В окружном военному суде Ростова-на-Дону допросили вице-губернатора Волгоградской области Анну Писемскую по делу о терроризме — покушении на губернатора Андрея Бочарова
Писемская выступила в суде по делу экс-руководителя СУ СКР по Волгоградской области Михаила Музраева. Госпожа Писемская была приглашена в суд в качестве свидетеля и подробно рассказала о всех перипетиях, связанных с делом МУП «Центральный рынок».
Что рассказала вице-губернатор?
Как заявила на допросе госпожа Писемская, в 2016 году она работала председателем комитета правового обеспечения администрации Волгограда. В это же время начались активные судебные процессы по возвращению имущества МУП «Центральный рынок» в муниципальную собственность.
— Это была весна — лето 2014 года. Исполняющий обязанности губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров обратил внимание на вопрос использования имущества и земли: как региональной, так и муниципальной. В том числе он обратил внимание и на недобросовестное отношение контрагентов с МУП «Центральный рынок», Кто ему на тот момент предоставлял эту информацию — не знаю. Мы когда проводили анализ деятельности крупных предприятий, сами собирали информацию по тем вопросам, которые нас интересовали. Как правило, это были вопросы, вызывающие неоднозначное правовое толкование.
По словам Анны Писемской, весной и летом 2014 года в СМИ вышло несколько публикаций, касающихся необходимости возвращения имущества в муниципальную собственность. Об этом говорил и Андрей Бочаров, в том числе на встречах в Общественной палате.
Впрочем, поручал ли Андрей Бочаров действовавшему на тот момент руководителю СУ СКР по Волгоградской области Михаилу Музраеву изучить взаимоотношения между МУП «Центральный рынок» и ООО «Центральный рынок», Анна Писемская пояснить не смогла. Однако признала, что в 2017 году ее вызывали на допрос в Следственный комитет как раз по делу о Центральном рынке Волгограда. Администрация Волгограда также не просила следствие помочь разобраться в том, что происходит на рынке.
В активную фазу противодействие между ООО «Центральный рынок», которое, по словам госпожи Писемской, учредил известный в Волгограде предприниматель Евгений Ремезов, и МУП «Центральный рынок» началось в конце весны или начале лета 2014 года.
— В это время в администрацию Волгограда поступило уведомление от ООО «Центральный рынок» о намерении выкупить в порядке преимущественного права мясо-молочный и овощной корпуса МУП «Центральный рынок». Мы заранее предполагали отказ и судебные споры, однако в основу нашей позиции легли требования закона о том, что нельзя лишать предприятие имущества, обеспечивающего его уставную деятельность. В помощь мы привлекли сотрудников правового управления аппарата губернатора Волгоградской области.
ООО «Центральный рынок» взял в аренду на десять лет мясомолочный и овощной корпуса рынка на Советской еще в мае 2003 года и принял их «в состоянии, пригодном для эксплуатации». В апреле 2016 года этот договор был возобновлен на неопределенный срок. С 2015 года начались суды. Выяснялась по истине криминальная, страшная картина, помимо двух официальных организаций, МУП «Центральный рынок» и ООО «Центральный рынок», правоохранители нашли там еще с десяток субарендаторов, которые также взимали плату с предпринимателей. Спустя несколько лет многочисленных судебных заседаний Центральный рынок обрел одного хозяина — МУП «Центральный рынок» и администрацию Волгограда. В 2019 году старейший рынок Волгограда был закрыт строительными лесами — начата его глобальная реконструкция.
Ключевым, согласно показаниям Анны Писемской, являлось дело об оспаривании отказа департамента муниципального имущества в реализации преимущественного права ООО «Центральный рынок, о выкупе имущества. Общество не согласилось с решениями сразу трех органов власти, имеющих право распоряжаться муниципальным имуществом, каждый в своей части.
При чем здесь губернатор?
