До Волгограда докатилась череда скандалов и трагедий, сотрясавших последнее время систему ФСИН России. Вслед за страшными сообщениями о пытках в саратовской тюремной больнице, колониях Ярославля и Иркутска родные и близкие заключенных и подследственных заявили о беспределе, происходящем в СИЗО № 1 и СИЗО № 4 Волгограда, в результате чего погиб 22-летний Равиль Расулов, а его приятели совершили массовое членовредительство, изрезав себе руки и животы. Пока следственные и надзорные органы молчат, в УФСИН заявляют, что отрицательно настроенные к администрации заключенные пытались «шатать режим», мать погибшего подследственного заваливает обращениями все инстанции, вплоть до президента России и выходит на одиночные пикеты.
«Не придал серьезного значения»
Напомним, многочисленные нарушения, в том числе и с расследованием причин совершенных суицидов, обнаружила еще в начале года в СИЗО № 1 проверка Генеральной прокуратуры России.
— Непринятие должных мер по организации и осуществлению надзора в сфере профилактики суицидов среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не способствовало возможному их предотвращению, — говорилось в приказе за подписью генерального прокурора Игоря Краснова. — Отдельные нарушения, оставаясь вне поля зрения надзирающих прокуроров, приобрели длящийся характер.
В приказе указывалось, что в 2020 году в учреждениях ФСИН региона покончили с собой 7 человек, в 2019 году — 5, в 2018 году — 7 человек. Причем суициды, совершенные с 2018 по 2020 год пятью обвиняемыми в СИЗО № 1, должным образом не анализировались и остались невыясненными. Неудовлетворительным признал Игорь Краснов и надзор со стороны прокуратуры Волгоградской области, особенно когда в СИЗО № 1 с разницей в сутки покончили с собой сразу два заключенных.
— Проверка показала, что, несмотря на второе с разницей в сутки резонансное происшествие в одном и том же следственном изоляторе, заместитель прокурора области Николай Ерешкин не придал серьезного значения этому и не выехал лично в СИЗО № 1 для выяснения причин и условий, способствовавших совершению суицидов, — указывал генеральный прокурор, привлекая заместителя прокурора Волгоградской области к дисциплинарной ответственности.
Казалось бы, что после вмешательства генерального прокурора России суициды заключенных должны были надолго прекратиться в следственных изоляторах Волгограда. Но так не случилось. 27 октября в одной из камер СИЗО № 1 при странных и загадочных обстоятельствах погиб 22-летний Равиль Расулов.
«Я мастер спорта по "раз на раз"»
На давно заброшенной странице Равиля в «Одноклассниках» смотрит с фотографий счастливый 10-летний мальчуган. Под фото — наивные детские подписи: «Я с папой», «Я и моя сестренка», «Мамочка». Тогда он активно увлекался спортом, особенно футболом, за успехи в котором получил десятки медалей. Да и учился практически на отлично — мама вспоминает, что до восьмого класса у него была всего одна четверка.
Но потом в жизни у Равиля Расулова появились совсем другие ориентиры. Осенью прошлого года он попал в кадр youtube-канала Photohunter, став одним из героев ролика «Блогеры против АУЕшников» (Верховный суд признал в 2020 году движение АУЕ («Арестантский уклад един») экстремистской организацией. — Прим. ред.).
Съемка велась в Москве на Шаболовке и пересекающей ее улице Шахова, где авторы канала искали «просрочку» в магазинах, а наткнулись на компанию молодежи, воровавшей продукты из сетевого «Магнита». Среди этих парней оказался и Равиль. В 25-минутном ролике он стал одним из основных персонажей, активно дискутировавшим с блогерами, косвенно, но уверенно противопоставляя привычным нормам поведения свои воровские идеалы.
— Короче, разок присесть никому не помешает, понял по жизни, — сумбурно говорит Равиль снимавшим видео. — И ты поднаучишься разговаривать, как оно надо. Зачем тебе? Да потому что ты не умеешь разговаривать по-людски. Пацаны, я мастер спорта по «раз на раз» на улице. Прикиньте! Никто не хочет по спортивному интересу приколоться? Я даже пробивать не буду. Ну, так, чисто могу воткнуть, перевернуть ногами разочек.
