Жители пятиэтажного дома № 8 на улице 7-й Гвардейской в центре Волгограда ищут и не могут найти спасения от соседки с четвертого этажа. Живущая там странная женщина уже несколько раз поджигала свою квартиру, нанося ущерб не только себе, но и соседям. Обращения во всевозможные инстанции результата не приносят. Родственник женщины в свою очередь считает, что никаких проблем она никому не доставляет.
Странную женщину с мешками и сумками, порой обмотанную многочисленными полиэтиленовыми пакетами, бормочущую какие-то непонятные слова и совершающую непонятные маневры перед близко идущими автомобилями, часто видят в центре Волгограда. Она не бездомная, у нее есть квартира и родственники, но от соседства с ней уже давно мучаются жители целого подъезда.
— У нас в четвертом подъезде живет женщина. Она не очень здорова и периодически делает странные вещи, — рассказывает корреспонденту V1.RU жительница дома № 8 по 7-й гвардейской. — Не первый год уже это всё с ней происходит. Живет она одна, но у нее есть брат в Москве. Возможно, он не дает согласия на принудительное лечение. Жильцы уже много лет пишут жалобы в прокуратуру и другие инстанции, результата нет. Вообще ее многие знают, она у нас тут по проезжей части ходит между машин, обвешана сумками и в шляпе. Мы хотя бы в соседнем подъезде живем — повезло, а у них там, когда пожар был в сентябре, еле потушили. Пока тушили, весь подъезд залили. Этажом выше квартира чуть не сгорела, там двое детей. Хорошо, что их дома не было. Почти всему подъезду МЧС выбили двери — открыть надо было, а дома никого. Брат ее потом всем двери новые вставил.
Напомним, в сентябре этого года квартира женщины уже горела. 18 сентября в 11:38 в пожарно-спасательную часть поступило сообщение о возгорании. Спасателям пришлось использовать лестницу для доступа на место ЧП. Уже в 11:55 огонь ликвидировали. К счастью, обошлось без жертв.
По рассказам соседей, неспокойной соседке уже за 50 лет, но проблемы возникли только за последние годы. Сейчас, по мнению жильцов, ей необходима медицинская помощь или надзор.
— Она с золотой медалью окончила школу, очень умная была девчонка, — рассказала жительница дома № 8. — У нее умерла мать, когда ей было лет 11–12, и она осталась с отчимом и двумя мамиными грудничками. Может, на этой почве что-то и произошло, а может, и нет. Она давно сама с собой разговаривала. Если бы не пожары эти, то и проблем бы не было. Она не агрессивная и не опасная. Может, даже не поджигает ничего, а нечаянно это делает. Там сверху и снизу жильцы, наверное, вообще в панике, но мне ее жалко. Она не алкашка какая-то, а просто больной человек, ее лечить надо. Мне бы за нее было спокойнее, если бы ее куда-то забрали на лечение в специализированное учреждение. Может, даже платное, если у брата финансовая возможность есть.
Жители квартиры, расположенной на одном этаже с женщиной, говорят, что неоднократно обращались в прокуратуру и даже к президенту России Владимиру Путину, но пока результата не видят. По их мнению, если не решить проблему сейчас, то в будущем не обойдется без жертв.
— Она открывает дверь, поджигает бумагу и выгоняет духов. В сентябре вся квартира у нее так и выгорела, — рассказал обеспокоенный сосед по лестничной клетке. — Удивляюсь, как она еще дом не взорвала, там же газ на кухне. И на днях она снова жгла. Моя жена ей замечание сделала, так та ей зажигалкой в лицо махать стала. Вызвали экстренные службы. Спасатели начали ей дверь ломать, но, когда уже почти выломали, она сама открыла. И ее в итоге забрала скорая в больницу, но это ненадолго. Скоро вернут обратно. Она неадекватная, не реагирует на замечания. Кажется, что даже не моется. Грязная ходит, кошмар. Ей надо или сиделку сюда, или куда-то поместить. Брат, видимо, жалеет ее. Моя жена вместе с другими жильцами уже неоднократно писали в прокуратуру, в администрацию и даже президенту — результата никакого.
Описанное соседями происшествие 15 ноября из-за странного и опасного поведения одинокой женщины стало причиной срочного вызова всех оперативных служб к многоквартирному дому № 8 на улице 7-й Гвардейской. По словам очевидцев, жительница одной из квартир на четвертом этаже закрылась в квартире, угрожая сжечь весь дом. При этом в пресс-службе ГУ МЧС по Волгоградской области сообщали, что вызов оказался ложным. В комитете здравоохранения и вовсе заявили, что никакого вызова не поступало.
