Массовые подорожания в Волгограде коснулись уже не только продуктов питания и цен на топливо. Горожане сообщают и о подорожании ритуальных услуг и до этого обходившихся крайне недешево. Редакция V1.RU разбирается с экспертами, представителями похоронного бизнеса и чиновниками, из чего складывается стоимость похорон в Волгограде? Почему отправка в последний путь оказывается такой дорогой? Во сколько обходятся похороны волгоградцам и есть ли способ платить меньше? Обо всём этом спросили у представителей похоронного бизнеса, чиновников и простых волгоградцев.
Можно за сто тысяч. Можно за миллион. Можно за десять миллионов
По словам горожан, столкнувшихся со смертью близких, в большинстве случаев стоимость похорон начинается от 50 тысяч рублей и порой переваливает даже за 100 тысяч. При этом ценник оказался примерно одинаков у всех вне зависимости от выбранной ритуальной компании. Для многих это стало поводом, чтобы залезть в долги и кредиты.
— Не стало бабушки. Мы обратились в ближайший салон ритуальных услуг у себя в Краснооктябрьском районе. Нам было абсолютно всё равно, к кому обращаться, лишь бы всё сделали качественно и быстро, потому что всё происходящее было для нас шоком и ужасным стрессом, — рассказал житель Краснооктябрьского района Евгений. — Нужно отдать должное, работают ребята на высшем уровне. Всё сделали быстро и красиво, организацию взяли на себя. Похороны и развоз родственников организовали четко. Но цены на всё это оказались для нас просто сумасшедшими. Пришлось отдать все деньги, которые у нас были, и даже слегка влезть в долги. Всё вместе вышло на 117 тысяч рублей.
По словам Евгения из этих денег непосредственно на похороны у семьи ушло около 65 тысяч рублей: — 11 190 рублей за рытье могилы, 9700 рублей — гроб, 5630 рублей — лифт для гроба, 6750 рублей — катафалк, 11 462 рубля за подготовку тела и так далее. Еще примерно в 50 тысяч рублей обошлись поминальный обед, венки и прочие атрибуты похорон.
О примерно аналогичных затратах, понесенных при похоронах умершего от коронавируса дедушки, рассказала и еще одна семья волгоградцев, обратившихся в другую ритуальную компанию.
— Нам сразу дали телефон похоронного агентства, когда забирали дедушку. Уже не помню, кто именно. То ли участковый, то ли из морга кто-то, — рассказывает волгоградец Виталий. — Мы сразу позвонили. При оформлении договора на услуги, кажется, выбирали всё только необходимое и без излишеств. Но в итоге сумма подступила к 120 тысячам рублей. Сами похороны прошли достойно. И прощание в зале, и на кладбище. К персоналу никаких претензий, но цена невероятная. А что поделать? Мы обзвонили еще несколько фирм и везде нам называли одни и те же расценки. Когда я не выдержал и спросил про максимальные цены, то нам на полном серьезе ответили — предела нет. Можно похоронить и за миллион, и за десять миллионов, и гораздо дороже.
Откуда такие цены?
В администрации Волгограда сообщили, что сфера ритуальных услуг регулируется федеральным законодательством, а на общую стоимость погребения чиновники не влияют. Единственное, что может сделать семья, у которой нет денег на похороны — воспользоваться гарантированным перечнем услуг.
— Организация погребения на территории муниципалитетов в РФ регламентируется федеральным законодательством, в частности законом «о погребении и похоронном деле», — рассказали в пресс-службе администрации Волгограда. — Органом местного самоуправления согласно федеральному закону должна быть организована процедура предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, которые граждане могут получить на безвозмездной основе либо оформить социальное пособие. Перечень услуг также закреплен федеральным законодательством. В него входит оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, а также само погребение. Размер компенсационной выплаты определяется федеральным и региональным законодательством, и сейчас на территории Волгограда составляет около 6 тысяч 500 рублей. Услуги по погребению оказывает специализированная служба по вопросам похоронного дела, отобранная по результатам открытого конкурса — ЗАО РП «Память». Помимо услуг в рамках гарантированного перечня в Волгограде за счет средств городского бюджета, также осуществляется перевозка тел с места смерти до морга бюро судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического бюро для проведения исследований. Орган местного самоуправления не обладает полномочиями по регулированию цен на рынке ритуальных услуг за исключением стоимости услуг, оказываемых в рамках гарантированного перечня, которую устанавливает Волгоградская городская Дума.
По словам генерального директора ритуального агентства «Радоница» Евгения Ялымова, на стоимость похорон гораздо больше влияют внешние факторы, чем конкуренция. По ценнику ударило стремительное подорожание дерева, металла и прочих материалов.