Видеоролик завершается с приездом полиции. Равиля увозят в машине ОМВД по Даниловскому району Москвы. Он улыбается сквозь слабо затонированное стекло, демонстрируя руки в наручниках. Чем для него тогда закончилось задержание, достоверно неизвестно, но понятно, что сбить его с «воровского хода» не удалось ни блогерам, ни полиции. В свои 22 он нигде не работал и не учился, а в СИЗО он попал ранее судимым по статье 158 УК РФ «Кража». В сентябре к его биографии добавился еще и приговор за публичное оскорбление полицейского.
— 3 апреля 2021 года примерно в 04:25 Равиль Расулов двигался на автомобиле мимо дома № 15, по улице Революционная в Волгограде и был остановлен старшим инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД, — говорится в решении мирового судьи участка № 106 Советского района Натальи Выходцевой. — Расулов водительское удостоверение, а также документы на машину не представил, оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции. На требование проследовать в райотдел для составления протокола, испытывая неприязнь к представителю власти, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, он решил публично оскорбить инспектора ДПС. Действуя умышленно, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих преступных действий, публично, в присутствии посторонних лиц, употребил в адрес сотрудника полиции Чичёва грубые нецензурные слова, унижающие его честь и достоинство, выраженные в неприличной форме, тем самым подрывая авторитет органов власти в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В результате Равиль Расулов был признан виновным и приговорен к четырем месяцам исправительных работ. Впрочем, в момент вынесения приговора он уже содержался в СИЗО № 4 Волгограда по подозрению в вымогательстве.
Пытался победить несправедливость?
По словам близких Равиля, в июне он попал в очень неприятную историю исключительно из-за своей тяги к справедливости.
— Равиль не любил несправедливость, он всегда за всех нас заступался, — рассказала его девушка Кристина. — Он всегда встречал, провожал, заботился о своей младшей сестре, о моей сестренке. Всегда ее спрашивал, не обижают ли ее. А тут они вчетвером с ребятами гуляли по району и увидели, как паренек какой-то делает закладки. Они его раз поймали, предупредили, чтобы тут он больше не появлялся. Прошло несколько дней, и он снова появился здесь, ну они его взяли, посадили в машину и поехали разговаривать. Вышли, а их всех четверых сразу приняли. Оказалось, что парня «крышевал» кто-то, а наши влезли туда, куда не нужно было. После в материалах дела этот парень рассказал, что Равиль и друзья избили его. Но ни информации о побоях, ни конкретики о том, что же они вымогали у него, он рассказать не смог. Суды и время в СИЗО почему и продлевали-то? Как раз потому что никто ничего про вымогательства найти и доказать не мог.
В свою очередь в сводке от ГУ МВД России по Волгоградской области про тягу Равиля к справедливости и его заботу о ближних, не сказано ни слова.
— 26 июня 2021 года в полицию с заявлением о вымогательстве обратился 19-летний студент, житель Советского района. По словам потерпевшего, четверо малознакомых ему парней под надуманными предлогами стали вымогать у него 30 тысяч рублей. На отказ передать деньги они нанесли студенту телесные повреждения, однако своих требований и угроз не прекратили, — сообщали в пресс-службе ГУ МВД по Волгоградской области. — Потерпевший пытался скрываться от вымогателей, однако им обманом удалось выманить его из дома и заставить сдать в ломбард мобильный телефон. Получив за это часть суммы — 11 тысяч рублей, они продолжили требовать оставшиеся деньги. Была назначена дата передачи оставшейся суммы денег, которая проходила уже под контролем оперативников уголовного розыска. Полицейские задержали всех четверых подозреваемых. Ими оказались неработающие жители Кировского и Красноармейского районов, 22–23 лет, двое из которых ранее судимы. Свою причастность к вымогательству задержанные всячески отрицают.
«Мама, меня избивают. Хотят перевести в СИЗО
№ 1
, хотят пытать»
Лето Равиль и трое его друзей провели в следственном изоляторе № 4 в Красноармейском районе Волгограда. Всё это время родные молодого человека пытались добиться свидания с ним, но им отказывали. В середине осени ситуация изменилась.
