В годы Великой Отечественной войны его бомбили немецко-фашистские захватчики. Советские власти снесли то, что не удалось уничтожить врагу, с целью построить на этом месте грандиозный Дворец советов. А волгоградские чиновники годами боролись с частными структурами за право владения ценным клочком земли. Всё это территория нынешнего Александровского сквера, который в прошлом году появился возле площади Павших Борцов. Журналисты V1.RU узнали, как силами частных инвесторов, местных властей, а также инженеров и архитекторов заброшенная зеленая зона получила вторую жизнь.
Война внесла свои коррективы в генплан
Нынешняя территория вокруг площади Павших Борцов начала развиваться с пожарной каланчи, которая в середине XIX века стала первой значимой постройкой в этом месте. Позже рядом стали появляться дома купцов, гостиницы, гимназия и другие здания. Постепенно место стало центром города во всех смыслах этого слова. Вот только на месте сквера тогда стоял так называемый 20-й квартал — плотная застройка жилыми и нежилыми домами.
— Застройка этой территории началась с конца XVIII — начала XIX века как предместье города Царицына. Во многом планировочную структуру квартала определяла еще существовавшая тогда часть Царицынской сторожевой линии (так называемый вал Анны Иоанновны), который доходил до основной крепости где-то в районе нынешнего здания областной администрации. Вдоль этого фортификационного сооружения размещались различные постройки, следы которых заметны на аэрофотосъемке 1942 года и фундаменты которых сегодня находятся глубоко под землей.
В предвоенный период эта территория была плотно застроена жилыми домами, хозяйственными постройками, гостиницами и другими общественными зданиями. Во время Сталинградской битвы большинство зданий на территории квартала были разрушены, и после ее окончания властями было принято решение не восстанавливать их.
Согласно первому послевоенному Генеральному плану города в центре квартала, строго по оси Аллеи Героев должен был появиться грандиозный Дом советов по проекту известного архитектора Льва Руднева. В нем предусматривалось разместить органы исполнительной власти — облисполком, горисполком, областной и городской комитеты коммунистической партии и другие. Оно должно было стать символом, определявшим дух города.
— В 1960-е годы было принято решение о сносе оставшихся исторических зданий довоенного периода, о засыпке и планировке территории и о создании на этом месте городского сквера, — рассказал главный архитектор АО «Приволжтрансстрой» Алексей Лисин. — Впрочем, и это решение долгое время рассматривалось как временное, до начала строительства Дворца советов. В итоге, по экономическим причинам это здание так и не было построено, хотя архитектурные конкурсы, организуемые тогдашней городской властью, продолжались вплоть до 1988 года, вопреки уже наступавшим изменениям в общественном мнении горожан, которое жаждало перемен.
А идеи Руднева использовали при проектировании Дворца культуры и науки в Варшаве, построенного Советским союзом в подарок братской Польше в середине прошлого столетия.
После перестройки идею строительства Дворца советов забыли. А в 1991 году, когда в регион прибыл вновь назначенный на служение митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, одним из первых его предложений стало воссоздание собора Александра Невского, разрушенного большевиками в 1932 году. Идею поддержала местная интеллигенция, однако общество сильно сопротивлялось. Люди выдвигали разные аргументы. Пока шли общественные обсуждения, был запущен всероссийский конкурс.
Одной из главных задач было выбрать место нового расположения храма. Победителем стала московская компания. Однако, тогда эта земля была в долгосрочной аренде частной фирмы, которая и была спонсором конкурса. И предполагалось, что 2/3 участка займет торговый центр на сорок тысяч квадратов. Потом в какой-то момент права на землю перешли к владельцу сети магазинов «МАН» — Андрею Воробьеву, а затем и к городской администрации. После этого было принято решение построить сквер и собор на месте деградировавшей к тому моменту зеленой зоны.
Реинкарнация заброшенного клочка земли
— В 2019 году проектным институтом АО «Приволжтрансстрой» был разработан проект сквера — вспоминает Алексей Лисин. — Это была колоссальная работа по поиску смыслов и концептуальных идей, блестяще воплощенная в проектную документацию нашими специалистами по генеральному плану, конструкциям, архитектурным решениям и инженерии. Идеи рождались, прежде всего, при совместном, фактически круглосуточном обсуждении с моей коллегой, соавтором и супругой Еленой, коллегами по профессии, с нашими строителями и руководством Треста «Приволжтрансстрой», в процессе многочисленных обсуждений и согласований в органах власти, а также с заказчиком работ — МБУ «Волгоградзеленхоз». При выработке идей, придумывании пространств сада мы вдохновлялись примерами обустройства православных монастырей в исторических поселениях Золотого кольца России, храмами и монастырями Пензенской области, Мордовии, Нижегородской области. Там везде прилегающая к храмам территория создана по образу Эдемского сада — с цветниками и садами.
Благоустройство разделили на несколько этапов. Общая сумма выполненных работ — более 100 миллионов рублей. Как сообщил журналисту V1.RU источник, близкий к ходу реконструкции сквера, часть этих средств были предоставлены ПАО «Сбербанк».
— Сами работы мы начали в октябре 2019-го, завершили в сентябре 2020-го. В первую очередь были выполнены работы по сносу нежизнеспособных деревьев, по демонтажу старых инженерных коммуникаций, — рассказал Алексей Лисин. — В дальнейшем наша компания приступила к земляным работам и планировке территории, к подготовке оснований под дорожки и аллеи. На следующем этапе мы приступили к прокладке разветвленной системы инженерных коммуникаций. При демонтаже и прокладке коммуникаций несколько раз обнаруживали останки старой царицынской кладки, фундаментов на глубине полтора-два метра. Это останки застройки квартала, засыпанные слоем грунта в 1960-е годы во время строительства прежнего сквера. Мы зафиксировали некоторые подземные объекты на топографической съемке, закоординировали их местоположение для более удобного поиска в будущем.
