Сегодня, 21 сентября, президент Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, за уклонение от которой волгоградцев ждут ужесточенные накануне наказания. Только вчера Государственная дума на пленарном заседании одним махом, во втором и третьем чтениях, приняла поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, уточнив понятия и существенно усилив сроки за преступления против военной службы.
Все парламентские партии были единодушны. Возражавших не было, лишь воздержавшиеся. Сказать четкое «да» или «нет» поправкам в КоАП РФ в третьем, заключительном чтении не смогли только 58 депутатов или 12,9%, в УК РФ — 61 или 13,6%.
Волгоградскую область в Государственной думе РФ представляют восемь человек: семеро от «Единой России» и один депутат от КПРФ. Они оказались полностью солидарны друг с другом и авторами поправок. Николай Арефьев, Алексей Волоцков, Андрей Гимбатов, Виталий Лихачев, Евгений Москвичев, Николай Николаев, Владимир Плотников и Олег Савченко поддержали поправки.
При этом 22 февраля, на внеочередном заседании российского парламента, волгоградская часть Госдумы была далеко не так активна. Поддержали ратификацию соглашений, подписанных Владимиром Путиным и главами Донецкой и Луганской Народных Республик, только шесть из восьми депутатов от региона. Алексей Волоцков и Виталий Лихачев пропустили голосование, заявляя потом, что сделали это по уважительным причинам.
— У меня сегодня день рождения, поэтому я всех предупредил, взял один день отпуска за свой счет и решил провести его с семьей, — объяснялся тогда Виталий Лихачев. — Причем заявление я написал за две недели, когда еще об этих событиях не было и речи.
Впрочем, от санкций со стороны Запада прогул бывшего мэра Волгограда не уберег. Он попал в первый же список вместе с Николаем Арефьевым, Андреем Гимбатовым, Владимиром Плотниковым, Николаем Николаевым и Олегом Савченко. У последнего коллективный Запад даже отобрал виллу в Италии.
— Любые ограничения свободы и возможности — это плохо. Я не готов быть ура-патриотом и говорить спасибо большое, — сетовал тогда Олег Савченко. — Это плохо, но такова данность, и исходя из этого нужно жить, работать, развиваться, думать о будущем и созидать. Иногда эти ограничения, сложности, трудности являются источником прогресса, источником новых идей, технологий, потому что в критической ситуации человеческое сознание выдает, как правило, какие-то интересные решения, из которых потом создаются великие изобретения, делаются великие открытия и решения.
Чуть позднее в санкционные списки попал и Евгений Москвичев. Единственный, кому каким-то чудом удается избегать ограничений — это Алексей Волоцков. До сегодняшнего дня, 21 сентября, он оставался совершенно незаметным для недружественных стран.
— Коллективный Запад настолько восхищен ходом голосования на избирательном округе господина Волоцкова, что у супостатов не поднимается рука огорчить столь талантливого человека, — писал телеграм-канал «Территория здравого смысла». — Пока у других попавших под европейские и американские санкции депутатов-чиновников буквально отнимаются жизненные перспективы как для них самих, так и для их семей, включая детей и внуков, депутат Волоцков может и дальше радоваться жизни.
Впрочем, невидимого для авторов санкционных списков Алексея Волоцкова с остальными членами Госдумы от Волгоградской области с началом частичной мобилизации объединила возможность в ней не участвовать. Согласно ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Госдуму мобилизовать нельзя — одобрившие законопроект с наказаниями за уклонение от мобилизации депутаты подлежат бронированию. Даже если Родина в опасности.
— Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки, — гласит статья 23 ФЗ «О мобилизации».
Напомним, что решением Госдумы от 20 сентября за отказ от участия в военных или боевых действиях либо неисполнение подчиненным приказа начальника в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий россиянам положено до трех лет лишения свободы. А в случае, если это привело к тяжким последствиям — до 10 лет.
За дезертирство предусмотрено до 15 лет, за уклонение от воинской службы путем симуляции болезни — до 10 лет. Аналогичный срок за нарушения правил несения пограничной и караульной службы, умышленное повреждение или уничтожение военного имущества — до 10 лет. За уничтожение военного имущества по неосторожности — до пяти лет.
Добровольная сдача в плен при отсутствии признаков госизмены наказывается заключением на срок от трех до 10 лет, мародерство карается лишением свободы до шести лет, если оно сопряжено с причинением ущерба в особо крупном размере, тяжким вредом здоровью или убийством — до 15 лет.
За срыв гособоронзаказа теперь предусмотрена уголовная ответственность. Максимальный срок лишения свободы в зависимости от вида преступления — от восьми до 10 лет лишения свободы.