Группа активистов, заявляющих, что защищают от вырубки деревья возле нескольких коттеджных поселков у Краснослободска, сегодня попытались собирать подписи против строительства новой трассы в Волго-Ахтубинской пойме. Но, выбрав место возле поворота на «Лебяжью поляну», они столкнулись с реальными жителями поселков в пойме, узнав, что на самом деле они думают как о экоактивистах, так и о защищаемых ими дубах.
Напомним, под Волгоградом начато строительство третьей очереди моста через Волгу — трассы от Краснослободска до Волжского и Средней Ахтубы. Пока только первой ее части — от моста через Ахтубу до развязки дороги на «Лебяжью поляну». У будущей развязки уже появились первые экскаваторы и бульдозеры, разравнивающие площадку под будущую стройку. Начало строительства резко подстегнуло и группу экоактивистов, до этого проявлявших небывалую активность в социальных сетях и угрожавших катастрофическими последствиями от новой дороги для всей Волго-Ахтубинской поймы. Практически сразу они организовали несанкционированное массовое мероприятие, пикетируя сторожа и его собаку на стройплощадке, попутно выдвигая всевозможные требования и угрожая дойти до ЮНЕСКО. Ответная реакция властей не заставила себя ждать. Сначала кабинета, зарплаты под 200 000 рублей в месяц и служебной Toyota лишили одного из участников — депутата Волгоградской областной думы Александра Осипова. Затем задержали и оштрафовали на 20 000 рублей еще одну участницу акции — Татьяну Дмитриеву.
Но группа горожан, костяк которой образовали владельцы недвижимости в коттеджных поселках в пойме — из бывших работников прокуратуры и родственников депутата областной думы, а также присоединившиеся к ним фанаты велосипедов, активность решили не терять: сегодня, 17 июля, они устроили сбор подписей против строительства новой трассы на повороте от старой дороги на Среднюю Ахтубу к «Лебяжьей поляне».
Учитывая, что свои планы они заранее попытались максимально озвучить в соцсетях, на месте акции их уже ждали: к полудню у строительной площадки дежурил наряд ДПС, работники спешно натягивали сигнальные ленты по периметру площадки, экскаватор спрятался за небольшим холмом, а напуганная еще на прошлой акции депутатом облдумы сторожевая собака пронзительно и страшно выла.
«Мы не против трассы, мы за дубравы»
Основными действующими лицами акции по сбору подписей сегодня стали трое экоактивистов. Первым приехал осужденный за получение взятки и ставший адвокатом, а попутно еще и фигурантом уголовного дела по фальсификации доказательств, которое рассматривается в Центральном районном суде Волгограда, бывший работник прокуратуры Иван Иванов. Его поддерживал экоактивист Роман Себекин, устроивший из своего дома в поселке Тир у Мамаева кургана склад пластиковых отходов. Когда там в мае 2019 года возник пожар, то столб ядовитого черного дыма был виден за десятки километров от Волгограда. Помимо защиты поймы, сейчас Роман Себекин защищается и от обвинений в особо крупном мошенничестве с грантовыми деньгами в размере 5 миллионов рублей, выделенными на воплощение в жизнь проекта «Южный федеральный перерабатывающий центр "Экологически чистая утилизация"». Единственным, кто пока не привлекается к уголовной ответственности, стал велоактивист, член общественной палаты и спутник по велопрогулкам стремящего в Госдуму главы администрации Волгограда Виталия Лихачева Михаил Соломонов. Он уже успел прославиться как прокладкой велодорожек по Волгограду, так и вызвавшей зачастую весьма нецензурный отклик водителей дорожной разметкой площади Павших борцов, а также самовольной перестановкой дорожных блоков на спуске к набережной с улицы Комсомольской.
Выяснив, что у стройплощадки отсутствуют толпы протестующих местных жителей, активисты вооружились подписными листами и начали агитировать полицейских, предлагая им расписаться в защиту дубрав. Не получив ни одной подписи, Иван Иванов искренне удивлялся:
— Они не хотят защитить наши уникальные пойменные дубравы, — разводил руками Иван Иванов в беседе с корреспондентом. Рядом отказавшиеся подписаться сотрудники в форме и в штатском жестами и мимикой убедительно показывали свое безразличие как к дубравам, так и к озвученной активистами аргументации.
