В Волгограде сахарный ажиотаж перекинулся и на другие продукты, запасы которых принято делать на «черный день». С полок магазинов стремительно исчезает мука и дешевое подсолнечное масло.
—В магазине «Магнит» на 7-й Гвардейской муки в больших упаковках практически не осталось. Есть только маленькие полукилограммовые пачки и те — экзотические, типа рисовой или блинной, — рассказывают читатели V1.RU. — В «Пятерочке» мука еще есть, но не в таком объеме, как было неделю назад. Видно, что разбирают.
Продавцы магазинов уверяют — люди берут всё:
— Вообще у нас завоз товаров раз в два дня, — рассказал один из продавцов магазина «Пятерочка». — Люди сметают всё. Зачем — непонятно.
В супермаркете «Магнит» в торговом центре «Арго» полки с мукой также заметно поредели. Нет и дешевого подсолнечного масла.
— Люди голода, что ли, боятся, — в сердцах говорит продавец-кассир. — Мы товар выставлять не успеваем, всё сметают. Зачем? Голода точно не будет. Если только подорожания боятся. Так, мука и не подорожала пока.
Директор ООО «Тамерлан» — компании-владельца торговых сетей «Покупочка» и «ПокупАЛКО» — Сергей Савонькин поделился своими соображениями о возможных причинах исчезновения продуктов с прилавков города.
— Во всех компаниях, в том числе и у нас, товар заказывается автоматически, — рассказал Сергей Савонькин. — Для этого есть специальная компьютерная программа, которая смотрит средние дневные продажи, смотрит остатки в магазинах и исходя из этих данных формирует отгрузку на следующий день. В свой расчет программа берет не только последние дни, но и средний показатель за определенный период. В последнее время наблюдается сильное увеличение продаж, в два-три раза. Из-за этого вся аналитика немного отстает. Недостатка в товарах нет, просто аналитика поставок не рассчитана на такие резкие всплески спроса.
По словам директора торговой сети, причины повышенного спроса именно на сахар стоит искать в психологии поведения человека. В любом случае соотношение спроса и предложения должно выровняться в ближайшие дни.
— Наверное, у людей начались какие-то панические настроения, и они резко начали скупать всё, — предположил Сергей Савонькин. — Понятное дело, что трехкратный рост никакая аналитика предусмотреть не могла. Ответ тут нужно искать в психологии. У определенной группы людей возникает некая поведенческая реакция. Люди друг за другом начинают эту реакцию повторять. Кто-то задал волну, и она стала распространяться.
Напомним, 4 марта в Волгограде внезапно начался ажиотажный спрос на сахар. Повинуясь внезапному порыву, горожане за считаные часы смели все запасы сахара в магазинах. Торговые сети были вынуждены ввести лимит продажи сахарного песка, отпуская не более пяти килограммов в одни руки, однако эта мера оказалась не особо эффективной.
Ажиотажный спрос на сахар признали даже в администрации Волгоградской области, создав при этом целый оперативный штаб по мониторингу цен на товары первой необходимости, а в некоторых гипермаркетах в продажу пошли даже пакетики с фасовкой по четыре грамма сахара.