— 23 октября сын позвонил мне. Он никогда не жаловался, вообще никогда, понимаете, а тут он не выдержал, рассказал: «Мама, меня избивают, надо мной издеваются, хотят отвезти в СИЗО № 1 на пытки». Что? Какие пытки? Я в тот же день отправилась в СИЗО выяснять, где мой сын и почему его собираются перевозить, ведь до суда оставалось всего-то два дня, — рассказала его мама Роза Расулова. — Мне сказали ждать суда. Уже позже я узнала, что к сыну приезжал сотрудник ФСИН, он был у него дважды. Я его не обвиняю, но о нем ходят страшные слухи, что именно этот человек издевается и избивает заключенных. Сын рассказывал, что его заставляли на камеру сказать, что отказывается от воровских законов. Он не стал этого делать.
25 октября Равилю Расулову и четверым его приятелям оставили меру пресечения без изменений — под стражей. Но в отличие от подельников его не стали возвращать в СИЗО № 4, а перевезли на Голубинскую — в СИЗО № 1.
— Мы были в суде, мы ждали его, ребят вывели, а Равиль кричал: «Кристина, ищи адвокатов, скажи маме, меня увозят в СИЗО № 1». Ребята вторили: «Кристина, Равиля увозят, ищи адвокатов», — вспоминает девушка погибшего молодого человека. — В тот день в СИЗО № 4 он уже не вернулся. Как нам потом рассказали, в следственный изолятор Равиля доставляли волоком, потому что идти он уже не мог. То есть его избили либо в автозаке, либо в СИЗО. По правилам его не должны были принимать в таком состоянии, но кого это смущает? Его приняли.
«Чтобы избежать пыток, люди вскрывают себе животы»
По словам девушки Равиля, Кристины, сокамерники парня за несколько дней до его перевода из СИЗО № 4 в СИЗО № 1 совершили массовое членовредительство.
— Они просто порезали себе животы. Здоровые парни намеренно сделали это, боясь пыток и издевательств, — утверждает Кристина. — Говорят, одному из них предлагали написать заявление, в котором бы он признался в том, что он гей. Сотрудники ФСИН угрожали ему, говоря, что если он не станет им сливать информацию о заключенных, то покажут это заявление другим. Представьте, насколько сильной должны быть воля, страх, чтобы нанести себе вред. Парней увезли в больницу, еще одного поместили в карцер, а Равиля... увезли на пытки.
«Он никогда не читал намаз, он даже не знал как»
27 октября Равиль Расулов был перемещен в СИЗО № 1, а уже утром следующего дня матери сообщили о его смерти. Показали и видео с камеры наблюдения. Но скопировать его не дали, и о том, что там происходило, сейчас известно только со слов Розы Расуловой. Не видел запись и адвокат семьи.
— Я приехала утром 28 октября, а меня не пускают к сыну, повели в какой-то кабинет, — рассказала мать Равиля Роза. — Я уже почувствовала что-то нехорошее. Потом мне сказали, что сына моего больше нет. Что он сам лишил себя жизни. Я не поверила и не верю до сих пор. Я попросила показать мне запись с камер. Но на них нет момента, как сын совершает это ужасное дело. Кто-то его подозвал к двери, туда, где слепая зона камер. Он встал и пошел. Есть момент, как он еле волочит ноги по полу и идти толком не может. У него были отбиты пятки. На этом запись обрывается. Получается, что мой сын просто встал и пошел навстречу своей смерти. На записи его лицо чистое, без ран и царапин, а уже на следующем отрывке мне показали, как сына якобы снимают с простыни. Но он не собирался ничего с собой делать! Не хотел. Он просил привезти ему туда вещи, посуду. Но не умирать.
Потерявшая сына мать уверена, что ее сына убили, а теперь выдают случившееся за суицид.
— Его, может быть, и не хотели убивать, но забили до смерти, сами того не ожидая. Я хочу докопаться до правды, — говорит Роза Расулова. — На теле сына обнаружили огромное количество ран, ссадин и синяков, все они — на плечах, ногах, пятки, ступни у него синие-синие, словно отбитые, словно его тело через мясорубку пропустили. Но на шее при этом никаких следов удушения нет, — вспоминает мать волгоградца.