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований ООО «Центральный рынок», однако апелляция отменила это решение. Впрочем, Поволжский арбитражный суд встал на сторону суда первой инстанции ввиду того, что по закону о защите конкуренции все договоры, заключенные без торгов, подлежали прекращению.
Это повлекло за собой еще один иск — о возврате арендованного имущества собственнику.
— Суд первой инстанции вынес решение в пользу муниципального предприятия, однако суды второй и третьей инстанции отменили это решение, мотивировав его тем, что законодательством установлен пресекательный срок договора, и если ни одна сторона не успела заявить о его прекращении, то он считается продленным на неопределенный срок, — объяснила госпожа Писемская. — Однако с вручением уведомления о расторжении договора возникли проблемы. Его даже пришлось публиковать в газете. Уведомление о расторжении договора аренды было датировано 15 сентября. С этого времени мы неоднократно пытались вручить его представителю — направляли телеграммы, слали заказные письма с уведомлением, публиковали его в газете. Но ни один способ не обеспечивал фиксации даты получения. И только в письмах, которые мы позже получили от ООО, они указали, что получили документ 11 октября. С этой даты и шел отсчет трехмесячного срока на исполнение требований. Мы в это время начали перезаключать договоры, а общество воспользовалось правом на оспаривание. Оно обратилось в суд, просило признать незаконным отказ от договора, а также признать незаконным исключение записи из ЕГРН. Мы подготовили встречный иск о возврате имущества и подписании акта приема-передачи. Этот иск был разрешен в пользу МУПа, в требованиях ООО было отказано.
Всего, по заверению свидетеля, дел, так или иначе связанных с Центральным рынком, было около сотни, и касались они в том числе взыскания арендной платы, понуждения о заключении дополнительных соглашений и ряда других аспектов. При этом госпожа Писемская прямо признала, что вопрос об отношениях МУП «Центральный рынок» и ООО «Центральный рынок» возник сразу же с приходом на должность губернатора Андрея Бочарова.
Генерал под следствием
Напомним, Михаила Музраева задержали в июне 2019 года. Руководителя СУ СКР по Волгоградской области обвинили в покушении на губернатора Андрея Бочарова и незаконном хранении боеприпасов. Версия следствия строится на показаниях бывшего владельца Центрального рынка Волгограда Евгения Ремезова, задержанного в конце мая 2019 года. В декабре 2019 года он был приговорен к шести годам колонии строгого режима.
В ходе расследования дела экс-руководителя СУ СКР по Волгоградской области был допрошен экс-мэр Волгограда Евгений Ищенко, на которого в 2006 году Михаил Музраев инициировал возбуждение уголовного дела. Обвинения по двум самым «тяжелым» статьям из четырех рассыпались на суде. В итоге Евгений Ищенко был приговорен к одному году лишения свободы, который компенсировался временем, проведенным им в СИЗО во время следствия. Позже Евгений Ищенко выступил на судебном заседании в качестве свидетеля.
При этом сам Михаил Музраев в одном из судебных заседаний рассказал о дружеских отношениях с Андреем Бочаровым.
По словам Михаила Музраева, между ним и Андреем Бочаровым не только не было конфликтов — напротив, сложились дружеские и неформальные отношения.
— В текстах расшифровок моих телефонных переговоров с Бочаровом зафиксированы намерение встретиться в свободное от работы время для занятия спортом, общие знакомые, не связанные с исполнением служебных обязанностей, — заявил на процессе Михаил Музраев. — Неформальные обращения друг к другу на «ты», «Миш», «родной», «Кандуевич», «Иваныч» доказывают отсутствие между нами конфликтов и исключают возможность соперничества за влияние на какие-либо процессы. Ни я, ни мои родственники не приобретали в личную собственность объекты муниципальной недвижимости, не владели ею на правах аренды, не осуществляли коммерческую деятельность. Проводимая губернатором области государственная политика не могла негативно отразиться на моих интересах и интересах моих родственников.