— Стоимость похорон в Волгограде сейчас начинается от 30 тысяч. Это я говорю по конкретным организациям, которые знаю лично. В то же время я часто слышу о суммах и в 100 тысяч рублей, и даже выше, — рассказал Евгений Ялымов. — В среднем по Волгограду похороны обходятся людям в 60–80 тысяч рублей. Из чего складывается цена? Пандемия, конечно, повлияла на цены, но скорее косвенно. В основном рост цен связан с внешними факторами и экономической ситуацией. Резко поднялись цены на металл, на древесину, а это основные материалы для производства оград, крестов, гробов и прочей атрибутики. Плюс, постоянные перебои с поставками, это тоже влияет на цены. Смертность заметно увеличилась с приходом коронавируса в нашу жизнь. Однако на услуги персонала цены не изменились.
По словам Евгения Ялымова помимо базовых расходов на гроб, крест и само погребение, многие фирмы предлагают, а иногда и навязывают дополнительные услуги — украшения могилы, аксессуары.
— К примеру, есть действующее кладбище, мест немного, но они есть. Похоронное агентство создает ажиотаж и предлагает возможность похорон на этом кладбище только с условием покупки дополнительных услуг, а в противном случае отправляет человека на другое, неудобное ему кладбище. Кстати, открытых для захоронения кладбищ в Волгограде всего два — новое Ворошиловское и Селезнёвское в Краснооктябрьском районе. Есть понятие захоронения на почетной аллее. Там строго регламентировано, кто должен лежать и как его хоронят. А если речь идет о плановом захоронении, то все должны быть равны. Кто первый обратился, тому и должны предоставить место. В таких тупиковых случаях надо сразу отказываться от всех допов и обращаться в администрацию города. Именно мэрия ответственна за все муниципальные кладбища.
Сейчас в Волгограде действует около ста предприятий ритуальной сферы. Конкурентная борьба при этом нередко выходит и в публичную плоскость. Так, в сентябре этого года житель Санкт-Петербурга Александр Утешев угрожал облить себя бензином и поджечь из-за конфликта с ритуальной службой на Верхнезареченском кладбище Тракторозаводского района. В марте организованная группа крепких мужчин прорвалась на кладбище Краснооктябрьского района Волгограда, вступив в силовой конфликт с охраной. Они пытались вскрыть одну из могил и захоронить там человека, привезенного из коронавирусного морга.
— Еще в то время, когда проходил выбор специализированной службы и все участники рынка накидывались друг на друга с претензиями, то руководивший тогда конкурсом начальник юротдела Роланд Херианов заявил — «Не надо говорить про социальную ответственность. Вы все хотите лишь одного — хоронить», — рассказал V1.RU отказавшийся от авторизованного комментария один из топовых сотрудников администрации Волгограда. — Анализ показывает, что во всех отраслях торговли или оказания услуг, в том числе ритуальной, все расценки так или иначе уравниваются. Наивно предполагать, что кто-то будет предлагать услугу за меньшую цену, чем конкурент. Никто не хочет терять деньги. Зачем просить меньше, если можно взять больше? Мы знаем, что во всех регионах, где работают много фирм и где их мало, расценки примерно у всех одинаковые. Всё очень быстро «устаканивается» и приходит к общему знаменателю. Избыточное же присутствие ритуальных фирм на рынке приводит к очень резкому обострению конкуренции, которое приводит к конфликтам, разборкам или даже войнам, в том числе в процессе приема заказов или на кладбище в присутствии родственников. Это также порождает проблему коррупции, потому что, конкурируя, фирмы пытаются подкупить сотрудников полиции или больниц, чтобы те «сливали» им информацию о покойных. Иногда это принимает форму хаоса, который местные власти уже не способны контролировать. И страдают от этого люди. Сугубо мое личное мнение, но я считаю, что оптимальным был бы порядок, когда в городе работают две-три специализированные фирмы. Они должны быть хорошо оснащенными в производственном плане, располагать специализированным транспортом в достаточном количестве, специальными помещениями для прощания, моргами, желательно крематорием, обученным персоналом и так далее. Только тогда можно добиться и порядка, качества и приемлемой цены услуг.
По словам Евгения Ялымова, максимально дешево похоронить человека можно с помощью так называемого «гарантированного перечня ритуальных услуг», предоставляемого государством. Однако предоставляют такую возможность далеко не все похоронные агентства города.
— Если рассматривать ритуальные агентства, как отдельных игроков на рынке без учета дочерних и связанных фирм, то всего в Волгограде наберется где-то 6–7 организаций, предоставляющих похоронные услуги, — добавил предприниматель. — Гарантированный перечень ритуальных услуг действительно существует. Согласно федеральному законодательству государство гарантирует гражданам услугу погребения путем создания специализированной организации. У нас в городе такую организацию решили не создавать, а выбрать. Победителем конкурса стала фирма «Память». Теперь их отличие от всех остальных похоронных организаций в том, что они, как выбранное специализированное предприятие, обязаны по первому требованию заказчика предоставить похоронные услуги по гарантированному перечню. Иные хозяйствующие субъекты могут оказывать такие услуги, а могут и отказаться — это их право.
