В своем путешествии по Задонью волгоградцы добрались до мест съемок киношедевра Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». На пути сюда они успели посетить донскую обитель Свято-Вознесенского Кременского монастыря и взглянуть на донские просторы с Румын-горы. Пройти более 150 километров по бездорожью, трижды пересечь Дон и покорить Арчединские пески ради встречи с местами, где советский режиссер развернул настоящие боевые действия своего кинофильма.
— Дорога от хутора Савушкин вдоль Дона тянется мимо малочисленных поселений, — рассказывают волгоградцы. — По пути встречаются стада коров, на первый взгляд, без определенного места жительства и заброшенные дома.
Особенно интересна история одной из попутных станиц — Перекопской. Сама она основана в 1610 году, в центре красуется старинный собор. Некоторым домам здесь более 200 лет, кое-где еще сохранилась мазанка и стала видна основа: глина и прутья. Но местных жителей можно сосчитать по пальцам, и большинство домов станицы пустует. По рассказам, они были куплены москвичами в ожидании Конца Света, который так и не грянул. А недвижимость осталась ждать своего часа.
Оставляя позади это трудно объяснимое зрелище, мы отправились прямиком к хуторам Большие Ярки и Логовский, в окрестностях которых и разворачивались основные события киношедевра Бондарчука.
Стометровыми кручами тянулись за окнами автомобилей меловые горы вниз по Дону, а к Логовскому вела старая грунтовая дорога, белая от мела. Машины постепенно начинали покрываться мельчайшей меловой пылью. А во время движения поднимали за собой белое облако. Идя в колонне, приходилось притормаживать, давая время белой дымке осесть. Не попасть в ловушку степи помогали только современные системы наших машин.
По пути буйную донскую зелень стал сменять стелющийся по мелу можжевельник, серебристая полынь да тонкие сухие стрелы ковыля. Трудно себе представить, что еще 70 лет назад в этих местах были громадные воронки от разорвавшихся мин, дома полыхали, а в небе барражировали самолеты со свастикой. В годы Сталинградской битвы Клетский район был местом самых ожесточенных боев. Станица и многие хутора были полностью разрушены и сожжены немцами. А жителям окрестных хуторов пришлось дважды пережить войну.
Советский режиссер Сергей Бондарчук, чтобы максимально приблизиться к дням ожесточенных боев, в 60-х годах сжигал целые поля ржи, брал скот — для сцен всеобщего отступления. А один из местных хуторов — Мелологовский — переселил полностью: выкупил дома, а потом сжег и их, вместе с пристроенной к ним бутафорской деревней.
Первое впечатление от Логовского — хутор пустует. На улицах не видно ни одного местного жителя. Лишь на самой окраине заметна приоткрытая калитка. На пожелание доброго дня отзывается молодая женщина. Она говорит, что ее мама была свидетелем съемок фильма «Они сражались за Родину». Спустя несколько минут к нам навстречу выходит сама Валентина Ивановна. На момент съемок ей было чуть больше 35 лет, и она помнит события тех лет.
— Съемки начались весной 1974 года. Жара стояла 40-градусная, — вспоминает Валентина Ивановна. — Выжженные солнцем холмы, густая меловая пыль, которая оседала на одежде, лицах, аппаратуре. Много чего там понастроили. Даже наш колхозный яблоневый сад вырыли и туда перевезли. Создавали видимость деревни. Приглашали и нас сниматься. Мы должны были отпустить лейтенанту молоко и масло. Но скот во время не пригнали. Помню, как сам Бондарчук выскочил на нас, морда красная, орет, руками машет, матом кроет. А мы что — развернулись и пошли домой.
Но то лето запомнилось местным жителям не только потому, что запросто можно было увидеть людей, которых знала вся страна. Вокруг постоянно громыхали снаряды, землю перепахивали танки, а в воздухе чувствовался запах гари.
— Основные сцены снимали в хуторе Мелологовский — его перед съемками полностью расселили, а у нас прямо в конце хутора шел бой, — вспоминает Валентина Ивановна. — Около леса что-то горело, черный дым шел. Танки гремели. Потом самолет летал, а на горе много окопов было нарыто. Мы видели, как наших казаков в немецкую форму наряжали, как перевязка шла, а кровь красной краской мазали, и как они там ползали в окопах. И смешно было, и страшно.
