Организатор концерта на Мамаевом кургане Волгограда в день парада Победы 17 июня рассказал подробности о мероприятии, а жители из различных уголков страны осуждают выбор места праздника. Всё, что известно о концерте, читайте в нашем материале.
— К организации и проведению концерта привлечено много различных организаций, но главных организаторов всё же три: администрация Волгоградской области, ВГТРК и наша компания, — сообщил корреспонденту V1.RU генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко. — Начало прямого эфира по телеканалу «Россия» запланировано на 24 июня в 21:00 по московскому времени. Концерт на Мамаевом кургане начнётся в 21:30 и продлится два часа.
Компания-организатор хорошо известна в России. Агенство получило 20 госконтрактов на сумму более 44 миллионов рублей.
Среди ежегодных российских проектов «Русского концертного агентства» — Зимний международный фестиваль искусств в Сочи (с 2008 года), Международный музыкальный фестиваль в Ярославле (с 2009 года), Хабаровске (с 2010 года), Ростове-на-Дону (с 2013 года), Южном Урале (с 2018 года). Фестивали отличаются не только разнообразной жанровой палитрой, но и широкой географией.
Все они привлекают внимание как широкой публики, так и представителей СМИ. Кроме того, Зимний фестиваль в Сочи за последние годы вошел в число крупнейших фестивалей Европы. Среди зарубежных проектов «Русского концертного агентства»: ежегодный международный музыкальный фестиваль «Дорогами Просекко» (Италия, с 2013 года), серия концертов «Русские вечера в Ницце» (2012), мировое турне камерного ансамбля «Солисты Москвы», приуроченное к 20-летию коллектива (2012).
Техническим обеспечением концерта со звёздами в Волгограде будет заниматься другая известная фирма — «СтейджПро».
— Мы участвовали в техническом обеспечении концертов таких звезд как, «Роллинг Стоунз», Пол Маккартни, Элтон Джон, Мадонна, Depeche Mode, Faitless, Placebo, Roxette, Роджер Уотерс, Scorpions, Шакира, Muse, Стинг, Slipknot, Erasure, Бритни Спирс, Sade, Дженнифер Лопес, Nickelback, Garbage, Леди GaGa, Rammstein, Keane, Мэрлин Мэнсон, Red Hot Chili Peppers, «Цирк дю Солей» и многих других, — пояснили в компании. — Ежегодно при участии компании проходят международные музыкальные фестивали — Tuborg Greenfest, «Усадьба Jazz», Zavtra, рок‐фестиваль «Окна Открой», Международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Петербурга», мотофристайл-шоу «Высший пилотаж», Кубок президента России по тяжелой атлетике, Олимпиада боевых искусств «Восток‐Запад», MixFight М1, показы мод — конкурс «Адмиралтейская игла», неделя моды prêt‐à‐porter «Дефиле на Неве» и многие другие.
В открытом доступе государственных контрактов по организации и проведению концерта на Мамаевом кургане корреспонденту V1.RU найти не удалось. Не исключается, что средства были выделены одним из известных фондов. Источник в администрации Волгоградской области пояснил, что данный вопрос курирует Минкультуры РФ.
Концерт на главной высоте России готовили давно.
— Разработка концепции и программы концерта ведётся больше года. Главной задачей было создать уникальную концертную программу и уникальную сценографию, которые бы абсолютно соответствовали месту с исторической, с эмоциональной точки зрения и с точки зрения монументализма самого комплекса, созданного Евгением Вучетичем, — говорит Дмитрий Гринченко. — Заранее были проведены все изыскательные и оценочные работы, чтобы ни в коем случае не навредить мемориальному комплексу. Сам смысл возводимых декораций — вписать их в комплекс, не только не повредив, а, скорее, дополнив чем-то, с учетом очень особенного концерта.
Редакция поинтересовалась у организатора концерта, прорабатывалась ли концепция под теле- или всё-таки «живой формат».
— Концепция концерта прорабатывалась исключительно, исходя от места проведения и даты, — пояснил Дмитрий Гринченко. — Это эмоциональная очень личная история. История нашей памяти о людях, о наших близких, желание и понимание важности отдать дань их подвигу.
Накануне в Волгограде стали раздавать 100 пригласительных билетов на концерт. Остальные смогут посмотреть концерт по телевизору. Корреспондент поинтересовался у Дмитрия Гринченко, сколько мест вмещает зрительская зона и кто занимается организацией вопроса по приглашению зрителей.
