Приговор Михаилу Музраеву суров, но справедлив. Такое мнение высказал экс-мэр Волгограда, успешный бизнесмен Евгений Ищенко, в 2006 году оказавшийся под следствием за превышение должностных полномочий, незаконное занятие предпринимательской деятельностью и незаконное хранение боеприпасов.
«Он это заслужил»
— Думаю, он это заслужил. Простите меня за некий такой афоризм. Он в последнем слове сказал, что всегда боролся с нечистью. Но в какой-то момент этой нечистью стал сам, — полагает Евгений Ищенко. — Давно достаточно. Он был достаточно властным, и из-за этого он себе фактически присвоил полномочия судьи. Тот, кто ему нравился в регионе, мог в течение нескольких десятилетий под его прикрытием безнаказанно вести преступную деятельность. Другие могли быть законопослушными людьми, но подвергались уголовному преследованию. Он заявлял в последнем слове, что был активным борцом с коррупцией, но спросите каждого волгоградца, который более-менее погружен в социальную жизнь, политику и так далее. Он скажет, что в регионе высочайший уровень коррупции в регионе, к сожалению. Он в поте лица с ней боролся, а она становилась всё больше и больше. Как так бывает? Когда с ней на самом деле не борются. Могу привести пример. Лет 10 назад начальницей управления образования в администрации области была Мария Симонова. Она порядочный, честный человек, я ее лично хорошо знаю. Она разоблачила своих сотрудников, которые готовили подложный конкурс по закупке чего-то. Женщина взяла какое-то подслушивающее устройство, записала их разговор. Я уже не помню сути закупки, но Мария написала заявление о коррупции. В итоге ее привлекли к ответственности за незаконную прослушку. Завели уголовное дело, поломали карьеру хорошему специалисту.
В качестве еще одного примера Евгений Ищенко привел экс-начальника ГУ МВД России по Волгоградской области Михаила Цукрука, также привлеченного к уголовной ответственности во время работы Михаила Музраева.
— Михаил Цукрук боролся с преступностью, а его обвинили в том, что он отремонтировал госпиталь УВД. Не дачу себе, а госпиталь для полиции, — подчеркнул Евгений Ищенко. — Человек давно и крепко заблудился и в своих заблуждениях дискредитировал государственную власть. Мы живем в обществе, нашу свободу ограничивают законы, нам могут они не нравиться, не всегда они могут казаться правильными. Есть государственный инструмент, и люди выполняют законы тогда, когда у власти есть авторитет. А когда человек десятилетиями злоупотреблял государственной властью, открыто, безнаказанно и все это видели, это наносило серьезный ущерб, дискредитировало государственную власть. Это очень серьезное преступление. В конце концов Аль Капоне был посажен американским судом не за то, что убил огромное количество людей, а за то, что не платил налоги. Всем в Америке было понятно, что Альфонс Капоне не является честным человеком, пусть сидит. С Музраевым похожая история.
Евгений Ищенко в 2007 году был приговорен по части 1 статьи 222 к году лишения свободы, по статье 289 УК РФ — к лишению права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на четыре года со штрафом в сумме 5000 рублей. На основании части второй статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на четыре года со штрафом 5000 рублей.
В 2016 году следователь по особо важным делам прокуратуры Волгоградской области Денис Никандров, который вел дела Евгения Ищенко и Михаила Цукрука, был задержан в Москве. К тому времени следователь Никандров дорос до заместителя начальника Главного следственного управления по городу Москве. Поводом для задержания стало подозрение в покровительстве банде криминального авторитета Захария Калашова, известного как Шакро Молодой. Сообщается, что замначальника ГСУ СКР взяли при попытке получения взятки от представителей Шакро в размере около миллиона рублей.
«Называли другом, а теперь не берут трубки»
Еще один экс-мэр Волгограда Роман Гребенников обратил внимание на резко изменившееся отношение к Михаилу Музраеву со стороны так называемой региональной элиты:
— Меня вот какой момент удивляет: еще несколько лет назад было столько представителей власти и бизнеса, которые вертелись вокруг авторитета Михаила Музраева и каждый раз говорили, что они его друзья, союзники, партнеры, — размышляет Роман Гребенников. — Все эти люди сейчас у власти, возглавляют думы, находятся в руководстве комитетов законодательных собраний и представительных органов. Они же, по сути, во многом составляют команду нынешнего губернатора Андрея Бочарова. Каждый второй до ареста Музраева объявлял себя его соратником. А где все эти люди сейчас? Почему никто слова не сказал по поводу всех этих происходящих событий? Эти двуликость, цинизм и откровенная трусость в составе нынешней региональной руководящей псевдоэлиты поражают и удивляют. Суд, вынося решение, исходил из аргументов, которые представил прокурор, и так далее, а что касается политбомонда, который подчеркивал дружбу с СК того периода, сейчас не берет трубки от адвокатов Михаила Музраева. Наш бомонд считает нормальным надеть военную форму, поизображать из себя защитника Отечества, сделав селфи перед БТР, а потом поехать пить шампанское. Сейчас модно выглядеть милитари, защищающими интересы Отечества и получающими при этом миллионные зарплаты, не выходя из кабинета. Именно этот бомонд еще несколько лет назад бегал в кабинеты Следственного комитета. Можно прям смело брать и говорить — вот они, приятели и друзья бывшего начальника СК. Но все эти друзья молчат, благополучно про это забыли и стараются дистанцироваться от самого процесса.
Напомним, Михаила Музраева признали виновным в незаконном обороте оружия, злоупотреблении должностными полномочиями и подготовке теракта. Приговором Южного окружного военного суда, оглашенным 22 марта, экс-генерал приговорен к 20 годам колонии строгого режима, лишен спецзвания и государственных наград. Срок, к которому приговорен опальный генерал, еще три года назад безошибочно назвал его адвокат Владимир Семенцов, а политолог Андрей Гусий уверен: вопрос о виновности Михаила Музраева даже не стоял, интригу составлял срок, к которому приговорят советника Александра Бастрыкина.
Историю взлета и падения Михаила Музраева собрали в отдельном материале.