По словам активистов, подписные листы будут приложены к обращению в адрес президента России Владимира Путина и к генеральному прокурору.
— Во время строительства будут уничтожены тысячи ценных дубов, пострадает экосистема, изменится климат в худшую сторону, так как произойдет остепнение поймы, исчезнет особый микроклимат, который создают дубравы. Пострадают и «легкие» Волгограда, так как дубравы — источник кислорода для нашего города-миллионника, — повторял уже неоднократно озвученные в соцсетях аргументы Иван Иванов.
Одной из первых в поддержку дубрав свою подпись поставила специально приехавшая из Волгограда гражданская активистка Тамара Гродникова — одна из членов группы политически гиперактивных людей, уже на протяжении нескольких лет регулярно выстраивающихся с плакатами в оживленных местах центра Волгограда, выдвигая самые разнообразные требования: перевести стрелки часов на «волгоградское время», освободить каких-либо политзаключенных или не отдавать Японии Курильские острова. Только на днях эта группа активистов вышла на Аллею Героев с пикетами против принудительной вакцинации, ввода QR-кодов и угнетения непривитых жителей города.
— Необходимо сохранить Волго-Ахтубинскую пойму в том виде, в каком она есть, и по необходимости ухаживать за этой зоной. Но и трассу нужно построить. Администрация должна найти оптимальный вариант, который удовлетворит потребностям и экологическим, и утилитарным. Этот вариант строительства неприемлем, — заявляла госпожа Гродникова.
Политически активную женщину сразу поддержал сторонник сбора и переработки пластика Роман Себекин, на превращенный в мусорную свалку двор которого жаловались жители Краснооктябрьского района и чьи незаконные постройки там требовали снести чиновники.
— Нельзя рубить ценные дубы, нельзя уничтожать краснокнижных животных и растения, — заявил Роман Себекин. — Росчерком пера приняли такое пагубное решение, не посоветовались с жителями этого региона и с пользователями парка. Мы бы хотели поговорить с проектировщиками, заказчиками, общественниками, чтобы выработать оптимальный план действий. Такого разговора не было. Нас не хотят слушать. Обострение конфликта никому не нужно. Нужен диалог.
Старая дорога — для поселков. А новая дорога пусть связывает мосты и города
Вскоре экоактивисты столкнулись и с настоящими местными жителями — как элитного коттеджного поселка «Лебяжья поляна», так и тех, что живут в местах попроще. Оказалось, что далеко не все солидарны с «защитниками поймы». Напротив — многие, как оказалось, считают их откровенными вредителями.
— Мы здесь живем, у нас здесь дачи. И вот эта дорога, трасса Краснослободск — Средняя Ахтуба, не предназначена для того трафика, который сейчас существует, — уверяет активистов один из местных жителей. — А новая дорога — правильная дорога. Ее надо делать. На старой, действующей сейчас трассе постоянно сбивают людей, постоянно происходят аварии. Старая дорога — для поселков. А новая дорога пусть связывает мосты и города.
В то время как экоактивисты требуют увести трассу в сторону от дубов, жители поселков наоборот просят ускорить строительство и не допустить новых жертв многочисленных ДТП, происходящих на трассе до Волгограда.
— Я здесь живу, постоянно хожу в пойму, какие ученые — вы о чём говорите? Посмотрите, сколько аварий, сколько людей положили в этой пойме? Дорога нужна, я не понимаю, зачем вы этим занимаетесь, зачем вы народ будоражите? Вам заняться больше нечем? Мы неглупые люди, чего вы нас за колхозников держите, — эмоционально заявил житель Краснослободска. — Ребята, никакие дубы тут не пострадают, что за бред! Вы посмотрите, что здесь творится, никуда не проехать, гостей нормально не отвезти никуда.
Все эмоциональные, но общетеоретические аргументы экопротестантов моментально разбивались о простые аргументы местных жителей, ежедневно пытающихся встроиться с дороги от «Лебяжьей поляны» в плотный поток машин на трассе и добраться живыми до Волгограда или Волжского.
