельств не выдерживало никакой критики.
По словам Андрея Гордеева, Ярослав до последнего опровергал выводы следствия о подготовке убийства в школе. Более того, по словам родителей, мальчик, находясь на домашнем обучении, даже не успевал конфликтовать с учителями и одноклассниками.
— Эта версия правоохранительных органов опровергалась, как показаниями самого обвиняемого, так и результатами экспертиз, из которых следовало, что пресловутая самодельная петарда, как ее не называй, не способна причинить такой вред, — считает Андрей Гордеев. — Позднее, когда Ярославу была назначена и проведена психолого-психиатрическая экспертиза, по которой он был признан невменяемым в момент совершения преступления, это «развязало руки» правоохранителям.
Адвокат считает, что результаты экспертизы очень «выручают» следователей.
— Напомню, они обвинили школьника в том, что он с 13-летнего возраста, то есть с апреля 2018 года, готовил террористический акт. В данной ситуации заключение психолого-психиатрической экспертизы оказалось «палочкой выручалочкой» для следователей. Почему? Потому что с момента получения заключения следователь, как он считает, приобрел право не проводить следственные и процессуальные действия с несовершеннолетним обвиняемым, мотивируя это тем, что установленная экспертизой невменяемость и опасность для общества не даёт Ярославу возможности реализации своих прав. То есть не нужно спрашивать его мнения о случившемся и не нужно больше следственных действий с ним. Он невменяемый и опасный — такой вердикт экспертизы. При этом на протяжении 10 месяцев предварительного следствия Ярослав не хуже взрослых отстаивал свою позицию об отсутствии планов и умысла на совершение тех страшных преступлений, в которых его сейчас обвиняют. Он признавал факт изготовления изъятого у него взрывного устройства. Но говорил, что изготовлено оно из детского любопытства. Ярослав много раз повторял, что эту петарду он намеревался «бахнуть» в овраге на берегу Волги.
Напомним, Ярослава задержали в июне прошлого года. Сотрудники УФСБ провели обыск в комнате школьника. На столе лоджии, где прошел обыск, оперативники выстроили внушительную коллекцию найденных пустых банок из-под напитков. Рядом с ними — извлеченные с запыленного балкона пластиковые бутылки, заполненные неизвестной жидкостью, к которым были примотаны несколько охотничьих спичек. Нашли и несколько пластиковых банок с гвоздями, мелкими болтами и гайками.
— В настоящее время любая версия следствия о наличии преступления, без позиции самого обвиняемого на вменяемый состав преступления, становится более достоверной, — говорит адвокат, — Никто и поспорить не может, а если и поспорит или сообщит, что этого преступления и подготовки к нему не могло быть, то такую позицию можно не слушать, не учитывать и не опровергать. Считаю, что выводы экспертизы в отношении Ярослава были предсказуемы, так как решили множество проблем предварительного следствия по доказыванию инкриминируемых несовершеннолетнему преступлений.
Сейчас, по данным адвоката, следователи пытаются добиться перенаправления Ярослава в лечебное учреждение, а конкретно в «Ложки» — психиатрическую больницу № 1 в хуторе Логовский Калачевского района.
— Вопрос об этом должен будет решить Ростовский окружной военный суд после того, как прокуратура Волгоградской области согласится с направлением уголовного дела туда, — говорит адвокат. — Не дожидаясь этого, не давая обвиняемому предстать перед судом в «человеческом обличии», и тем самым лишить его возможности посеять у суда сомнения, как в своей невменяемости, так и в своей виновности, следствие приняло решение о переводе несовершеннолетнего Ярослава из СИЗО-1, где он содержится на протяжении 10 месяцев, в психиатрическую больницу в хутор Ложки Волгоградской области.
По словам адвоката семьи, если Ярослава все-таки отправят на лечение, то это резонансное дело может и не потребовать приговора и дальнейшего расследования и суда.
— С ходатайством о переводе Ярослава следователь обратился в суд 5 апреля, но отозвал его, написав заявление о нерассмотрении, — резюмирует адвокат. — Второе точно такое же ходатайство было подано 6 апреля. Результат тот же — снова заявление с просьбой не рассматривать ходатайство. 8 апреля всех нас ожидает новая попытка. Судья Центрального районного суда Волгограда должен будет решить судьбу Ярослава. И это решение для него будет тождественно приговору, так как не оставит ему ни единого шанса на оправдание и возврат к нормальной жизни.
В СУ СК по Волгоградской области обстоятельства, связанные с расследованием уголовного дела в отношении Ярослава Иноземцева, оставили без комментариев.