Серьезный дефицит кондукторов-контролеров возник в общественном транспорте Волгограда. Из-за отсутствия вакцинации от работы отстранены больше сотни сотрудников МУП «Метроэлектротранс». Если раньше кондукторов лишались лишь уходящие под закрытие трамвайные маршруты, то теперь в большинстве троллейбусов и трамваев города плату за проезд собирает водитель.
«Вход только в первую дверь» — такие объявления теперь украшают двери множества трамваев и троллейбусов Волгограда. Кондукторов в салоне нет. Деньги с вошедших собирает теперь водитель или вагоновожатый. Причина дефицита кондукторов-контролеров проста — они отстранены из-за отсутствия сертификата о вакцинации от COVID-19 или медотвода от прививки.
— Кому стало от этого легче? Кондукторов спасли от заразы? — возмущается водитель одного из троллейбусов популярного городского маршрута. — Нет. Они отстранены и без денег. Мне, водителю, стало легче и безопаснее? Тоже нет. Теперь обязанность приема денег с пассажиров свалили на меня. Пассажирам удобнее? Не смешите мои тапочки. Теперь троллейбус идет по маршруту медленнее. На каждой остановке задержка из-за обилечивания и входа-выхода через одну дверь. Но так делать можно не везде. На остановках с большим пассажиропотоком открываются все двери. Сколько из зашедших оплатит проезд? Правильно, единицы.
По словам работников «Метроэлектротранса», отказывающихся от авторизованных комментариев, на маршрутах, где троллейбусы дублируются с автобусами, популярность последних выросла в разы — автобусы ездят набитые битком, когда в троллейбусах полупустые салоны. При этом работники предполагают, что подобное падение выручки, отстранение массы кондукторов и общее снижение популярности электротранспорта только играет на руку определенным чиновникам, заявлявшим, что только концессия способна спасти городской общественный транспорт. Впрочем, как показывается в открытых данных, в МУП «Метроэлектротранс» уже несколько лет падает выручка и растет заработок у его руководителей.
— Мы это уже проходили, когда чиновникам очень нравилось закрывать троллейбусные маршруты, запуская параллельно ему аналогичные маршрутные такси, — говорят водители. — С водоснабжением и канализацией тоже все уже почувствовали. От «Концессий водоснабжения» и «Концессий теплоснабжения» рая в Волгограде тоже не возникло, хоть и обещали всякие небесные кренделя. Зато, если образно выражаться, к городским трубам они прицепили свой денежный счетчик. Школьное питание отдали приближенным к администрации банкиршам? Ну да, теперь дети тушенку едят из какого-то жира и без капли мяса или гнилые сосиски. Что? Теперь настала очередь того, что еще уцелело от реформаторов? Наши трамваи и троллейбусы?
В администрации Волгограда в свою очередь уверяют, что проблем с городским электротранспортом из-за отстранения антипрививочников нет, а обслуживание пассажиров без кондуктора не оказывает существенного влияния на экономику транспортного предприятия. При этом сколько именно кондукторов-контролеров необходимо и сколько отстранено, а также число трамваев и троллейбусов, где за кондуктора теперь трудится водитель, в администрации Волгограда стеснительно не называют.
— Сейчас на ряде маршрутов МУП «Метроэлектротранс» временно организовано обслуживание пассажиров без кондуктора, при котором оплата за проезд производится водителю посредством транспортного терминала, — заявили в администрации Волгограда. — Причиной послужил дефицит кадров, сложившийся в большей степени из-за сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции: ряд кондукторов, не прошедших вакцинацию против COVID-19, в настоящее время отстранены от исполнения служебных обязанностей, кроме того, в целях сохранения здоровья предпочли остаться дома сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста. Напомним, работники общественного транспорта относятся к группе риска. Бескондукторный метод обслуживая пассажиров вводится только с согласия водителей подвижного состава и только там, где позволяет структура пассажиропотока, например в выходные дни или только в отдельные рейсы в период слабой загрузки. При этом выдача билетов пассажирам производится только на остановках. Такие рейсы сопровождают контролеры-ревизоры, которые в случае необходимости помогают водителю обилетить пассажиров.