— На данном этапе возможность присутствия зрителей на концерте всё еще находится в процессе согласования. Ситуация с коронавирусом вносит коррективы, прежде всего связанные именно со зрителями на любых мероприятиях, — говорит гендиректор «Русского концертного агентства». — И на культурных, и на спортивных, просто на любых. На те же матчи чемпионата России по футболу сейчас смогут ходить не более 10% болельщиков от вместимости стадиона. Мы все вместе проходим сейчас через не самые простые момента в связи с пандемией. Именно поэтому очень важно, что концерт на Мамаевом кургане будет показывать на всю страну телеканал «Россия» именно в день проведения концерта.
По словам Дмитрия Гринченко, в программе будут исключительно военные и патриотические песни.
— В программе концерта — только самые знаменитые песни и стихи о Великой Отечественной войне, — поведал организатор концерта. — В том числе такие знаменитые песни, как «Синий платочек», «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Тёмная ночь», знаменитые стихи Твардовского, Рождественского и многих других композиторов и поэтов.
На концерте выступят Всероссийский юношеский симфонический оркестр, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Игорь Бутман, Ильдар Абдразаков, Александр Петров, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Сергей Безруков и Михаил Пореченков.
В Волгограде идея провести концерт на Мамаевом кургане вызвала неоднозначную оценку. Мы проводили опрос среди читателей, как они относятся к этому. Только 10% респондентов из 700 принявших участие в голосовании поддержали концерт на главной высоте России.
55% считают, что массовое захоронение защитников Сталинграда — не место для концертов в принципе. 24% высказались за логичность переноса концерта на Центральную набережную Волгограда. Менее популярными были ответы, что концерт — пустая трата денег, поскольку волгоградцы его не увидят вживую. Кто-то беспокоился за безопасность мемориального комплекса.
Жители России из самых разных уголков страны активно осуждают концерт на Мамаевом кургане в соцсетях. Некоторые поучаствовали во флешмобе, прочитав стихотворение Виктора Бокова «На Мамаевом кургане тишина».
Волгоградка Анна Христенко написала письмо в администрацию президента, попросив отменить концерт или перенести его на набережную. Ответ не заставил себя долго ждать.
— Текст вашего обращения не содержит предложения, заявления или жалобы, а содержит только ссылку на приложение (файл-вложение), поэтому он не подлежит рассмотрению в порядке, установленном законом, — написала волгоградке консультант департамента письменных обращений граждан и организаций администрации Управления Президента РФ Т. Предеина. — Вместе с тем, поскольку в приложении к вашему сообщению содержатся сведения о возможном правонарушении, ваше сообщение направлено в администрацию Волгоградской области в соответствие с его компетенцией.
Противники концерта понимают, что он состоится в любом случае, но не хотят, чтобы этот случай стал прецедентом для других организаторов, пусть и патриотических мероприятий.
Внук создателя мемориального комплекса на Мамаевом кургане Евгений Вучетич считает, что проведение концерта на главной высоте России не противоречит концепции его деда.
— На этот концерт меня никто не приглашал, — рассказал Евгений Вучетич. — Но я совершенно не против каких-либо концертов. Когда дед делал мемориальный комплекс, он задумывал там своеобразный мультимедийный проект. Должны были звучать музыка и тексты. Ничего против музыки он не имел. Единственное, она не должна была быть развлекательной. Но музыка там предполагалась, по-моему, Шуберта, точно сейчас уже не помню. В итоге её запретили наши геронтократы. Им это просто не понравилось. А дед хотел и свет, и музыку, голос Левитана, чтобы было максимальное воздействие на чувства посетителей. А то, что там должны быть тишина и покой, это уже больше напоминает монастырские кельи. Главное — не впадать в крайности и «не делать из еды культа».
Евгений Вучетич считает, что стоит спокойнее ко всему относиться и не впадать в крайности.
