Вечером пятницы, 15 апреля, под Волгоградом перевернулся катер. На борту были шестеро жителей Камышина, которые решили в темное время суток покататься по Волге. Спастись удалось лишь четверым. 40-летний мужчина скончался уже на берегу, не дождавшись приезда скорой помощи, его 12-летнего сына до сих пор ищут спасатели. Тем временем следственные органы возбудили уголовное дело и уже нашли подозреваемого в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. В этом материале собрали всё, что известно о трагедии.
По официально не подтвержденной информации, шестеро знакомых отдыхали в одном из кафе Камышина. За столом собрались Алексей и Елена Барышниковы с сыном, братья Сергей и Никита Мищихины и их знакомая Елена Глущенко. Алексей Барышников трудился инспектором ДПС местного ОГИБДД, в свой выходной решил отдохнуть с семьей. Сергей Мищихин работает спасателем в камышинском подразделении ГКУ «Аварийно-спасательная служба Волгоградской области».
Знакомые изрядно выпили, после чего решили прокатиться на катере спасательной службы. Около 20 часов вечера все шестеро вышли на Волгу на моторной лодке «Чибис». По словам очевидцев, плавсредство отошло от берега не более чем на 100 метров. В какой-то момент лодка врезалась в бакен и опрокинулась. Все пассажиры оказались в воде. Были они в спасательных жилетах или нет — неизвестно, но, судя по видео с места происшествия, на берег их вытаскивали точно без них.
— Они кричали, никак не могли добраться до берега, — сообщали очевидцы. — Вода ледяная, они одетые, по ходу.
Как сообщили в пресс-службе администрации Волгоградской области, пятеро взрослых добрались до берега самостоятельно. 40-летний Алексей Барышников скончался уже на суше до приезда скорой помощи, остальных камышан — 40-летнюю Елену Барышникову, которая, по неподтвержденной информации, может быть беременна, 28-летнего Сергея Мищихина, 25-летнего Николая Мищихина и 25-летнюю Елену Глущенко — отвезли в больницу. 12-летний сын Барышниковых пропал без вести, его поисками до сих пор занимаются спасатели МЧС и местной службы спасения.
По факту трагедии Западное межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ уже возбудило уголовное дело.
— Следственными органами Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении спасателя Камышинского поисково-спасательного подразделения ГКУ «Служба спасения», — сообщили в пресс-службе силового ведомства. — Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьей «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта» УК РФ. Судоводитель уже задержан, в ближайшее время ему будет предъявлено обвинение, после чего следствие намерено ходатайствовать перед судом об избрании ему меры пресечения. Следователи волгоградского следственного отдела на транспорте и криминалисты произвели осмотр места происшествия, маломерного судна, допросили свидетелей, назначили необходимые экспертизы, организован комплекс необходимых следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств и причин случившегося.
Подозреваемым по делу проходит 28-летний сотрудник Камышинского поисково-спасательного подразделения ГКУ «Служба спасения» Сергей Мищихин. По данным из открытых источников, его отец тоже спасатель — работает в МЧС. Сам Сергей — профессиональный водолаз, хоть и служил в воздушно-десантных войсках. Его брат Никита от общения с журналистами отказался.
Тем временем в Волге у камышинской набережной продолжаются поиски 12-летнего сына Барышниковых.
— На набережной Камышина сейчас человек 20–30, — рассказывает с места событий корреспондент V1.RU Евгений Рубцов. — Дети, взрослые разных возрастов. Подходят, смотрят за работой водолазов. Также на набережной находятся сотрудники МЧС и полиции, водолазы ныряют в Волгу в поисках тела пропавшего ребенка.
— Вчера ночью утонули на катере, — рассказывают камышане. — На бакен лодка налетела. Ищут 12-летнего ребенка. Мужик еще утонул, отец его.
Водолазы общаются друг с другом зачастую при помощи непечатных выражений.
— Нам тут до победного работать, так что дуй за компрессором, — кричат ныряльщики.
Температура воды в Волге в районе Камышина всего 2 градуса тепла.
Напомним, похожее ЧП произошло в Волгограде в 2018 году. Проходя через фарватер, плавучая дача столкнулась с буксиром «Капитан Вечёркин». Почти все находившиеся на борту катамарана «Елань-12» пассажиры, большая часть которых имела прямое отношение к ГИБДД и полиции, погибли. Всего жертвами крупной речной аварии стали 11 человек. По озвученным в суде результатам экспертизы, в организме у многих содержался алкоголь. По словам выживших пассажиров катамарана, судном управлял скандально известный политик Дмитрий Хахалев, который также оказался в списке погибших. При этом его мать заявила в суде, что причиной аварии стала прихоть одной из пассажирок, а сам Хахалев в день трагедии был болен.
В катастрофе решено было обвинить лодочника Леонида Жданова. По версии следствия, мужчина должен был остановить Дмитрия Хахалева на проверку документов. В июне 2020 года Ворошиловский районный суд не нашел причинно-следственной связи между допущенными лодочником нарушениями и трагедией. Однако в прокуратуре, требовавшей для Жданова семи лет колонии, сочли иначе. Волгоградский областной суд с позицией гособвинения согласился и отменил оправдательный приговор.
16 июля 2021 года Ворошиловский районный суд признал Леонида Жданова виновным в катастрофе и назначил ему наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с лишением права заниматься вспомогательной деятельностью, связанной с водным транспортом, сроком на два года. Сам лодочник категорически не согласился с этим приговором.
— Вины нет моей, — заявил после суда Леонид Жданов. — Приговор нас не устраивает, мы его не признаём. В конце сентября приговор вступил в законную силу.
По мнению юриста Ивана Иванова, лодочник никак не может быть виноват в том, что кто-то нарушил правила безопасности при управлении судном.
— Всем понятно, что виноват тот, кто у руля судна, — уверен юрист. — Это прямая причинно-следственная связь. То, что после подобных инцидентов наказывают лодочников-стрелочников, это, на мой взгляд, безобразие нашей судебной системы. Хотят найти крайнего. А по сути виновен тот, кто находится за рулем и нарушает меры безопасности при управлении судном.
Юрист также предположил, что следственные органы или внутренняя проверка спасательного ведомства также установят, кто создал условия для того, чтобы катер можно было спокойно взять в нерабочее время.
— Люди в погонах порой переходят грань закона, — считает Иван Иванов. — Неважно, полицейский, прокурор или судья — каждый может пьяный сесть за руль или еще что-то сделать, как и простые граждане. Пожалуй, это общая безалаберность людей. Вообще тут, конечно, надо разбираться, как спасатель служебный катер взял. Думаю, по аналогии с лодочником будут привлекать того, кто брал этот катер, и того, кто создал такую ситуацию, что в неслужебное время можно плавсредства брать. Раз тот, кто был у руля, — живой — вот его в тюрьму и посадят, скорее всего.
Всю информацию о трагедии с катером мы собираем в онлайн-трансляции.