Владельцы частных маршрутных такси в Волгограде оказались на грани разорения. Единственную возможность спастись от краха они видят в повышении цен. Но это вызывает резко отрицательную реакцию пассажиров. Так, жители поселка Ерзовка уже обратились в прокуратуру с требованием разобраться с резким повышением стоимости проезда в единственной маршрутке, связывающей поселок с Волгоградом. С 1 марта 2021 года проезд из Ерзовки в Волгоград вырастет на 25% — с 40 до 50 рублей.
— На момент открытия, в декабре 2018 года, стоимость проезда колебалась от 15 до 20 рублей, — рассказали жители поселка. — Затем проезд подорожал до 35 рублей, а в марте 2019 года — до 40. Сейчас в маршрутках появилось объявление, что с 1 марта 2021 года проезд подорожает еще на 10 рублей — до 50.
Жители поселка указывают, что на официальном сайте комитета транспорта и дорожного хозяйства отсутствует информация об установленной стоимости проезда, что позволяет сделать вывод о том, что перевозчик — простое товарищество «ЭлитТрансСервис», уполномоченный ООО «Автотранспрофи Волжский», самостоятельно устанавливает стоимость проезда, а комитет транспорта и дорожного хозяйства не осуществляет контроль за стоимостью проезда.
— Учитывая текущую пандемию новой коронавирусной инфекции, а также снижение доходов населения, считаем неправильным и преждевременным повышать стоимость проезда на 25%, — уверены жители пригорода Волгограда. — На основании обращения просим провести проверку фактов, изложенных в обращении и принять исчерпывающие меры для недопущения повышения стоимости проезда в общественном транспорте.
В чате жителей поселка идет активное обсуждение грядущего повышения стоимости проезда. Ерзовчане требуют здоровой конкуренции, в частности, запуска в поселок автобуса.
В комитете транспорта и дорожного хозяйства уточнили, что перевозчик работает на маршруте на законных основаниях и имеет право самостоятельно определять стоимость проезда:
— Регулярные пассажирские перевозки на маршруте № 198Т Волгоград (ТПУ «Северный») — рабочий поселок Ерзовка осуществляется по нерегулируемым тарифам, — пояснили в ведомстве. — На таком виде регулярных перевозок перевозчик вправе самостоятельно определять стоимость проезда.
Представитель перевозчика — ООО «Автотранспрофи Волжский» Михаил Лаптев заявил, что поднятие стоимости проезда — мера вынужденная, которая позволит едва-едва перекрыть водителям насущные расходы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием автомобилей.
— На самом деле все просто, — пояснил Михаил Лаптев. — Запчасти подорожали на 30%, газ за два года — на 20%, резина — на 25%. Плюс пассажиропоток упал. Государственные автобусы — им полагаются дотации, причем такие, что они могли бы вообще пустыми ездить. А частному перевозчику дотаций не полагается. Несмотря на то, что его семья тоже хочет кушать. Арифметика, на самом деле, простая. Если раньше машина стоила 700 тысяч, то сейчас за точно такую же маршрутку просят уже полтора миллиона. И это не считая онлайн-касс, тахографов, ТО и страховок. Сколько нужно зарабатывать, чтобы отбить хотя бы стоимость машины? Плюс, опять же, запчасти, резина и прочее, и прочее. Одно на другое накладывается, и получается, что, даже при 50 рублях проезда, водители будут зарабатывать меньше чем 40. И если раньше владелец маршрутки мог спокойно ездить на такси и пару раз в месяц ходить в бар, то сейчас денег едва-едва хватает на элементарное выживание.
Стоит напомнить, что на падение пассажиропотока жалуются и волгоградские перевозчики.
— Пассажиропоток резко упал по всем направлениям. Многие волгоградцы перестали садиться в транспорт, чтобы проехать две-три остановки. Я регулярно общаюсь с людьми, и они рассказывают, что таким образом пытаются сэкономить. Денег у людей не прибавилось, поэтому ходят пешком, — сообщил один из волгоградских перевозчиков.
Работники общественного транспорта предполагают, что свою лепту в печальные тенденции вносит и отток населения. Из-за финансовых проблем многие горожане уехали на заработки в Москву, Санкт-Петербург и в северные регионы страны.
— Наши водители держатся за работу и за своих клиентов, — добавил собеседник. — Да, стало тяжелее. Но куда нам деваться? Проходим проверки, соблюдаем требования оперативного штаба, хотя и понимаем, что маска и перчатки не всегда спасают от заражения.
Введенный в регионе режим самоизоляции почти на полгода «заморозил» работу маршруток. Долгожданное разрешение на работу волгоградцы получили лишь в середине июня. Уже через несколько недель водители рассказали об итогах работы — по их словам, из-за долгого перерыва пассажиры отвыкли от микроавтобусов.
— За три месяца люди отвыкли от нас, — признает владелец нескольких маршрутов. — Сказывается и сезонный фактор — родители не возят детей в детские сады, студенты и школьники отдыхают на каникулах. Поднятие тарифов, на котором настояла администрация, безусловно, тоже играет не на нас. Всё это вкупе попросту мешает восстановить бизнес.