По словам жителей пятиэтажки, запросы направлены в департамент имущества, прокуратуру города, прокуратуру района, МЧС, МВД, администрацию Центрального района, мэрию, комитет госбезопасности, нескольким депутатам и даже главному врачу психиатрической больницы № 2, но каким-то странным образом беспокойная соседка каждый раз возвращается домой до нового возгорания.
— Квартира у нее муниципальная, собственника нет. Опекуна тоже никакого нет, значит, должно быть государство опекуном, — рассказали соседи. — В комитет по опеке мы обращались, они что-то думают. Пока они думают — мы горим. С братом ее много раз разговаривали. Он только заметает следы тут, старается устранить все убытки. Зачем ему это надо, мы не понимаем.
Свое мнение о ситуации в четвертом подъезде дома № 8 на 7-й Гвардейской высказал директор ООО «Эксплуатирующая компания Центрального района» Владислав Олежкин, который занимается восстановлением подъезда после очередного пожара.
— Считаю, что женщина больна. Ее уже неоднократно забирали в соответствующую клинику, но она выходит оттуда, как здоровая. Я не знаю, как это происходит, — недоумевая, рассказал Владислав Олежкин. — Вот уже четвертый или пятый случай у нас с пожарной опасностью. Брат этой женщины поменял восемь испорченных дверей в подъезде, сделал ремонт в сгоревшей квартире сестры, окна вставил новые и уехал. Но в любой момент пожар может повториться. Ремонт в подъезде делается сейчас за счет управляющей компании, потом уже будет суд, скорее всего, чтобы как-то компенсацию получить за это. Проблема серьезная, так как в соседних квартирах дети, на втором этаже лежит парализованная бабушка.
К слову, мнение брата женщины, на которую жалуются жители дома, кардинально отличается от позиции жителей дома. По его словам, никакой угрозы соседям его сестра не представляет, а вся проблема в корыстных интересах собственников соседних квартир.
— Там есть две женщины, активистки, у которых у самих проблемы и истерические состояния периодически, — рассказал по телефону Петр. — Всё, что произошло 15 ноября, они сами спровоцировали. Это внутренний конфликт, не знаю уж, чего именно они там хотят, вроде что-то с квартирой связано, но свои какие-то интересы преследуют. Абсолютно никакой угрозы она никому не представляет. Это человек со своим мироощущением, и это не значит, что ей нельзя жить на этой планете. А по мнению соседей, если человек не входит в их рамки и понятия о норме, он должен быть изолирован. Напоминает времена фашистской Германии, зомбированные люди. Сиделка никакая не нужна, она вполне адекватная, и одиночество никак ей не мешает.
В администрации Волгограда решительно открестились от проблемной ситуации на 7-й Гвардейской.
— Все задаваемые вопросы не входят в компетенцию администрации города, — заявили в пресс-службе мэрии. — По поводу лечения указанной гражданки информации у нас нет. Оформить опекунство над ней можно будет только после признания ее недееспособной, чего пока не произошло. А возмещать ущерб за пожар должен виновный в этом гражданин, а не муниципалитет.
О том, что проблема, как в подобном случае, не может решиться принудительной госпитализацией только по обращению соседей, рассказывал доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Волгоградского государственного медицинского университета Назим Оруджев.
— Есть три основания для недобровольной госпитализации — потенциальная опасность для себя и для окружающих, неспособность ухаживать за собой с вероятностью ухудшения состояния здоровья без оказания квалифицированной медицинской помощи, — рассказывал Назим Оруджев. — Только в этом случае лечебное учреждение может ходатайствовать перед судом о необходимости продолжения наблюдения и лечения в условиях психиатрического стационара в случае отказа пациента от проводимого лечения.
Именно в таких случаях зачастую люди с ностальгией вспоминают СССР с так называемой «карательной психиатрией».
— Во времена СССР было другое отношение общества и принятый на государственном уровне алгоритм оказания помощи. Общество изменилось, строй изменился, алгоритмы стали такими, какие есть сейчас, — говорил Назим Оруджев. — Говорить о том, что «карательная психиатрия» принуждает к лечению, бессмысленно — вот уже 30 лет мы живем с законом, который делает обращение к психиатру исключительно добровольным. У нас изменилось количество людей, которые беспокоят общество, которые недовольны принципами оказания психиатрической помощи в частности? На этот вопрос каждый человек может ответить по-разному. А я скажу больше — увеличилось число людей, которые взывают к представителям психиатрической службы с целью изолирования граждан, нарушающих принципы «социального общежития».