По словам девушки Равиля, Кристины, ей не удалось найти тех, кто готов стать свидетелями и подтвердить, что в СИЗО применялись пытки и издевательства над заключенными. По ее словам, все боятся.
— Никто не готов говорить об этом открыто. Боятся, что им будут мстить, — говорит девушка. — Очень многие рассказали нам, что над ними издевались в следственном изоляторе, били, пытали. Равиль не первый, кто умер там. Он говорил, что начальник СИЗО обещал, что его вынесут оттуда вперед ногами. После его смерти нам сказали, что перед тем, как совершить суицид, Равиль читал намаз. Но он не умел этого делать. Он никогда его не читал. Даже если сотрудники ФСИН говорят, что читал, то почему ни на одном отрывке с видео этого момента нет? Он был избит, всё его тело было, словно один сплошной синяк, рот был порван. Кстати, во ФСИН подтвердили, что вставляли ему кляп в рот. Это нормально?
Сейчас Роза Расулова отправила многочисленные обращения к руководству ФСБ, УФСИН, Генпрокуратуры, Следственного комитета и Уполномоченному по правам человека и Президенту России Владимиру Путину. Она просит привлечь к ответу всех, кто причастен к смерти сына и кто до сих пор не разобрался в обстоятельствах его гибели.
Адвокат семьи, Дмитрий Карандашов, более сдержан в своих оценках происходившего.
— В настоящее время у нас довольно ограниченный круг информации, всё в этом деле действительно очень загадочно и странно. Вопросов пока больше чем ответов, но мы надеемся на объективное расследование дела, — рассказал адвокат. — На данный момент у нас имеются свидетельства о наличии телесных повреждений у Равиля Расулова, остальные выводы мы сможем подтвердить или опровергнуть уже после получения результатов судебно-медицинской экспертизы.
«Я всю "четверку" загнул и вас поставлю на четыре кости»
От официальных комментариев сейчас отказываются все причастные к трагедии в СИЗО № 1 структуры. В ГУ ФСИН по Волгоградской области ограничились лишь тем, что проводится проверка и выясняются все обстоятельства произошедшего. Аналогичным скупым ответом отделались и пресс-службы СУ СКР по Волгоградской области и прокуратуры по Волгоградской области. Недоступен для комментариев оказался и отвечающий за надзор над соблюдением законности в исправительных учреждениях заместитель прокурора Волгоградской области Николай Ерешкин.
А вот у источников V1.RU в системе исполнения наказаний региона на происходившее взгляд совершенно противоположный. Они считают, что Равиль целенаправленно по глупости или по непониманию шел к вполне ожидаемому и страшному концу.
— Для друзей он, может, и был классным парнем. Для мамы — надеждой. Но по жизни он был АУЕ-шником, от которого проблемами несло за версту, — рассказывает один из сотрудников ФСИН, отказавшийся от авторизованного комментария. — Посудите сами. Когда его из «четверки» перевели — там перекрестились. Он же в итоге один в камере на восемь человек сидел. Почему? Хотел сюда королем заехать. Зайдя к мужикам в камеру, заявлял: «Я всю «четверку» загнул и вас поставлю на четыре кости». Перелаялся со всеми. Каждый день пытался шатать режим и лез на рожон.
В итоге с ним все сидеть отказались. У пацана просто не выдержали нервы, грабить беззащитных мальчишек, воровать из магазинов, это не в СИЗО сидеть, в реальном СИЗО, где отмотавшие не один срок мужики сидят. В итоге в одиночке выждал, когда меняются конвоиры, и сделал то, что сделал. Сам играл со смертью. Возможно, пытался вновь шантажировать режимников, как его друзья на «четверке», но переусердствовал. Кому он нужен, чтобы убивать? Сидит в одиночке, стучать ему не на кого. Теперь начались шмоны почти ежедневные, все на нервах. Всех, кто был на смене, премий годовых лишили за то, что не успели вытащить, А премия — это большая часть зарплаты. Весь год из-за такого они будут работать за копейки.
