Жители коттеджного поселка «Белая дача» создали петицию, адресованную президенту Владимиру Путину и губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову. В ней они просят спасти коттеджный поселок от сноса.
— В 2011-м началась активная застройка ДНП «Белая Дача», — говорится в петиции. — Люди приобретали жилье, оформлено всё было как ЖСК, за приобретаемые дома мы платили на счет ЖСК, осуществляя безналичные переводы, после окончания строительства большего количества домов, спустя более года, поступили первые сигналы о законности строительства, но после непродолжительных судебных разбирательств вопросы были сняты, и в 2013–2014 гг. приобретенные дома были переоформлены с ЖСК на нас, мы приобрели право собственности на земельные участки и дома, в то же время был принят вышеупомянутый генеральный план. В период с 2015 по 2017 годы усилиями прокуратуры данный генеральный план был отменен и принят новый, в рамках которого наш поселок расположен на землях сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования: дачное строительство, он действует до настоящего время. С 2017 по 2021 год рядом судебных разбирательств вынесены решения о сносе наших домов. На данный момент планируется снести восемь домов, которыми владеют более 30 семей — в общей сложности более 100 человек. Как минимум треть из которых — несовершеннолетние дети.
В пятницу, 23 июля, в поселке была снесена первая квартира. Она была расположена в центре одного из таунхаусов. Владелец дома рассказал, что добровольно сносит жилье, сильно пострадавшее после пожара, поскольку устал бороться за него, не видит смысла в его восстановлении, а наложенный на дом арест мешает ему выехать за границу:
— На самом деле всё просто, — рассказал мужчина. — Забрать деньги за таунхаус не у кого, на другое мое имущество наложен арест, за границу не выехать. Поэтому и приняли решение снести. Надоело. Тем более дом сгорел, и опять ремонтировать его, вкладывать деньги нет ни сил ни смысла. Жалко, конечно. Всё это давалось кровью и потом. Даже квартиру в Волгограде продали, чтобы купить здесь дом и сделать в нем ремонт.
Родственник владельца, который и руководит сносом, планирует снести и свой дом. Но не быстро и при помощи трактора, а аккуратно разобрать — жалко практически новые стройматериалы.
Глава Фрунзенского сельского поселения Игорь Кобликов уверил, что дома, в том числе и тот, что снес сам владелец, признаны самовольными постройками на совершенно законных основаниях:
— Вопросы законности строительства коттеджей являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях — иски инициировала районная прокуратура, — заявил чиновник. — Судом установлено, что спорные строения расположены на земельных участках, отнесенных к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», которые под индивидуальное жилищное строительство не выделялись. Разрешения на строительство данных жилых домов и положительное заключение экологической экспертизы не выдавались. В связи с чем судом сделаны выводы о том, что возведенные строения являются самовольными и подлежащими сносу. Решениями Краснослободского районного суда действия ЖСК «Белая Дача» по строительству жилых домов признаны незаконными, данные жилые дома признаны самовольными постройками, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности вышеуказанных граждан и ЖСК «Белая Дача» на указанные жилые дома, на граждан и ЖСК «Белая Дача» возложена обязанность по сносу самовольных построек. Апелляционными определениями Волгоградского областного суда решения оставлены без изменений, а апелляционные жалобы ответчиков без удовлетворения. По выданному исполнительному производству утром 23 июля одной из владелиц недвижимости в ЖКС «Белая дача» начаты действия по добровольному сносу строений. За неисполнение решения суда УФССП по Волгоградской области наложило на женщину запрет на выезд за границу. Чтобы снять запрет, гражданка приняла решение снести строение.
Впрочем, люди уверяют, что на момент покупки домов все документы были в порядке:
— Дом мы купили в 2011 году, — рассказывает жительница поселка Любовь Яшкина. — Покупали на стадии заливки бетона. Риелтор, которого нам посоветовали знакомые, проверил все документы. Всё было в порядке, а застройщик нам обещал, что поселок будет ничуть не хуже знаменитой московской Рублевки. У нас были небольшие проблемы с оформлением документов, но в итоге мы получили все свидетельства — и на дом, и на землю. Потом нас начали атаковать сначала какие-то «зеленые», мол, земли под нашим поселком относятся к особо охраняемым территориям и строить там ничего нельзя. Потом начались проблемы с газификацией, но их тоже удалось решить. Теперь вот снос. Но, простите, как мы тогда получили документы? Почему разрешили стройку? Ведь поселок строится у дороги, по которой ездят чиновники. Почему раньше не приехали, еще на стадии строительства, и не поинтересовались, что строится и на каком основании? Почему сейчас, когда всё закончилось, чиновники засучили рукава и кинулись в бой? Это ужасно, на самом деле, когда хотят снести твое единственное жилье. Мы же не виноваты, что когда всё это продавалось, по документам всё было нормально.
Некоторые жители поселка уже всерьез подумывают защищать свои дома с оружием в руках. Или же готовы разбить палаточный лагерь в случае, если дело всё же дойдет до массового сноса:
— Всё стояло десять лет, а потом начался произвол и беспредел, — рассказывают жители поселка. — И это с учетом того, что все документы имеются. Звезды кому-то на погоны нужны новые что ли. Ведь в поселке живут простые люди, можно сказать, рабочий класс. И так время сейчас непростое, люди все на нервах, а тут их еще и на улицу гонят, доводят до того, чтобы за оружие взялись. Прецеденты такие ведь уже были, когда людей доводили до крайности. Одна у нас надежда, что, может быть, перед выборами на нас обратят внимание и хоть как-то помогут.
Люди уверяют — изначально, еще на стадии оформления документов, у властей не возникало никаких вопросов ни к застройщику, ни к выдаче разрешений на строительство и свидетельств о праве собственности:
— В 2018 году наши дома приговорили к сносу, — рассказывает житель «Белой дачи», представившийся Дмитрием. — Мы дошли до Верховного суда, но без толку. При условии, что дом размещен на землях для индивидуального жилищного строительства, а все документы я получал через заявление на имя главного архитектора Среднеахтубинского района. Он подписал все бумаги, мы получили право собственности на землю для размещения ИЖС. То есть по сути даже если я снесу уже имеющийся дом, то на освободившемся участке я не имею права даже картошку сажать — только строить новый дом.
Потом пошли суды. Среднеахтубинский районный, кассация, апелляция, Верховный суд. Судья принимал решение на основании мнения эксперта, который не то что не выезжал на место, он даже количество домов перепутал, указав, что построены три дома вместо четырех. Я писал письма в организацию, где работал эксперт, просил уточнить, на каком основании экспертизу проводил неаттестованный специалист, не имеющий профильного образования — ответов не получил, а решение суда было вынесено не в мою пользу. Остальные же решения были построены на нем.
21 июля редакция Волгоградского информационного портала V1.RU направила на имя прокурора Волгоградской области официальный запрос с просьбой прокомментировать претензии надзорного ведомства к жителям коттеджного поселка «Белая дача». На момент публикации этого материала ответа получено не было.