В рамках проекта генерального подрядчика, в сквере, который по результатам народного голосования нарекли Александровским, появилась большая открытая площадка для проведения мероприятий и несколько маленьких, покрытых террасной доской, амфитеатр с трибунами, «открытая библиотека», Wi-Fi, павильоны с шахматными досками, зарядные устройства для гаджетов, сухой фонтан и многое другие. На территории круглой площади вокруг собора вымощена полоса из царицынской гранитной брусчатки, символизирующей место расположения Царицынской сторожевой линии, проходившей здесь с 1720 года по конец 1780-х годов.
— Важно отметить, что в сквере появился общественный туалет — большая редкость для нашего города, к сожалению, — добавил Алексей Лисин. — Он стационарный, мы постарались придать ему современный и достойный человека вид. Изначально была идея сделать его платным. Предусмотрели оплату через встроенный терминал банковской картой или наличными, чтобы была возможность с собранных средств организовать его обслуживание. Но, к сожалению, мы так и не смогли в нашем городе найти банк, который смог бы обеспечить систему банкинга, то есть связи факта оплаты и открывания двери. Тогда администрация города решила сделать туалет бесплатным.
Проектировщики очень переживали, что павильон «открытой библиотеки» может стать приютом для бездомных или местом распития алкоголя. Этого, к счастью, не произошло. Однако, люди чаще забирают оттуда книги, чем приносят. Чтобы пополнять фонд «открытой библиотеки», авторы сквера обращались к различным библиотечным организациям, но их даров хватало ненадолго.
Сквер как зеркало жизни великого князя
Львиную долю решений в проект озеленения реконструируемого сквера внесла супруга Алексея Лисина — Елена. По словам женщины, которая скромно называет себя садовником, для них очень важно было создать опорную сеть из существующих деревьев — вязов, туй, сумахов, сосен, сирени. Многие из них остались от старого сквера, тем самым заложив основу для будущей планировки.
— Появилась идея создать здесь цветник-миксбордер, — рассказала Елена Лисина. — Я его называю «реабилитация бабушкиного цветника». Он состоит из самых простых, неприхотливых и устойчивых видов. Главные его черты — круглогодичная декоративность, минимальные затраты по уходу и смена картинки. Здесь мы использовали астры, ирисы сибирские, ирисы болотные, молинию, живучку, рудбекию и другие растения.
В целом сквер насыщен самыми разными видами растений. Обывателю может показаться, что авторы совместили несовместимое, так как в нашем городе нет других примеров такого подхода к озеленению. Волгоградцы привыкли к вездесущим вязам и тополям, которые, к слову, недолюбливают из-за неприглядности деревьев. Елена Лисина уверят — их ценность не в красоте.
— В Волгограде очень часто можно услышать мнение о том, что вязы и тополя это что-то плохое и сорное. Но на самом деле их не надо рассматривать как декоративные формы, — утверждает собеседница V1.RU. — Это «универсальные солдаты», которые создают фон и микроклимат. Если вы обратите внимание на посадки Аллеи Героев, то вы увидите, что внешний периметр зеленой зоны обрамлен посадками вязов и тополей. в тени которых прекрасно себя чувствуют другие деревья и кустарники. Этот принцип мы использовали и здесь — высадили по периметру тополя. Также использован принцип видовых картинок — из разных точек мы можем видеть разные композиционные интересные решения.
Сам сквер условно разделили на три зоны, олицетворяющие этапы жизни Александра Невского. «Русский лес» символизирует «северный» период. Она расположена вблизи улицы Володарского. Там высадили березу повислую, рябину, клен остролистый и хвойные породы деревьев и кустарников, а также сохраненные сосны и ели из старого сквера. Среди сосен размещаются глыбы черного мрамора, привезенные из Карелии. «Южный парк» олицетворяет период пребывания князя в наших краях. Она расположена со стороны улицы Гоголя, где высадили каштаны, катальпы, акации, сумахи и липы, можжевельники, соответствующие местным условиям цветущие кустарники, цветники и сохранили существующие посадки туи, тамариска и сирени. «Райский сад» — зона, разделенная на две части и напоминающая при виде сверху ангельские крылья. Здесь представлены цветники и цветущие декоративные кустарники, а также плодовые растения — яблони, черная смородина. Растения для всех зон были привезены из питомников Волгоградской области, Краснодарского края, Воронежской, Тамбовской областей.
При этом, как и во многих других недавно реконструированных общественных пространствах города-героя, в Александровском сквере высадили молодые деревья. Горожане, уже не раз сетовавшие на «бетонную печку» в пойме Царицы и парке «Победа» напротив стадиона «Волгоград Арена», в очередной раз возмутились отсутствию тени.
— Почему в парках Волгограда не высаживаются сразу крупномерные рослые деревья? А вы можете сразу родить десятилетнего ребенка? Ответ очевиден. Вот и с растениями так. Во-первых, значительную роль здесь играют финансы — взрослые деревья гораздо дороже, поскольку поставляются из зарубежных питомников. Во-вторых, чем старше растение, тем сложнее ему прижиться в условиях нашего жаркого и сухого климата. Рисковать такими большими средствами и десятками взрослых деревьев — непозволительная роскошь в нашем деле.
Ранее мы уже рассказывали о том, как в центре Волгограда здание XIX века получило вторую жизнь и превратилось в креативное бизнес-пространство, а в заброшенной пойме реки Царицы стали размножаться парки и скверы.