«Похороны нельзя купить впрок»
Сложившуюся ситуацию на рынке ритуальных услуг прокомментировала президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Волгоградской области Людмила Яскевич. Ассоциация является общественным объединением волгоградских предпринимателей, работающих в этой сфере, и входит в российский «Союз похоронных организаций и крематориев».
— Единственное, что может повлиять на цены в сфере похоронного бизнеса — это смертность, говорит Людмила Яскевич. — Но показатель этот с точки зрения статистики довольно стабильный. Конечно, сейчас на него повлияла пандемия коронавируса, но это временный фактор. Давайте проведем несложный анализ. Оказание ритуальных услуг нельзя сравнивать с продажей каких-то других товаров или услуг на рынке. Число продаваемых автомобилей или, скажем, пачек макарон или гречки может колебаться очень резко в зависимости от спроса. Во время ажиотажного спроса люди покупают продукты про запас, сметают с полок холодильники и телевизоры, опасаясь, что они подорожают из-за инфляции. С похоронами — другое дело. Их нельзя закупить впрок или про запас. Статистика говорит, что средняя смертность населения в каждом регионе страны из года в год примерно одинаковая. Сейчас, конечно, она возросла из-за COVID-19, но я говорю о многолетней статистике смертности. Она постоянна. Поэтому похорон бывает из года в год примерно одинаковое количество.
И именно на это, примерно одинаковое число умерших, по словам Людмилы Яскевич, сейчас претендует всё больше и больше ритуальных фирм.
— Конкуренция достаточно высокая. По нашим данным, в Волгограде зарегистрировано 93 предпринимателя, которые хотят оказывать услуги в этой сфере. Ожидается и приход иногородних фирм, что еще более обострит конкуренцию, — считает Людмила Яскевич, — Умерших нужно похоронить, и на оказание этой услуги претендует около ста фирм. Если делить на всех поровну, то, по нашим подсчетам, на каждую из них придется от 10 до 20 похорон в месяц. Для любого предпринимателя, работающего в этой сфере, это крайне мало. Особенно если хоронить по низким расценкам. Текущих расходов много. Требуются агенты, принимающие заказы, специальный транспорт, похоронная бригада и так далее. Им всем нужно платить вне зависимости от числа оказанных услуг и полученных за них денег. Плюс аренда помещений, расходы на транспорт. А если доходов не хватает, что делать? Правильно, нужно повышать цены. То есть в условиях, когда работы мало, а претендентов много, предприниматель пытается выжать из каждых похорон по максимуму. А вот фирма, у которой большие объемы оказываемых услуг, как раз имеет возможность варьировать цены. Предлагать более дешевые варианты тем, кто не располагает достаточными средствами, и более дорогие тем, кто в состоянии заплатить. Таким образом им удается выходить на приемлемую рентабельность.
По словам президента Ассоциации, не всё так просто и с гарантированным перечнем ритуальных услуг, по которому можно похоронить умершего бесплатно, точнее, за счет государства.
— Сумма, выделяемая муниципалитетом на похороны по гарантированному перечню, очень маленькая, — говорит Людмила Яскевич. — Она едва покрывает затраты, а уж про прибыль и говорить не приходится. Кроме того, бюджет возмещает предприятию эти средства не сразу, а с большим временным лагом — от 4 до 6 месяцев. Поэтому предоставлять эту услугу невыгодно, и большинство предпринимателей пытается от нее уйти. В Волгограде по гарантированному перечню хоронит только специализированная служба в соответствии с муниципальным контрактом. Но, по нашему мнению, это не совсем справедливо, потому что ставит ритуальные организации в неравные условия. Одни обязаны оказывать эту неприбыльную услугу, другие нет, что ставит последних в более выгодное положение на конкурентном рынке. Мы считаем, что нужно обязать всех предпринимателей, занимающихся погребением умерших, предоставлять услуги по гарантированному перечню любому обратившемуся к ним гражданину. Разумеется, с последующим возмещением средств из бюджета муниципального образования. Надеюсь, что в разрабатываемом проекте нового федерального закона «О похоронном деле» такое изменение будет внесено.
Напомним, совсем недавно администрация Волгограда опровергала выдаваемые за реальность, но получившие массовое распространение слухи об остром дефиците мест на кладбищах Волгограда, из-за которого вынужденно задействованы погосты в Среднеахтубинском, Городищенском и Светлоярском районах.
— На территории Волгограда располагаются одна кремационная установка, не находящаяся в муниципальной собственности, а также около 20 действующих кладбищ, — заявили в пресс-службе горадминистрации. — Дефицит мест на кладбищах, расположенных на территории Волгограда, в последние годы не возникал, отсутствует в настоящее время и не прогнозируется в ближайшей перспективе. Например, в Ворошиловском районе неиспользуемыми остаются порядка 5 гектаров земельного участка. Также предусмотрена возможность осуществления родственных захоронений в существующие могилы при наличии технической возможности.