— Музыка играет на похоронах и никому не мешает, — говорит внук автора мемориального комплекса. — Насколько я помню, мой дед хотел создать скульптурно-архитектурный комплекс, но чтобы это место не превращалось в кладбище. Он, наоборот, считал, что кладбища задавили скульптуры. У нас огромное количество кладбищ, на которых стоят плохо сделанные скульптуры солдат. Дед не хотел кладбища, а видел памятник величайшей битве. Это разные вещи. Я слышал, что в Волгограде возникла акция за то, чтобы не играла музыка. Но, может, тогда и людей туда не пускать? Или люди должны там только плакать? Задавать заранее эмоции скорби? Не знаю, насколько это нормально. По-моему, это уже тоталитаризм какой-то.
Евгений Вучетич считает несправедливым обрушивать критику на участников концерта.
— Несколько лет назад я видел фотографии, когда на Родину-мать проецировали купальник, — вспоминает Евгений Вучетич. — Это, конечно, перебор, хулиганство определённого типа. Она же не Барби, чтобы ей менять наряды. А специальное освещение, классическая музыка, марши «За Родину! За Сталина» — я считаю вполне допустимым. Надо избегать крайностей: с одной стороны, превращать это в балаган, а с другой — как, когда покойника опускают в землю, кто-то замолкает, а кто-то начинает плакать. То есть, как я понял, выбор идёт между двух этих позиций. А надо найти что-то среднее. Почему-то высказываются претензии к Башмету, но он — великолепный классический музыкант. Играет замечательную классическую музыку, очень тонкую и нежную. Он-то в чём виноват? Разве плохо, что он приедет и сыграет в Волгограде? По-моему, это прекрасно!
При этом Евгений Вучетич высказался за то, что концерт должен быть для людей.
— Я против закрытых концертов, — говорит Евгений Вучетич. — Если приезжает из Москвы музыкант, входящий, как минимум, в пятёрку наших классических исполнителей, то волгоградцы должны иметь возможность услышать его вживую. В таком случае, конечно, лучше перенести концерт с Мамаева кургана на Центральную набережную и слушать музыку. Если получается, что там сыграют лишь для начальства, которое хочет организовать для себя шикарный междусобойчик, то понятно, что народу это не нравится. И это уже вопрос не в плоскости концепции Мамаева кургана. Противостояние населения Волгограда и начальства мне известно, хотя я особо не слежу за событиями в вашей области. Постоянно идут какие-то дрязги. Я так понимаю, что в этом существенный вопрос. Как я понял, вопрос не столько в концепции света и музыки на Мамаевом кургане, а в том, что начальство хочет для себя что-то устроить. Я понимаю законное возмущение людей, которые тоже хотят послушать музыку. Всем надоело сидеть дома на самоизоляции.
Вучетич подчеркнул, что Мамаев курган не стоит воспринимать как кладбище.
— Это — не кладбище! — отметил Евгений Вучетич. — Если люди воспринимают это место как кладбище, то скульптор Евгений Вучетич воспринимал его как архитектурно-строительный комплекс. Туда нужно ходить не как на кладбище. Это наша история, история нашей Победы, на которую было потрачено огромное количество человеческих жизней. Но, видимо, в итоге всё съехало в сторону кладбища. Дед предполагал, что там будет играть красивая немецкая музыка. Музыка — вне национальностей. Она достаточно торжественная и печальней, чем та же «Тёмная ночь», которая по факту шлягер. Очень романтичный и эмоциональный. Лично я — за музыку. Она должна была всё сопровождать, чтобы скучные скульптуры не стояли одни. Всё должно оживляться.
Внук и тёзка Евгения Вучетича огорчён восприятию Мамаева кургана не таким, каким его видел его именитый предок.
— Меня печалит, что Мамаев курган воспринимается как кладбище. Люди приходят туда, чтобы вспомнить какие-то моменты, историю. Плюс это архитектура, в античном стиле с прославлением героев, — с грустью говорит Евгений Вучетич. — Когда в античности прославляли героев, к их памятникам ходили беременные мамы, чтобы любоваться ими, и у них рождались замечательные дети, которые будут потом защищать свою родину. Та же идея закладывалась и на мемориальном комплексе. Это некий пример, к которому люди должны стремиться. Та же Аллея Героев — там не олимпийские боги, а мужчины и женщины, защищавшие Сталинград. Это больше воспитательный момент. Если всё это превратилось в кладбище, то зачем туда детей водить? Что тут могилки, и всё? Таких целей у деда не было. Кладбище не должно поглощать скульптуры, а искусство должно преобладать. Цели были другими, но сейчас они, увы, забыты.