— Я считаю, что дорога нужна. И что вырубка зеленых насаждений в не сильно большом количестве, а я смотрела план, допустима, — заявила директор МБУК «Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда» Наталья Помазанова, представившаяся жительницей «Лебяжьей поляны». — Мне, как местной жительнице, тяжело с ребенком добираться до Волгограда или Волжского. Мы постоянно стоим в пробках и заторах.
Очень эмоционально спорил с активистами житель Краснослободска, представившийся Сергеем Васильевичем. Мужчина с женой ездили в «Лебяжью поляну» в гости к друзьям.
— Какой тут природный парк? Какие тут животные? Их тут сроду не было. Живу тут всю жизнь. Все площади под полями и фермами всегда были, — возмущался мужчина, которого, кажется, только присутствие жены и сотрудников полиции удерживало от применения более контактной аргументации к экоактивистам. — Дорога в этом месте планируется с 1950-х годов. Были бы деньги, давно бы уже построили. Дорога тут сто лет как нужна. Сколько тут на перегруженной трассе аварий было? Сколько народу погибло? Что вы народ будоражите и дурью маетесь!
Одновременно пытаясь удержать Сергея Васильевича от неправосудного воздействия на сборщиков подписей, его искренне поддерживала супруга, также заявившая о необходимости новой трассы. Перебивая супругов, высказался и еще один остановившийся у пикета житель «Лебяжьей поляны».
— Когда нужно выбирать между дубами и людьми, я выбираю людей. Старая трасса перегружена и опасна. Ее надо оставить для местных жителей и дачников, — озвучил свою позицию житель «Лебяжьей поляны», представившийся Евгением. — А весь транзит пустить по объездной новой трассе. Если надо пожертвовать дубами, то пожертвуем. Их тут не убудет. Дубрав тут много. Не в дороге дело, а в экологическом режиме весеннего паводка. Не будет воды весной — и новые, и старые дубы погибнут. В другом направлении нужно мыслить этим протестантам.
Спустя три часа экоактивисты уехали, собрав как несколько листов подписей, так и несколько пакетов разбросанного по обочине мусора. Провожая их взглядом, высказался наконец и сторож стройплощадки Сергей, уже уставший от внимания всевозможных экологов и гиперактивных граждан.
— У меня растет дочь. Я за нее постоянно переживаю, что она не может самостоятельно перейти через эту дорогу, когда она едет на учебу, — признаётся Сергей. — Кнопка светофора не всегда работает. Если расширять старую дорогу, как хотят эти люди, под вырубку попадут те же дубы и тополя. Но еще и дома будут сносить, и кладбище зацепят в госпитомнике. Местные жители пусть по старой дороге ездят, а транзит весь по новой трассе пойдет. Так что я — только за новую дорогу.
Напомним, дорожная ситуация на трассе Волгоград — Средняя Ахтуба между «танцующим» мостом и недавно сданным мостом через Ахтубу уже много лет остается крайне напряженной. Число проходящих по узкой двухполосной дороге машин значительно превышает проектное, а малейший дорожный ремонт или мелкое ДТП сразу вызывает многокилометровые заторы. Неоднократно происходили и трагедии: машины сбивали пешеходов, как это произошло с сыном обвиняемого в терроризме против губернатора экс-начальника СУ СКР по региону Михаила Музраева, или пошедшие на грубый обгон лихачи убивали сразу семьи, как это сделал «молодогвардеец» Ренат Булатов. Решить проблемы должна новая многополосная и хорошо освещенная трасса — третья очередь моста через Волгу, проложенная в обход населенных пунктов и дачных обществ. Но сейчас это строительство пытается сорвать группа активистов из соседних элитных коттеджных поселков — бывшие работники прокуратуры и родственники депутата Волгоградской областной думы, а также примкнувшие к ним велосипедисты. Впрочем, даже учредитель одного из коттеджных поселков у проектируемой трассы Андрей Сукачев уже заявил, что дорога — это объективная реальность и крайне необходима, и, получив современную дорогу и свободный подъезд к своим домам, владельцы коттеджей только выиграют в стоимости своей недвижимости.