В Волгограде сегодня, 16 ноября, сгорел деревянный дом-памятник. Двухэтажный особняк 1870 года постройки вспыхнул в один миг около 11 часов утра. По словам жителей дома, деревянная двухэтажка еще несколько лет назад ждала капитального ремонта или реконструкции, но так и не дождалась. Еще 40 лет назад эти дома-памятники были ведомственным жильем, которое получали сотрудники железной дороги. По признанию волгоградцев, уже в 90-е их дома ни железной дороге, ни администрации стали не нужны.
— Мы здесь уже не один десяток лет живем, — рассказывают жители дома. — Когда-то железная дорога за своими домами следила, когда именно наш на Пугачевской стал рушиться, нам со всех сторон сделали кирпичные пристройки, чтобы они держали несущие конструкции и дом не съехал набок. Это было последнее, что железнодорожники делали для нас, потом мы сами. Все коммуникации у нас во дворе, вода — на улице, в доме — печки газовые, продать это — не продашь, никто покупать не хочет. Расселять нас тоже не хотят, и капитального ремонта мы, видите, не дождались, хотели отремонтировать, еще когда мэром Волгограда был Евгений Ищенко. Тогда нам и правда сделали крышу, хорошую сделали, шифер новый положили, через пару лет снова пришли ремонтировать — опять крышу, новый шифер сняли и опять новый положили. Только крышу-то нам и чинили.
Волгоградцы рассказали, что почти у каждой из квартир свой отдельный вход благодаря пристройкам из кирпича, которые были сделаны еще железнодорожниками. Как раз эти пристройки и стали причиной того, что жители дома сами едва не пошли под суд. Напомним, всю информацию о пожаре в Ворошиловском районе корреспонденты V1.RU собирали в режиме онлайн.
— Нас хотели обвинить в том, что всё это самострой, хотя мы к этим пристройкам ну совершенно никакого отношения не имели. Жили да и жили, даже печки эти газовые менять не собирались, потому что дома-то у нас исторические, — вспоминает самая разговорчивая жительница Пугачевской, 11Б Галина Николаева. — Ну а потом нам капремонт вроде как обещали, а через пару лет закон новый появился, что наш дом, как памятник, нельзя просто отремонтировать, ему требуется реставрация и реконструкция, которая, судя по всему, дороже стоит. Вот про нас и забыли, хотя дом продолжал рушиться. Он в болоте стоит, фундамент стал вглубь уползать, сейчас он стал ниже сантиметров на 40, это всё по погребу видно.
По словам волгоградцев, их дом был одним из тех, что обходили разные беды и неприятности, но вот и в этом году им не повезло. Большая часть жителей в будний день лишь по счастливой случайности оказалась дома. Горожане успели спасти свои жизни и жизни уснувших на втором этаже соседей.
— Примерно в 11 ко мне постучалась соседка со второго этажа, она в одних тапочках и халате забежала, — рассказывает Галина. — У меня муж — инвалид, я как услышала про пожар, сразу же побежала его собирать. Курток теплых на него накинула, документы схватила и выбежала сама, в чём было. Уже на улице поняла, что в одной футболке выскочила. Мы пожарным сразу позвонили, потом соседи еще тоже звонили, в общем, звонков было много. Но они и приехали очень быстро. К тому моменту крыша уже полыхала так, что языки пламени выглядывали. В той квартире у нас частенько пьющие компании собирались, так и в этот раз собрались. Один потом заперся, выходить отказался, но потом и его вывели, и хозяйку. Страшно представить, если бы никто из соседей тревогу не забил...У нас в прошлом году горел соседский дом, там люди тоже до сих пор живут. Но их так сильно не заливали, у нас то, что не сгорело, залили.
После почти четырех часов дежурства у сгоревшего особняка горожане признаются, что кого-то уже приютили родственники, кто-то уйдет к соседям, но что будет завтра, неизвестно никому.
— У нас соседи должны были день рождения отмечать, у меня у самой пенсия завтра, куда вот нам теперь идти? — сетуют волгоградцы. — Даже сапоги свои теплые, чтобы не заболеть этим вашим ковидом, я не могу зайти и забрать. Не пускают в дом. А так кто залезет — обчистит нас на раз-два. Там брать-то особо нечего, но всё же. Дом — заброшка.
Однако о причинах пожара и сами погорельцы пока только гадают. При этом общественность беспокоят именно последствия инцидента. Неравнодушные волгоградцы надеются, что огонь не сильно повредил объект культурного наследия.
— Может быть, искра из печи выскочила, может быть, газ, да всё что угодно могло случиться, нам спасатели сказали прийти к ним завтра в часть, — рассказывают волгоградцы. — Завтра и будем разбираться, в квартирах по колено воды, дом сгорел, чего уже теперь нервы себе трепать, спасать стариков наших надо, их бы пристроить в тепло — и ладно.
По информации ГУ МЧС России по Волгоградской области, сообщали, что на месте ЧП работали пожарные 20-й ПСЧ.
— Сообщение о возгорании крыши дома поступило в 11:30, — рассказали в полиции. — Пожарные эвакуировали двух человек. Наряд патрульно-постовой службы охраняет место происшествия и следит за порядком на месте ЧП. В 13:05 объявлено о полной ликвидации пожара.
В то же время в администрации Волгограда рассказали, на что сейчас погорельцы могут рассчитывать.
— В соответствии с действующим законодательством, собственники квартир по ул. Пугачевской, 11б, чьи помещения пострадали в результате возгорания, вправе воспользоваться помещениями муниципального маневренного фонда на период ликвидации последствий инцидента. Также жители могут получить материальную помощь, размер которой устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Обратиться за консультацией по вопросам получения временного жилья можно по номеру телефона: 94-02-58, по порядку получения материальной помощи: 30-13-38, — сообщили в администрации Волгограда. — До пожара жилое здание не являлось аварийным, в настоящее время на месте работает межведомственная рабочая группа, в состав которой входят специалисты профильных подразделений администрации Волгограда. По результатам обследования и оценки ущерба будет принято решение о дальнейшей судьбе здания.
Напомним, 16 октября прошлого года загорелся дом № 8 по улице Комитетской. Он числится как жилой дом 1903 года постройки. В октябре 2015 года председатель комитета культуры региона Виктор Гепфнер подписал приказ об утверждении границ охранной зоны. 15 ноября 2019 года загорелось здание бывшей военной комендатуры на Огарева, 20. Здание относится к объектам культурного наследия регионального значения. Оно построено в конце XIX века как купеческий дом. До недавнего времени в нём располагались военная комендатура Волгоградского гарнизона и военная автоинспекция.