«Массово вскрыли себе вены и повредили животы»
Тем временем в СИЗО № 4 группа приятелей Равиля продолжила конфликтовать с администрацией. 25 ноября стало известно о массовом членовредительстве в изоляторе, где шестеро заключенных намеренно навредили себе, порезав руки и животы. Следом за ними в СИЗО № 1 порезал вены и 23-летний осквернитель памятника жертвам холокоста Кирилл Заруйкин.
По словам матери одного из заключенных, Оксаны Драчковой, членовредительство стало якобы реакцией на оскорбления со стороны сотрудников СИЗО.
— Они раньше тоже жаловались, говорили, что их специально провоцируют. Их помещали уже в карцер. Я говорила: «Сынок, как так, как ты можешь? У меня уже два микроинфаркта было...» Он мне отвечал: «Мам, здесь нельзя по-другому, здесь просто открывают дверь, начинают оскорблять». Они просто все вместе вскрыли вены и животы в СИЗО, потому что их доводят до такого состояния. Но когда мы об этом заговорили, нам сказали, что наши дети — члены какой-то неизвестной бандитской группировки. Пострадали все, но только одного из них в итоге перевели в лечебное учреждение. Остальных спустили в карцер.
При этом все занявшиеся членовредительством молодые люди не только приятели Равиля, но и жили в одном квартале в Красноармейском районе. Однако дела и вменяемые им статьи разные. Только один проходит вместе с Равилем по делу о вымогательстве — 22-летний ранее судимый за кражу и оскорбление представителя власти Виталий Перелыгин. 19-летний Юрий Драчков 8 мая прошлого года украл бутылку коньяка «Старейшина» за 298 рублей из магазина «Перекресток» в Красноармейском районе, за что был оштрафован на три тысячи рублей. Спустя всего месяц, ночью 20 июня 2020 года, возле кафе «Удача» в Красноармейском районе у него завязалась драка с 32-летним мужчиной, в ходе которой он ударил оппонента ножом. Сейчас он обвиняется в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. А 26-летний ранее судимый за кражу, грабеж и наркотики Геннадий Гончаров вместе с 18-летним Семеном Безбожновым 27 февраля напал на прохожего и похитил у него мобильный телефон, паспорт и полторы тысячи рублей.
— Мне позвонила адвокат и сказала, что у него на обеих руках вскрыты вены. Сказал, что их всех провоцируют, издеваются, обзывают: «Вы ублюдки!», такие-сякие, — рассказала корреспондентам V1.RU Ольга Безбожнова, мама Семена. — Мой Семен был с Равилем Расуловым, которого убили недавно, до последней минуты. Моего Семена тоже хотели перевести в СИЗО № 1. Но сын не поехал. Просидел в карцере в итоге. А Равиля увезли в итоге, и больше живым он оттуда не вышел. Семен по другому делу проходит. У Равиля было вымогательство, а у нашего — разбой. Сын общался со мной последний раз два месяца назад, потому что он сидит в карцере регулярно, по 15 суток. Я ездила к начальнику СИЗО, а мне там заявили, что сын режим не соблюдает. Какой режим?! Просто потому что они не молчат, когда их обзывают или называют ублюдками. Адвокат его спрашивала, может быть, их бьют там. Но нет, все сказали, что не бьют. Но я уверена, что над ними издеваются.
В УФСИН же настаивают, что все случаи членовредительства — лишь попытка оказать давление на режим учреждения.
— В следственном изоляторе № 4 УФСИН России по Волгоградской области шестеро подозреваемых и обвиняемых, не согласных с режимными требованиями, совершили акты членовредительства. Один из обвиняемых отрицательной направленности с целью послабления режимных требований, находясь в карцере, имитировал попытку суицида, после чего был направлен в лечебное исправительное учреждение № 15 УФСИН России по Волгоградской области для проведения медицинского обследования, — сообщили в ведомстве. — Всем подозреваемым и обвиняемым была оказана необходимая медицинская помощь. По указанным фактам проводится проверка. Рассматривается вопрос о направлении материалов для возбуждения уголовного дела по статье «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».