Конечно, большинство местных, кого привлекали для съемок массовых сцен, в картине себя так и не рассмотрели. Но тем, что участвовали, гордятся до сих пор. И детям рассказывают, как здесь, на территории ничем не приметных хуторов, снимались батальные сцены киношедевра: над косогором ревели немецкие бомбардировщики, внизу, в ложбине, горели казачьи хаты Мелологовского, а по дорогам шли толпы беженцев.
— Много чего было. Много чего и не надо рассказывать. Пили там безбожно — как-то целый магазин бутылок порожних привезли, к нам сюда сдавали, — говорит Валентина Ивановна. — Много известных актеров тут было. А после съемок и многочисленных дублей все они уставшие отправлялись на теплоход «Дунай», который превратили в гостиницу. Среди них — и Шукшин. Он скончался как раз на этом теплоходе, практически в последний день съемок, 2 октября 1974 года — за год до выхода фильма на экраны. Много дней до этого он сидел над обрывом, на утесе, и писал. Писал много. Всегда был очень грустным и задумчивым, будто знал, что его ждет. Здесь-то его и прихватило. Он еле-еле добрался до теплохода, да больше и не пришел в себя. В каретке печатной машинки, по рассказам, после его смерти остались строки: «Силы, силы уходят. Не думал, что это когда-нибудь произойдет со мной. Ужасно грустно, в башке полно замыслов».
Это место так и назвали — Шукшинским утесом, а местные жители — своим Мамаевым курганом. Валентина Ивановна даже написала в честь актера стихотворение, которое рассказывает о его жизни и смерти здесь, на донском раздолье.
— На Дону стоит утес, мелкой травкою оброс.
Ничем не был он приметен, не было на нем отметин.
Оставил след на нем Шукшин, любил смотреть он вниз с вершин.
Донским пейзажем любовался, сидел, блаженно улыбался.
Снимался в фильме на Дону про прошедшую войну.
Но случилась с ним беда — ушел из жизни навсегда...
Теперь утес и человек — есть одно целое навек.
А вам туда, — машет прочь от хутора Валентина Ивановна. — Сами все увидите.
На пути к утесу дорога вновь теряется в степи, внизу малая излучина Дона, синеющая даль пойменных лесов и песчаная ложбина, выходящая к реке. По одну ее сторону пологий косогор с проплешинами мела, с домиками студенческой турбазы, по другую — могучая меловая гора, круто обрывающаяся в реку.
Это место было выбрано для съемок не случайно. По требованию Шолохова — автора одноименного романа — они должны были проходить там, где непосредственно и происходили события 1942 года, под Сталинградом, теперь Волгоградом. Бондарчуку — и руководством «Мосфильма», и Минобороны — был дан полный карт-бланш. Специально для съемок по распоряжению Генштаба Вооруженных сил СССР был сформирован сводный полк, в который входили кавалерия, пехота, танковая и саперная части, рота водоснабжения... Всего в съемках участвовало около двух тысяч человек массовки. С боевой техникой тоже проблем не было: Бондарчуку выделили несколько десятков танков Т-44 и больше десятка реактивных самолетов L-22.
Сейчас место, где снимался фильм, изменилось до неузнаваемости. На пригорке поставили часовню, рядышком установили памятный знак Василию Шукшину и открыли небольшой мемориал — захоронили найденные здесь останки 200 солдат.
Но до сих пор в ландшафте угадываются знакомые сцены из фильма. Например, вот из-за этих холмов наступали немецкие танки. Земля, кстати, тут совсем не земля, а натуральный камень, остается только удивляться, как в ней бойцы выковыривали лопатками окопы.
А главное — здесь до сих пор дух захватывает от моря колышущейся ковыль-травы, отвесного берега, за которым почти у горизонта проглядывают донские пески, небольшой участок самой настоящей пустыни. Так бы сидели и слушали, глядя на бескрайние донские просторы и тихое течение Дона, как поет задумчиво ветер.
В станице Клетской есть музей донских казаков, где можно познакомиться с историей этих мест и жизнью Василия Шукшина. Хранители музея с точностью воссоздали интерьер каюты знаменитого актера, а в экспозицию добавили сапоги и настоящую гимнастерку его экранного героя.
Обратный путь мы проложили по «белому асфальту» и последний раз пересекли Дон по мосту в районе Калача-на-Дону с полной уверенностью, что обязательно вернемся сюда снова. Это место наполнено особой энергией и силой победного духа. Чтобы убедиться в этом, приезжайте в эти края и увидите все сами.